«Бытовой» союз с ограничениями
Аналитики оценили влияние на рынок объединения «М.Видео» и «Эльдорадо»
Слияние двух крупных ритейлеров бытовой техники и электроники – «М. Видео» и «Эльдорадо» – должно завершиться к середине 2014 года. Но уже сегодня ясно, что это одна из крупнейших сделок на российском рынке. В результате появится мощный игрок, контролирующий значительную долю рынка бытовой техники. Это обстоятельство дало основание антимонопольщикам вынести предписание по поводу сделки. Существенное ограничение, установленное чиновниками, касается необходимости сокращения торговых точек в 35 регионах, в числе которых и Иркутская область.
Сделка с условиями
О том, что «М.Видео» направило в ФАС ходатайство на приобретение своего ближайшего конкурента – «Эльдорадо» – у чешской группы PPF, стало известно в середине апреля. Сумма сделки до сих пор не раскрывается. «Прайм» отмечает, что одни эксперты оценивают 100% «Эльдорадо» в 1-1,5 млрд. долларов, другие — примерно в 540 млн. долларов.
Обе компании являются лидерами рынка. Сеть «М.Видео» считалась в 2012 году крупнейшей по объёму продаж. Он составил 158 млрд. рублей (12,2% рынка бытовой техники в стране) против 112,4 млрд. у «Эльдорадо» (8,6%). В свою очередь, «Эльдорадо» управляет самым большим количеством торговых точек: сети принадлежат около 400 собственных гипермаркетов, 120 пунктов заказа и выдачи интернет-магазина, более 30 интернет-подразделений по всей стране, ещё около 300 магазинов работают по франшизе. Сеть «М.Видео» на конец прошлого года владела 296 магазинами.
Федеральная антимомнопольная служба одобрила сделку 18 июля, оговорив при этом ряд условий. Особый интерес СМИ вызвало предписание об осуществлении на территории Российской Федерации действий, направленных на обеспечение конкуренции и касающихся сокращения количества торговых точек. В документах ФАС указано, что ООО «М.видео Менедж-мент» предписано «в течение шести месяцев после совершения сделки прекратить осуществление деятельности ООО «М.видео Менеджмент» и (или) ООО «Эльдорадо» на части площадей торговых объектов, расположенных на территории 35 субъектов Российской Федерации, с целью снижения их совокупной доли на рынке до 35%». Предстоит расторгнуть договоры аренды и сублицензионные договоры, а также предоставить в пользование независимым третьим лицам торговые объекты, находящиеся в собственности. В число таких субъектов попали: Волгоградская, Иркутская, Вологодская, Ярославская, Белгородская, Архангельская, Московская, Курская, Орловская, Псковская, Тамбовская, Томская, Калужская, Омская, Костромская, Кемеровская, Ульяновская, Рязанская, Астраханская, Владимирская, Кировская, Ивановская, Новосибирская, Нижегородская области, Москва, Краснодарский, Ставропольский, Красноярский, Пермский края, республики Марий-Эл, Татарстан, Бурятия, Мордовия, Кабардино-Балкария и Чувашия, приводятся данные на официальном сайте ФАС. По оценкам антимонопольщиков, в 10 из 40 регионов совместного присутсивия доля рынка компаний близка к 50%.
В Приангарье основной бизнес обеих сетей сосредоточен в Иркутске. Так, у «Эльдорадо» в областном центре расположены гипермаркет, три супемаркета и магазин. Сеть «М.Видео» владеет тремя магазинами в Иркутске и одним в Ангарске.
В штатном режиме
Обычная практика выполнения подобного рода предписаний антимонопольщиков такова: от сетей ожидают, что они самостоятельно продекларируют Москве свои активы в области и самостоятельно же проведут какую-то работу по обеспечению лимитированной концентрации, констатирует агентство «Телеинформ». Деятельное вмешательство УФАС в регионе потребуется, если вдруг кто-то из поставщиков пожалуется на отказы в заключении договоров, то есть на препятствия к выходу на рынок реализации. Серьёзных последствий для местных рынков в Приангарье от мега-сделки «Эльдорадо» и «М.Видео» опрошенные агентством эксперты не ожидают.
Как будет структурирован бизнес объединённой компании, станет ясно лишь после завершения сделки. По крайней мере до середины 2014 года магазины обеих сетей будут работать в штатном режиме. Управляющий партнёр London Consulting&Management Company Дмитрий Золин считает, что «М.Видео» и «Эльдорадо» – это два разных бренда, два разных магазина, устроенных по-разному. Здесь существует возможность как работы под одним брендом, так и сохранения нескольких брендов, отметил он.
«М.Видео» распространила официальное заявление о том, что в компании позитивно оценивают решение ФАС. По сообщению пресс-службы, руководство «М.Видео» продолжает консультации с компанией PPF с учётом полученных предписаний. В «Эльдорадо» комментарии относительно сделки не дают. Между тем компания продолжает реализацию выбранной стратегии развития: в прежнем режиме продолжаются акции, растёт региональная сеть, идёт активная экспансия интернет-торговли, развитие новых форматов. Так, с начала года компания открыла интернет-подразделения почти в 20 городах по всей России и планирует дальнейшую экспансию.
Эксперты одной из серьёзных причин для укрупнения на розничном рынке бытовой техники называют вступление России в ВТО. Аналитики склоняются к тому, что сделка по консолидации двух крупнейших российских ритейлеров бытовой техники и электроники благотворно скажется на развитии рынка. Мария Колбина из «ВТБ-капитал» подчеркнула, что новый крупный игрок подстегнёт общую неконсолидированную розницу. «Для сектора полезно наличие крупного конкурента, который будет в чём-то диктовать правильные, качественные условия на рынке специальным, качественным ассортиментом, ценообразованием, более агрессивным развитием онлайн-ритейла. Поэтому у нас сектор должен укрепиться, а некачест-венные игроки чуть быстрее уйдут с рынка», – сказала она.
Специалисты спешат успокоить клиентов обеих сетей относительно выполнения обязательств перед ними. В частности они указывают на часть 1 статьи 58 ГК РФ, согласно которой при слиянии таких крупных игроков все гарантийные обязательства перед потребителями берёт на себя новый владелец или новое юридическое лицо. Таким образом, покупатель в любом случае получает весь положенный по закону послепродажный сервис вне зависимости от того, под какой вывеской будет работать магазин.