Перелётный штраф
Авиакомпании не открестились от подозрения в картельном сговоре
Иркутское управление Федеральной антимонопольной службы признало компании ОАО «Аэрофлот», ОАО «Ютэйр», ОАО «Авиакомпания Сибирь» и ОАО «Уральские авиалинии» виновными в ценовом сговоре. По версии ведомства, перевозчики заключили устное соглашение об удержании высокого уровня цен на рейсовом направлении Иркутск – Москва – Иркутск. За серьёзное нарушение федерального закона «О защите конкуренции» компаниям грозит штраф в размере от 1 до 15% от годового оборота. Однако у предприятий есть три месяца на обжалование решения в арбитражном суде.
Как передаёт пресс-служба УФАС по Иркутской области, ведомство вынесло решение «о соглашении, достигнутом в устной форме, между четырьмя авиакомпаниями с целью поддержания высокого уровня цен на направлении Иркутск – Москва – Иркутск». Нарушители, признали в ФАС, во втором полугодии 2012 года и начале 2013 года негласно координировали ценовую политику именно на данном маршруте.
Аналитики ФАС исследовали от 5 до 11 тарифных планов в сегменте экономического класса каждого авиаперевозчика, а также данные, предоставленные коллегами из соседних регионов. В частности, учитывалась информация о стоимости ГСМ, услугах заправки и наземного обслуживания. Несмотря на то, что данные авиакомпании имеют разные затраты и маршрутную сеть, на направлении пассажирских перевозок из Иркутска в столицу и обратно они демонстрируют синхронную поведенческую модель установления цен.
Другие маршруты этих же перевозчиков существенно отличаются по ценам, и лишь для иркутян транс-портная четвёрка предлагала к продаже практически одинаковые тарифы. В результате спрос на пассажирские перелёты московского направления переместился из Иркутска в Улан-Удэ, а также в другие регионы. Например, у авиакомпании «Сибирь» пассажиропоток до Москвы из Иркутска увеличился в минувшем году только на 10%, в то время как перелёты из бурятской столицы выросли до 15%. «Уральские авиалинии» из Иркутска стали возить в столицу всего на 2% больше пассажиров, а из Читы – на 21%.
Авиакомпаниям предписано прекратить действие ценового соглашения и предоставить в антимонопольный орган документальные доказательства того, что сговор устранён. Признание вины в ценовом сговоре повлечёт за собой и штрафные санкции, но это станет следующим процедурным этапом в деле, отмечают в пресс-службе УФАС. Согласно законодательству, штраф для авиаперевозчиков может достигнуть от 1 до 15% оборота за год, предшествующий выявленному нарушению.
В беседе с нашим корреспондентом представитель авиакомпании «ЮТэйр» не согласился с тем, что «имел место ценовой сговор». «Сравнивать стоимость билетов Москва – Иркутск – Москва с другими направлениями абсолютно некоррект-но, поскольку стоимость билетов складывается из множества параметров, среди которых более 50% занимается стоимость керосина и аэропортового обслуживания, которая различается в разных городах России иногда в разы», – говорит представитель компании Елена Галанова. По её словам, вероятнее всего, что компания подготовит апелляционное заявление.
Ранее «Конкурент» сообщал, что с заявлением в ФАС ещё в ноябре прошлого года обратился мужчина, который выразил мнение многих пассажиров: перелёты по направлению Иркутск – Москва – Иркутск слишком дорогие, если сравнивать их с другими, более дальними марш-рутами. В качестве контраргумента перевозчики напоминали об одинаковой стоимости керосина и обслуживания самолётов в аэропорту Иркутска, а также прочих сопутствующих услуг, необходимых для выполнения рейса.