Последний подарок священника
Среди экспонатов Ангарского музея часов есть солнечные часы, которые можно спрятать в карман. Первые солнечные часы появились на земле около пяти тысяч лет назад. В Ангарском музее часов представлены макеты древнеегипетских и греческих солнечных часов, настольные солнечные часы 19 века, выполненные в мастерской Швабе в Москве. Но эти маленькие солнечные часы особенные. Когда-то их держал в руках православный священник из Владимирской губернии. Во время гражданской войны, перед арестом и ссылкой, он подарил часы своей хорошей знакомой, Татьяне Харламовой, на память. А её родные, живущие теперь в Иркутске, передали их в музей. Вместе с трогательной русской историей китайских солнечных часов.
Огневые, песочные часы, клепсидры – «похитительницы воды», часы солнечные из Египта и Греции – макеты этих приборов представлены в Ангарском музее часов. Им даже отведён специальный зал, который так и называется: «Зал простейших часов». Солнечные часы появились в третьем тысячелетии до нашей эры.
Когда человек обнаружил, что его собственная тень то укорачивается, то удлиняется в течение дня, он изобрёл солнечные часы. Первые солнечные часы – это камни-обелиски, которые помимо утилитарного назначения – определения времени – имели ещё и культовое. К примеру, в Египте такие гномоны служили и для почитания культа Солнца. В обычном представлении солнечные часы – это размеченный круг с вертикальным шестом посередине, по тени от которого можно определять время. Оказывается, ещё римский зодчий Маркус Витрувий в своём сочинении «Архитектура» описывал не менее 13 разновидностей солнечных часов. Среди них были и небольшие дорожные солнечные часы, по-видимому, один из первых образцов карманных часов.
Разнообразие солнечных часов поражает: часы с закруглёнными поверхностями циферблатов, конические, колончатые часы, часы в форме кубка. Солнечные часы, совмещённые с компасом. Один из наиболее любопытных вариантов, встречавшихся в средневековье, – кольцевые солнечные часы. Изящная подвеска, составленная из двух колец, вставленных друг в друга, с отверстиями. Меняя положение внутреннего кольца, в зависимости от падения в отверстия солнечных лучей можно было определить время. Иногда такие часы изготовлялись в виде перстня. Уже в 15-16 веках в ходу были и другие карманные солнечные часы. Они представляли собой коробочку из двух пластин.
«Когда крышку коробочки поднимали, между ней и донцем натягивался шнурок — гномон. На донце – горизонтальный циферблат, а на крышке – вертикальный. Встроенный компас позволял развернуть гномон к северу, а миниатюрный отвес – держать коробочку горизонтально. Тень гномона показывала время сразу на обоих циферблатах. Специальная бусинка, закреплённая на гномоне, своей тенью отмечала дату года», – рассказывал Станислав Михаль в книге «От гномона до атомных часов». Европейские мастера 16-17 веков изготовляли солнечные часы в виде книги. Оригинальными были рефракционные солнечные часы-кубки. Они представляли собой чашу с цифровой шкалой. Перед использованием таких часов кубок надо было наполнить водой, солнечный луч на границе сред преломлялся (рефракция), и тогда по теневой стрелке можно было узнать точное время. Самые большие солнечные часы находятся в городе Джайпуре (Индия), время там определяется по движущейся тени лестницы высотой 35 метров (примерно с 15-этажный дом).
Считается, что в России первые портативные солнечные часы появились в 16 веке, они были привезены из Западной Европы. К примеру, в Эрмитаже хранятся часы, изготовленные в 1556 году. Свою руку к изготовлению нескольких экземпляров солнечных часов приложил Пётр I. До наших дней дошли портативные солнечные азимутные часы императора, изготовленные в России английским мастером Джоном Бредли.
Интересный факт, связанный с Иркутском. По свидетельству главного хранителя Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н.И. Гродекова Татьяны Мельниковой, митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов), будучи в Иркутской духовной семинарии, очень увлекался механикой, ручным трудом, а потому сам придумал и изготовил карманные солнечные часы, «получившие распространение не только у семинаристов, но и во всём Иркутске» (статья «Простая шкатулка из узорчатой меди», хабаровский региональный культурно-просветительский журнал «Словесница искусств», 2008 год). Однако солнечные часы, хранящиеся в Ангарске, к митрополиту отношения не имеют. Их родина – Китай.
«У этих портативных солнечных часов необычная история, – рассказывает директор Ангарского музея часов Нина Крылова. – Экспонат этот я очень люблю. Часы были изготовлены в Китае во второй половине 19 века, но как попали в Россию, неизвестно. Зато их российская история очень трогательна. В декабре 1987 года их принёс нам иркутянин Михаил Александрович Беляков. Он решил преподнести музею подарок прямо накануне Нового года. Мы были, конечно, рады, поскольку экспонат очень интересный – настоящие маленькие карманные солнечные часы. Стали выяснять, что же это за часы такие. По нашей просьбе Михаил Александрович узнал их историю у сестры и написал нам письмо. Оказывается, принадлежали они его матери, учительнице».
«Наша мать Харламова Татьяна Александровна родилась в 1891 году в селе Дунилово Владимирской губернии, в семье священника, – написал в музей Михаил Беляков. – Училась во Владимире, в епархиальном училище. После окончания училища (где-то в 1910–1912 годах) работала учительницей в ряде сёл Владимирской губернии». В селе Порецкое она познакомилась с местным священником, к которому водила учеников на молебствования. По рассказам Татьяны Харламовой, священник этот очень верил в Бога, был образованным человеком, начитанным. «Мама давала ему читать свои книги, – писал Михаил Беляков. – Он не все их одобрял. Например, поэта Апухтина считал безбожником…». Хранил священник у себя маленькие солнечные часы.
Часы действительно примечательны. Портативный солнечный хронометр оснащён корректирующим компасом (компасом часы стали комплектовать в 15 веке, он позволял точно выставить час и использовать их не только стационарно, но и в дороге). В 1989 году новый экспонат музея вызвал такой интерес у Нины Крыловой, что она даже решила написать о нём в «Восточку». «Часы в круглом деревянном корпусе со снимающейся крышкой, – писала она. – Циферблат часов со шкалой выполнен из специальной бумаги. Перпендикулярно циферблату установлен теневой указатель из металла жёлтого цвета». Мы рассматриваем часы поближе. На циферблате полукругом нанесены римские цифры, он дополнен маленьким кругом-разметкой с китайскими иероглифами, а в корпус встроен компас.
Вероятно, этот раритет никогда бы не попал в Ангарск, если бы не цепь событий. «Случилась революция, начались страшные годы гражданской войны, когда служители церкви подвергались особым гонениям, – продолжает Нина Крылова. – В то время священник был арестован и выслан, но перед этим сумел передать женщине карманные солнечные часы как память о себе». «Мама очень дорожила этим подарком и бережно хранила часы при случавшихся в её жизни переездах, – рассказывал Михаил Беляков. – Она проработала учительницей 25 лет, была на пенсии и умерла в 1974 году. Вот и все скудные сведения, которые удалось раздобыть». «Конечно, встретиться Татьяне Харламовой с другом-священником уже не пришлось, он исчез в те страшные годы без всякой весточки. Просто пропал, не сохранилось и его имени. Но светлые воспоминания о нём живы до сих пор. Много лет часы так и находились в семье. И теперь эта печальная, трогательная история хранится у нас вместе с часами», – говорит Нина Крылова. В музее до сих пор берегут письма и открытки от Михаила Белякова. Теперь и они часть истории маленьких солнечных часов.