Не прошла проверку на качество
Купальный сезон лета 2013 года в Иркутске был отменён. В начале июля у местных водоёмов расставили предупреждающие таблички о запрете купания в них. Причина – плохое качество воды. Многие жители города, однако, запрет санитаров предпочитали не замечать и продолжали отдыхать на городских пляжах, что, по словам специалистов, могло окончиться плачевно. «Сибирской энергетик» пытался разобраться, с чем связано ухудшение качества воды в Иркутске и стоит ли горожанам беспокоиться о чистоте питьевой воды.
Купаться запрещается!
Ситуация вокруг закрытия пляжей развивалась следующим образом. В начале лета органы Роспотребнадзора проводили плановый анализ проб в рамках лабораторного контроля за качеством воды водоёмов 2-й категории (в зонах купания и рекреации). В Иркутске, по словам представителей ведомства, пробы берутся в восьми разных точках, а исследование воды водоёмов зон массового отдыха осуществляется по 17 показателям, среди которых запах, содержание в среде тяжёлых металлов и нитратов.
Особое внимание уделяется микробиологическим показателям. Именно они оказались неудовлетворительными и стали причиной закрытия всех иркутских пляжей. В итоге в начале июля результаты лабораторных исследований, проведённых в предыдущем месяце, были направлены в мэрию для организации и осуществления охранных мероприятий, а 11 июля состоялось заседание комиссии по ЧС администрации города.
Отмечается, что на протяжении лета было исследовано 30 проб воды и больше половины из них не соответствовали гигиеническим нормативам из-за превышения количества общих колиформных бактерий (ОКБ) и термотолерантных колиформных бактерий (ТКБ). Первая группа бактерий свидетельствует о наличии в воде микроорганизмов группы кишечных палочек, вторая группа указывает на недавнее фекальное загрязнение воды. И те и другие подтверждают увеличивающийся риск инфекционных заболеваний, а также потенциальную опасность воды в эпидемиологическом отношении.
Так, например, в воде залива Якоби максимальное возможное значение количества ТКБ было превышено в 20,3 раза, а ОКБ – в 4,1 раза. Для сравнения: в прошлом году показатели ОКБ были в границах нормативов, а максимальные показатели ТКБ были превышены в 1,3 раза. Похожая ситуация практически во всех местах забора проб. Исключением стал лишь пляж у ледокола «Ангара», в этом году допустимый уровень термотолерантных бактерий там превышен 4,4 раза. А в прошлом году нормативное значение было превышено аж в 61,8 раза, что тоже стало причиной обращения Роспотребнадзора к властям с заявлением о необходимости установки аншлагов о запрете купания. Причём в 2012-м запретительные таблички также должны были появиться на всех городских водоёмах.
В нынешнем году причиной закрытия пляжей могли стать не только бактерии. Эксперты называют энтеровирусы, которые особенно устойчивы во внешней среде и могут сохраняться в открытых водоёмах длительное время. Запрет на купание был наложен в связи со вспышками вирусного менингита по всей стране, полагает один из собеседников газеты. Тем не менее специалисты утверждают, что эпидемиологическая ситуация по заболеваемости энтеровирусной инфекцией в Иркутске стабильная, хотя и превышает средний многолетний уровень на 23%. В то же время подчёркивается, что в ходе исследования воды в местах пользования энтеровирусов не обнаружено.
Превышает максимум
Сейчас главная задача – выявить причину загрязнения воды в местных водоёмах. Сделать это совсем не просто. На вопрос, что стало источником загрязнения, в администрации Иркутска «Сибирскому энергетику» ответили: «В информации, представленной Роспотребнадзором по данному вопросу, отсутствуют аналитические сведения о возможных причинах и источниках загрязнения, которые можно получить, применяя методики санитарно-эпидемиологического анализа. Указанный факт существенно затрудняет работу администрации города по устранению причин загрязнения водоёмов».
Специалисты ведомства отмечают, что причинами ухудшения качества воды могут быть сброс или фильтрация через грунт хозяйственно-бытовых ливневых стоков от различных объектов, расположенных в зоне санитарной охраны водозабора, несанкционированные свалки мусора и другие загрязнения береговых зон. Также влияют на состояние водоёмов сброс бытовых стоков и подсланиевых вод с судов, курсирующих по водохранилищу, и размывание донного ложа и береговой линии водного объекта.
Чиновники подчёркивают: выявлен и устранён ряд источников загрязнения в местах массового отдыха. Одновременно направлены обращения в соответствующие контролирующие структуры для принятия мер по устранению возможных источников загрязнения водоёмов. Однако повторные пробы воды по-прежнему свидетельствуют о её плохом качестве, что не позволяет возобновить использование городских прибрежных зон.
Как отмечают в Роспотребнадзоре, общая экологическая обстановка говорит о плохом санитарно-гигиеническом состоянии самой береговой полосы. Так, пробы не только воды, но и почвы на иркутских пляжах не соответствуют требованиям. В районе ледокола «Ангара» в почве зарегистрировано превышение индекса бактерий группы кишечных палочек в 10 раз больше разрешённой нормы, также обнаружены яйца гельминтов. Ещё больше превышен допустимый индекс бактерий в почве, взятой на заливе Якоби, – там он от 10 до 100 раз превышает разрешённый максимум.
Особое место в загрязнении городской воды, по мнению специалистов Роспотребнадзора, отведено тому, что в Иркутске отсутствует система ливневой канализации, что приводит к поступлению в водоёмы поверхностного стока без какой-либо предварительной отчистки. Проект создания в городе локальных систем сбора с обеззараживания ливневых сточных вод, который предусмотрен Генеральным планом, так до сих пор и не реализован. В ведомстве отмечают, что построена и используется по назначению лишь одна станция, которая производит сбор и очистку ливнестока с нового Академического моста.
«Вода у нас слишком чистая»
Учитывая плохую эпидемиологическую ситуацию, возникает вопрос: угрожает ли здоровью горожан вода, которая поступает в дома? В администрации Иркутска нам пояснили, что загрязнение водохранилища происходит не только в черте города. Значительное количество источников загрязнения расположено по обоим берегам Иркутского моря вплоть до Листвянки. Однако пока угрозы источнику водоснабжения нет. Тем не менее, учитывая исключительную значимость вопроса для города, «Водоканалом» усилен контроль за качеством воды, подаваемой в разводящую сеть водопровода. Сегодня, по мнению представителей мэрии, нет оснований говорить о серьёзной эпидемиологической угрозе источнику водоснабжения, однако в ближайшие годы возможно ухудшение ситуации в связи с интенсивной застройкой берегов Иркутского моря без использования системы централизованной канализации и надлежащего санитарного контроля за строительством и эксплуатацией объектов.
Со своей стороны Роспотребнадзор отмечает, что с начала года было взято 16 проб и проведено более 500 исследований воды источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения города. Все взятые пробы воды Иркутского водохранилища в местах водозаборов соответствуют требованиям. Таким образом, питьевая вода в Иркутске является безопасной в эпидемиологическом отношении и безвредной по химическому составу. В ведомстве отмечают, что в большинстве случаев основными причинами несоответствия запрашиваемому качества воды, поступающей к потребителям в жилых домах, являются износ разводящей сети, старение труб и, соответственно, аварийные ситуации. Сама по себе вода, поступающая в сети из Ершовского водозабора, довольно качественная и хлорируется только с целью последующей дезинфекции водопроводных сетей. «Для этого доза остаточного хлора при выходе воды с водозабора поддерживается на уровне не менее 0,3 мг», – утверждают специалисты.
В «Водоканале» полагают, что ухудшить состояние источников водоснабжения, к примеру, могут паводковые явления. В этом случае санитарными правилами предусматривается «введение режима гиперхлорирования воды при обеззараживании на очистных сооружениях». Сейчас причин для введения такого режима на сетях водоснабжения, по мнению специалистов, нет. Хотя «Водоканалу», как и другим организациям, эксплуатирующим водопроводные сооружения, рекомендовано организовать лабораторный производственный контроль, в том числе на вирусологические показатели.
В городском «Водоканале» нам подтвердили, что получили такое предписание и в итоге удвоили количество проводимых анализов. Также было подчёркнуто, что «Водоканал» из городских водоёмов воду не забирает, поэтому, по большому счёту, нынешние проблемы никакого отношения к питьевой воде не имеют. Водозабор производится в нескольких местах: в районе Ершовского залива, с сооружения №1, которое находится в теле плотины ГЭС, – там вода берётся из источника и никаких особых манипуляций с ней не производят. Также вода поступает в городские сети с водозаборов на левом и правом берегах Ангары, но только после хлорирования. Эту схему водоподготовки, насчитывающую более 50 лет, пока менять никто не собирается. «Вода у нас слишком чистая, – поясняют специалисты. – К примеру, возьмём компонент «мутность»: по норме допустимое значение 1,5 мг/дм3, в водозаборе у Ершей показатель 0,19 мг/дм3, а на сооружении №1 вообще лишь 0,15 мг/дм3. Поэтому ведётся только обеззараживание». К слову, сейчас заканчивается монтаж новой, более технологичной станции обеззараживания, её запуск запланирован на сентябрь нынешнего года. В связи с этим в «Водоканале» утверждают, что проблем с контролем за качеством воды «со стороны «Водоканала» нет никаких. Отслеживается вода на всех водоразборных колонках: «В среднем в месяц берётся около 700 проб, вода проверяется по 28 показателям, а также на содержание различных веществ (около 30 наименований) в воде источника и водопроводной воде».
Тем не менее в «Водоканале» не исключают, что качество питьевой воды может ухудшиться. Всё из-за процесса интенсивной застройки берегов Иркутского водохранилища, особенно в районе Ершовского залива. «Это представляет опасность, поскольку многие дачники и владельцы коттеджей начинают использовать у себя различные современные химические септики. Без централизованной системы канализации есть вероятность того, что у недобросовестных владельцев они могут сливаться в Ангару. Соответственно, «Водоканалу» придётся проводить более затратные мероприятия по очистке воды от химических примесей, но в любом случае вода будет проходить необходимую очистку и в водопровод поступит при соответствии санитарным нормам. Просто процесс очистки будет более сложным и затратным».