издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Яхта своими руками

Максим Скоморовский — руководитель танцевального клуба «Академик», и в этом качестве его знают в Иркутске и городах области. Ещё, как и у многих людей, у него есть хобби. И это не коллекционирование, не вышивание крестиком, это увлечение иного порядка – парусный спорт. В течение восьми лет Максим Скоморовский строил яхту на крыше своего гаража. «Жить практически на берегу Байкала и не иметь яхту — это почти неприлично», — поговаривал при этом он. В детстве Максим занимался парусным спортом, после был чемпионом Иркутска, поэтому мечта о собственной яхте его никогда не оставляла. И она осуществилась – на прошлой неделе яхту спустили на воду. Наш корреспондент наблюдал за процессом её транспортировки из Академгородка в яхт-клуб.

Две важные точки – двигатель и унитаз

В гаражном кооперативе Академгородка к яхте давно привыкли. Всё-таки восемь лет простояла она на крыше обычного гаража. Максим Скоморовский прикидывал, где же можно поставить корпус яхты, чтобы круглый год работать над строительством и  обустройством. Арендовать где-то место дорого. Возник-ла необходимость в стационарной мастерской. Тогда отец Максима предложил: «Давай поднимем яхту на крышу гаража». Яхту поставили так, что основной упор приходился не на крышу, а на несущие стены — чтобы не повредить и не продавить сам гараж. Яхта на крыше гаража стала неотъемлемой частью местного пейзажа, все к ней привыкли, и сейчас местные мужики жалуются: «Ты зачем нам ландшафт испортил? Осиротил нас».

Как-то в сувенирном магазине Максим увидел штурвал со встроенными часами. С виду декоративная игрушка, а на деле вполне пригодная вещь. Купил, часы вынул, штурвал оказался при деле.

Конечно, строительство яхты, как и любое строительство,  – удовольствие не из дешёвых. «Но не дороже, чем это возможно», – подчёркивает Максим. Да и процесс так заметно растянулся во времени, чтобы траты не были критичными. Сначала Скоморовский хотел просто купить яхту, но посудины такого типа достаточно дорогие. А покупать что-то более простое и примитивное – есть ли в этом смысл? Так и началось строительство. Кстати, самоделок по Байкалу прилично ходит. 

– У меня чертежи были, а руками работать я давно обучен, – рассказывает Скоморовский. – В школе хороший учитель труда был, да и сам я инженер по профессии. Корпус выварил по чертежам и дальше уже начал работать над внутренней начинкой. Дизайн сам придумал и сам воплотил. Некоторые вещи получились почти новаторскими, их не назовёшь  изобретениями, но конструктивными решениями – вполне себе. Эта яхта интересна тем, что у неё два поста управления – один наверху, на палубе, а второй внутри рубки – если дождь идёт, рулевой может управлять изнутри. И я размышлял: как сделать так, чтобы можно было управлять яхтой и снаружи и изнутри? На улице руль стоит, а внутри корпуса – штурвал. Если они всё время жестко связаны, то трудно управлять рулём, потому что штурвал даёт большую инерционность. И я сочинил механизм, который позволяет их разъединить при необходимости. Это целая интересная система, я её сам придумал и сделал. В зоне камбуза я стремился к оптимизации пространства. Моя дочь, архитектор и дизайнер, одобрила моё решение. Я установил раковину и плиту чуть-чуть неровно, чуть-чуть под углом, и сразу образовались дополнительные объёмы, которые можно было использовать. Этим эргономичным решением я тоже горжусь. Ну и удалось мне найти лишний метр длины – также с помощью конструктивных решений. Фактически, получилось ещё одно спальное место, мы его называем просто – «гроб». 

Маршрутов интересных много, Максим уже прикидывает, куда бы отправиться следующим летом

По ходу строительства в дело шло всё. Например, как-то в сувенирном магазине Максим  увидел штурвал со встроенными часами. С виду декоративная игрушка, а на деле вполне пригодная вещь. Купил, часы вынул, штурвал оказался при деле. А мотор использовал попросту автомобильный — от «японки». Вроде яхта, строительство, а процесс всё равно оказался во многом творческим: 

– В том-то и дело. Я ведь по профессии кто? Ставлю танцевальные номера. Когда номер делаешь, нужно найти ту точку, вокруг которой можно наращивать композицию. Достаточно найти в музыке интересный кусочек, который надо придумать, продумать, оттанцевать, а к нему уже нарастёт весь номер. То же самое и на яхте – нужно было найти точку, вокруг которой и будет разворачиваться пространство. А всё остальное выстроится совершенно логично. Если точка найдена неправильно, всё это в дальнейшем аукнется. Таких точек у меня получилось две: естественно, двигатель, вокруг которого всё наращивалось. И ещё одной важной точкой стал унитаз, это очень актуально на яхте, и не особенно важно, плывут на ней женщины или нет. Вторым делом я поставил унитаз, и вокруг него опять же наросло всё остальное. Он привязан к борту расстоянием, должен стоять в определённом месте. А вокруг всё прочее – столики, диванчики, которые я могу двигать. И стоило эти точки удачно выбрать, всё прочее очень логично собралось. Хотя некоторые вещи, признаюсь вам честно, приходилось переделывать. Но зато я сам научился нержавейку варить. Мебель сам сконструировал  – основой послужили  квадратные металлические рамы, а снаружи я оббил их фанерой. Оказалось очень технологично. 

В общей сложности на строительство ушло 8 лет. Яхта всего на год младше сына Максима Скоморовского Николая. Она получилась небольшой, изящной, но вместительной – на шесть спальных мест. И для управления нужна минимальная команда – два человека, рулевой и матрос. 

Карлсон? Нет, не Карлсон!

Чтобы перевезти яхту из Иркутска в загородный яхт-клуб, пришлось нанимать кран и здоровенную грузовую фуру. Как гигантский синий кит, яхта плыла сначала по плотине, потом по Байкальскому тракту, пока наконец не прибыла к месту назначения – в яхт-клуб «Исток», что за Ново-Разводной. Здесь красавицу спустили на воду. Первый, самый сложный этап работы завершён. Но впереди ещё несколько – надо поставить мачту, сшить и натянуть паруса, дать имя в конце концов! 

– Что вы сегодня чувствуете, Максим? Гордость? Радость?

– Приятно, конечно. Но работы ещё много, и это будет работа на воде. Пока яхту полноценной не назовёшь, это, скорее, корпус с мотором. Нет мачты и парусов. Но корпус уже может плавать – это важно. Многие системы нужно проверять непосредственно на воде, затем судно надо зарегистрировать, обновить своё  удостоверение яхтсмена. Паруса заказать, ткани понадобится квадратов 40. В Иркутске, кстати, шьют хорошие паруса. Обычно у яхты два паруса – грот и стаксель, а тут ещё и третий есть – кливер. Красиво будет смотреться. 

Как-то в сувенирном магазине Максим увидел штурвал со встроенными часами. С виду декоративная игрушка, а на деле вполне пригодная вещь. Купил, часы вынул, штурвал оказался при деле.

– А что ж имени-то пока у яхты нет? 

– Оно само должно родиться, ведь от него действительно многое зависит. Капитан Врунгель был прав: «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт». Известный наш капитан Артур Иванович Франго первую свою яхту назвал «Полундра». Она сгорела. Вторую — «Полундра-2». Она затонула. Третью — «Сцилла». Она опрокинулась и тоже затонула. Так что имя для лодки, яхты и корабля — это действительно важно. Сын два года назад  предложил назвать яхту «Молния МакКуин», телевизионщики — «Ковчег», друг подал идею окрестить «Карлом» — сокращённое от Карлсона. Но дома категорически против Карлсона. Будем думать.

Парусный спорт – романтика на века

Людей, увлечённых парусным спортом, в Иркутске и области много.

– Есть большое и мощное движение. С другой стороны – смотря с чем его сравнивать. С тем, что было 20–30 лет назад? Конечно, и яхты появились хорошие, и яхтсменов много стало, за 30 лет всё это дело разрослось. Но мы как-то в Польше месяц гонялись (профессиональный термин яхт-сменов. – Прим. авт.) по озёрам, и там яхт-клубов десятки! На одном озере может стоять до 300 яхт, а яхт-клубы могут располагаться в полукилометре друг от друга, лодки – от огромных до крошечных. Мазурские озёра не очень большие, с Байкалом не сравнить. Но так много на них лодок, так много яхт! Они живут этим. Имея Байкал, глупо не использовать его потрясающие возможности.

Чтобы перевезти яхту из Иркутска, пришлось нанимать
кран и здоровенную грузовую фуру

Яхта – самый демократичный вид транспорта. Она не загрязняет атмосферу – это раз. Не шумит безбожно – это два. Создаёт единение человека с природой – это три. «Идёшь на яхте, ветер дует, волны плещутся, ощущения просто великолепные, – делится Максим Скоморовский. – Но у нас эта инфраструктура пока плохо развита. Нет нормальных стоянок-портов, где яхта могла бы отстояться, укрытая от ветра, заправиться. Яхт не так уж много, но зато много моторных катеров, которые шумят и загрязняют окружающую среду. А на Байкале, я думаю, надо развивать именно парусный спорт. Это очень романтично».

Правда, сезон у яхтсменов короткий – июль–август. 

– Летом днём жарко, а солнышко закатится – и приходится надевать ватные штаны и телогрейку, это нормальная одежда яхтсмена ночью на Байкале. Сверху натягивается  непромокаемый костюм, спасательный жилет, а потом ещё и обвязка – верёвка с карабином, чтобы не смыло за борт. Но, несмотря на эти неудобства, на холод, местные яхтсмены влюблены в своё дело, в Байкал, в попутный ветер и в романтику парусного спорта.

Место назначения – яхт-клуб «Исток»

Маршрутов интересных много,  Максим уже прикидывает, куда бы отправиться следующим летом, когда работа над яхтой будет закончена – до Северобайкальска? На Ушканьи острова? До Ярков? Много, много заманчивых мест на нашем великом и величественном озере. Скоморовские – жена Эльмира, дочь Нелли и сын Коля – относятся к увлечению главы семьи с пониманием. В этом и есть сущность семьи – когда тихое помешательство мужчины, помешательство безвредное и творческое, поддерживается и поощряется. Чтобы как-нибудь летом выйти в открытый Байкал или даже замахнуться на сложный маршрут по одному из океанов. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры