Магистральные планы
На прошлой неделе ООО «Востокнефтепровод» (дочерняя структура ОАО АК «Транснефть») перешагнуло очередной серьёзный рубеж – 100 млн. тонн нефти было прокачано по трубопроводу «Восточная Сибирь – Тихий океан» за неполных четыре года с начала его эксплуатации. К концу этого года, прогнозируют в компании, показатель вырастет до 120 млн. тонн. В среду планами на ближайшие пять лет поделился с журналистами генеральный директор «Востокнефтепровода» Виктор Бронников. До 2018 года компании предстоит масштабное строительство, расширение ВСТО и – не в последнюю очередь – решение социальных задач.
Строительство ВСТО дало мощный толчок развитию нефтедобывающей отрасли Иркутской области. В числе основных поставщиков нефти в магистральный нефтепровод – «Верхнечонскнефтегаз» (Верхнечонское месторождение), «Сургутнефтегаз» (Талаканское), Иркутская нефтяная компания (Ярактинское, Даниловское, Аянское, Марковское) и НК «Дулисьма», разрабатывающая одноимённое месторождение. В июле этого года суммарный объём нефти с месторождений Восточной Сибири и Якутии составил 50 млн. тонн. До конца года, планируют в компании, по ВСТО будет прокачано 37,8 млн. тонн углеводородного сырья, а общий объём, перекачанный за неполных четыре года с начала работы трубопровода, по данным на минувший понедельник, составил 100 млн. тонн.
«Востокнефтепровод», созданный в 2006 году для эксплуатации нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», сегодня обслуживает не только 2700 км трассы ВСТО. Компания отвечает в общей сложности за 4100 км трубопроводов. Впрочем, уточнил Виктор Бронников, история предприятия уходит в 1967 год, когда было создано Иркутское районное нефтепроводное управление. «Нефтепроводы «Омск – Иркутск» и «Красноярск – Иркутск» достаточно «взрослые», – напомнил он. – Поэтому в момент становления «Востокнефтепровода» основная нагрузка легла как раз на Иркутское РНУ». В первую очередь управление поставляло квалифицированные кадры, столь необходимые для подготовки к эксплуатации ВСТО.
Сегодня, кроме линейной части магистрального трубопровода, компания обслуживает 12 нефтеперекачивающих станций (НПС), которые работают по трассе ВСТО, и пять НПС Иркутского РНУ. Однако работа не завершена: программа расширения мощности магистрального нефтепровода продолжается. В прошлом году были введены в работу пять из ныне действующих НПС, ещё семь планируется построить до 2017 года.
Возведение трёх станций в Якутии (№№ 11, 15 и 19) уже ведётся и будет завершено к декабрю 2014 года. Строительство ещё четырёх запланировано на начало 2015 года, они появятся в Иркутской области: в районе Вихоревки, посёлка Верхнемарково, Усть-Кута и у посёлка Мутино.
Общий объём инвестиций в компании не раскрывают, поскольку не завершена работа над проектно-сметной документацией. Однако размеры вложений можно оценить лишь по тому факту, что строительство НПС-11 в Якутии в сложных геологических условиях стоит 6,5 млрд. рублей. В Иркутской области аналогичные объекты будут несколько дешевле.
Это позволит с 2018 года транспортировать от Талакана до нефтеналивного пункта Сковородино около 67 млн. тонн нефти в год, в том числе 15 млн. тонн – с месторождений Красноярского края по проекту «Куюмба – Тайшет». Богатые ресурсы недр Восточной Сибири позволяют полагать, что эти амбициозные цели – непростая, но реально выполнимая задача.
Энергомощности для ВСТО
Масштабная работа, которая была проделана ранее, тоже не обошлась без сложностей, признал Виктор Бронников. «Проблем по перекачке или вопросов, связанных с запуском самих НПС, я не вижу, – подчеркнул глава компании. – Оборудование и технологии нам понятны, специалистов достаточно». Однако трудности были с внешним электроснабжением. Сегодня оно реализовано ФСК ЕЭС: построена ВЛ-220 кВ «Сунтар – Олёкминск», ВЛ-220 кВ «Куранах – НПС-16», запущена вторая линия ВЛ-220 кВ «Нерюнгри – Куранах». Заканчивается возведение ВЛ-220 кВ «Мирный – Ленск».
Появление этих сетевых объектов позволило развиваться компании и облегчило жизнь людей в населённых пунктах, по территории которых прошли линии. Надёжнее стало электроснабжение города Ленска, где старые линии на деревянных опорах были заменены на современные, с металлическими опорами. Олёкминск забыл, что такое электричество от передвижных дизельных электростанций.
Темпы развития электросетей постепенно наращиваются. «Сегодня ФСК строит ВЛ-220 кВ на Пеледуй, чтобы обеспечить электроэнергией нашу строящуюся НПС-11, – сообщил Виктор Бронников. – На тот период, когда этих объектов не было, мы вынуждены были построить три электростанции. На НПС-14 работает автономная дизельная электростанция, использующая сырую нефть, суммарной мощностью 35 МВ, на НПС-12 и 13 тоже построены две АДЭС мощностью 28 МВ». Россия ещё не имеет достаточного опыта по работе больших дизелей на нефти, и для «Транснефти» это была новая деятельность, которую специалисты выполнили достойно. Сегодня первая АДЭС, запущенная в декабре 2009 года в Олёкминске, служит альтернативным источником электроснабжения для трёх НПС.
Чтобы оценить объём энергомощностей, построенных компанией, достаточно сказать, что Олёкминск, город с десятитысячным населением, потребляет при максимальных нагрузках в зимний период до 10 МВт-ч, а одна нефтеперекачивающая станция в среднем требует 8–12 МВт-ч.
Задача по снабжению довольно энергоёмких объектов «Восток-нефтепровода» на сегодня решена, уверен генеральный директор. Ранее компания сообщала о планах проложить 78 км новых высоковольтных линий до конца этого года. Более полутора тысяч стальных и железобетонных опор будут установлены в ходе строительства двух участков высоковольтных линий, проходящих по территории Тулунского района.
Первый участок электроснабжения протяжённостью почти 8 км, располагающийся на 784–785 км линейной части магистрального нефтепровода «Омск – Иркутск», является резервной ниткой уже существующей ВЛ-10 кВ, протянутой от ПС «Сосновка». Этот участок высоковольтной линии будет запитан от ПС 35/10 кВ «Молодёжная» Иркутской энергосбытовой компании. Новый объект повысит до первой категории уровень энергоснабжения пунктов контроля и управления, регулирующих запорную арматуру на технологически важных узлах нефтепровода, в частности по обоим берегам реки Белой.
Второй участок – ВЛ-10 кВ протяжённостью чуть более 70 км – будет проложен в условиях повышенной сейсмоактивности в болотистой местности. Именно поэтому при возведении опор ведётся закладка усиленного фундамента. Строителям предстоит пересечь воздушную линию связи, пять линий электропередачи, девять автомобильных дорог, почти полтора десятка других высоковольтных линий, пять водотоков. Также на пути ВЛ-10 кВ – четыре пересечения с железнодорожным полотном. На этих участках строительства будет применён метод горизонтально направленного бурения, позволяющий прокладывать силовой кабель высоковольтных линий под землёй.
Нефтепровод ВСТО проходит по сейсмоактивным участкам. «Даже в городе Братске несколько лет назад было землетрясение до пяти баллов. В районе Нерюнгри трясёт регулярно», – напомнил Виктор Бронников. При проектировании магистрали были изначально установлены датчики трёх сейсмостанций на опасных участках. Специалисты конт-ролируют состояние грунтов в зоне прохождения трубопровода, однако в компании посчитали, что этого недостаточно: в этом году принято решение оборудовать сейсмостанциями все НПС, сейсмоконтроль будет осуществляться на всём протяжении ВСТО. «Сейсмическое воздействие уже сегодня заведено в автоматическую защиту магистрального трубопровода, – поясняет Бронников. – При воздействии более 6 баллов, если оно происходит одновременно в двух точках, магистральный нефтепровод будет остановлен, затем проведут его обследование и только после этого запустят в дальнейшую работу».
Следующая сложность, связанная с суровыми условиями Восточной Сибири, в которых работает «Востокнефтепровод», – тектонические разломы, непростая геология грунтов. Чтобы иметь представление не только о сейсмическом воздействии, но и о напряжённом состоянии нефтепровода, смонтированы интеллектуальные ставки.
Дороги, мосты, переходы
Полное отсутствие транспортной инфраструктуры в отдалённых районах, где прошла магистраль ВСТО, – ещё один непростой, но практически решённый вопрос. Появление аэропорта на Талаканском месторождении значительно упростило транспортную схему доставки людей и грузов в этот район: прежде «Востокнефтепровод» был вынужден возить свои вахты из Ленска или Киренска, а «Сургутнефтегаз» – из Мирного. Причём надо отметить, что на якутские объекты «Востокнефтепровода» возможен только завоз по реке Лене или по зимнику. «Существует восемь НПС, к которым нет никаких дорог, поэтому компания приняла решение о строительстве вдольтрассового проезда. Сегодня построено практически 1,5 тысячи километров, – рассказал Виктор Бронников. – Дорога близка к IV категории: ширина по верху – 8 метров, организован круглогодичный проезд». Практически через все водные преграды, встречающиеся на пути, организованы мостовые переходы, паромные или понтонные переправы.
Для этого компании даже пришлось завести собственный флот. «Сегодня мы имеем семь катеров с баржами общим водоизмещением больше тысячи тонн, организованы паромные переправы через Лену и Алдан», – говорит глава компании. Кроме того, собственные суда ходят по Амуру и Ангаре. Наряду с решением транспортных задач с их помощью «Востокнефтепровод» выполняет свои экологические обязательства: в рамках плана ликвидации возможных аварий флот требуется на двух подводных переходах. Кстати, самый широкий подводный переход – почти 2000 м – пролегает по дну Ангары в Иркутской области.
На строительство дорог и мостов потребовалось не менее 10 млрд. рублей – только один километр вдольтрассового поезда обходится в среднем в 6,5 млн. рублей. Серьёзные средства вложены в строительство 18 мостов – это капитальные объекты грузоподъёмностью 90 тонн, способные выдержать тяжёлую технику: трубоукладчики, бульдозеры и прочее. Мосты находятся на балансе предприятия, специализированная организация занимается их диагностикой.
Вдольтрассовым проездом бесплатно пользуются местное населения и все государственные службы – полиция, медики, лесники, пожарные. Между Олёкминском и Алданом действуют автобусные пассажирские перевозки. «Аэропорт Олёкминска летом из-за дождей практически не работает, поэтому, конечно, мы идём навстречу жителям и разрешаем автобусные перевозки», – отмечает Виктор Бронников.
Сторонний коммерческий транспорт тоже пользуется дорогой, но за символическую плату. Например, лесозаготовительные предприятия возят по вдольтрассовому проезду лес. «Востокнефтепровод» не ставит цели заработать на собственной дороге, хотя выделяет немалые средства на её поддержание в достойном состоянии. Пропуски и конт-ракты необходимы, чтобы подрядчик, который движется по проезду, нёс юридическую ответственность. «Мы должны знать, что он не остановится на задвижке покурить, а местные жители не устроят пикник в охранной зоне трубопровода, в первую очередь для их же безопасности», – поясняет глава «Востокнефтепровода». В настоящее время по вдольтрассовому проезду проходит порядка 100 единиц техники в сутки.
Трасса ВСТО находится в ещё диких, экологически чистых местах, поэтому компания берёт на себя обязательства и по сохранению лесов и традиционных промыслов местных общин. Для этого заключено соглашение с Гослесфондом, по которому компания обязуется построить переезды через магистральный трубопровод через каждые 5 км, уже организовано 137 таких переездов.
Кроме того, в рамках расширения ВСТО планируется строительство новых подводных переходов. Проектом ТС ВСТО предусмотрены резервные нитки на всех подводных переходах, до 2017 года эту работу нужно завершить – осталось оборудовать пять объектов.
Самый защищённый нефтепровод
Первоочередные задачи сегодня для компании связаны с расширением ВСТО. Кроме новых НПС до 2017 года планируется построить 13 резервуаров суммарной ёмкостью 230–245 тыс. кубометров, в том числе в Тайшете и Сковородино. Строительство четырёх уже началось. Для обеспечения большей надёжности и безопасности работы оборудуются сбросные резервуары: на каждом этапе расширения нефтепровода, при любой остановке – плановой или внеплановой, в любом магистральном нефтепроводе возникает ударная волна, поясняют в компании. Чтобы она не повредила стенку нефтепровода, открываются сбросные клапаны и волны давления уходят в резервуар. Сегодня магистральный нефтепровод уже оборудован такими резервуарами, они есть на четырёх НПС.
Вообще безопасности и защите магистрали уделяется повышенное внимание: на линейной части реализовано 18 видов защиты, каждая задвижка и каждый объект находятся под видеонаблюдением, которое контролируется специальной службой в режиме реального времени.
Жёсткую позицию служба бе-зопасности «Востокнефтепровода» занимает и в отношении доступа посторонних к промышленному объекту. С начала эксплуатации ВСТО не было сделано ни одной несанкционированной врезки. Своеобразной защитой служит и техническая уникальность трубопровода. «Нефть обычно воруют те, кто хорошо учился в школе и институте, – шутит Виктор Бронников. – Они понимают, что давление в магистральном нефтепроводе ВСТО на порядок выше, чем в обычных трубопроводах. Это единственный трубопровод, работающий с давлением 100 атмосфер». Даже в состоянии покоя на остановленных участках статическое давление достигает 50 атмосфер.
На графике, где отражены итоги работы компании до настоящего времени, – растущая кривая, отражающая увеличение объёмов перекачки нефти год от года. Это достижение в то же время накладывает на «Востокнефтепровод» дополнительную ответственность. «Физику не обмануть: чем выше объём перекачки нефти, тем выше температура перекачиваемой среды, – говорит руководитель компании. – Скорость течения нефти увеличивается, следовательно, больше трение, за счёт чего растёт температура». Сегодня она колеблется в среднем от плюс 3 до плюс 17 градусов. В связи с тем что нефтепровод проходит почти тысячу километров по многолетней мерзлоте, необходимо предупредить возможное растепление многолетних мёрзлых грунтов. Специалисты «Востокнефтепровода» к этому были готовы: на линейной части и двух НПС установлено больше 20 тыс. термостабилизаторов. «НПС-14 имеет больше 1,5 тысячи термостабилизаторов, проектом НПС-15, которая строится возле Олёкминска, тоже предусмотрено использование порядка 10 тысяч таких устройств. Цифры серьёзные, и затраты тоже, но они связаны с надёжностью эксплуатации, поэтому мы считаем, что они оправданны», – уверен Виктор Бронников.
Чтобы узнать, как влияет температура стенки на растепление, специалисты организовали постоянный непрерывный мониторинг температуры стенки трубопровода. Практически на любой задвижке и почти в любой части магистрального нефтепровода в любой момент времени оборудование фиксирует температуру стенки и её влияние на грунты, по которым проходит ВСТО. На участках со сложными геологическими грунтами дополнительно пробурены термоскважины глубиной 10–15 метров. В каждую установлены датчики температуры, контролирующие её в автоматическом режиме. Такой мониторинг и постоянное сотрудничество компании с учёными Института мерзлотоведения СО РАН в Якутии позволяют утверждать: сегодня растепление не происходит, как и просадка трубопровода, не прогнозируется оно и в ближайшие годы.
Изменение положения нефтепровода отслеживается и с помощью специального устройства – раз в полгода многоканальный профилемер проходит по трубе и предоставляет данные о её геометрии и положении в пространстве. Участков с перемещением нефтепровода не выявлено, однако работа продолжается по графику.
Последний, но не менее важный вопрос, который сегодня решает компания, – установка инклинометров на оползнеопасных участках, такие есть в Иркутской области. «Сегодня по надёжности технической эксплуатации нефтепровода мы для себя вопросов не видим», – заключает Бронников.
Стройки – людям
Техническая сторона работы «Востокнефтепровода», безусловно, не может быть переоценена. Однако люди и социальная ответственность имеют не меньшее значение для компании. Порядка 25 млн. рублей ежегодно «Востокнефтепровод» тратит на оказание помощи школам, детским садам, больницам на территориях, по которым проходит ВСТО.
Не забывают в компании и о собственных сотрудниках. «К сожалению, миф о высокой зарплате нефтяников для нашего предприятия остаётся мифом – средняя зарплата по Иркутскому РНУ составляет 54 тысячи рублей, – констатирует Виктор Бронников. – Зарплаты по Якутии и Амурской области примерно на том же уровне, отличаются лишь за счёт северных и районных коэффициентов». Задача привлечения высококлассных специалистов – а «Востокнефтепровод» и «Транснефть» делают ставку на молодёжь – решается следующим образом. Силами «Востокнефтепровода» построено уже 16 жилых домов на 476 квартир в Тайшете, Братске, Речушке, Янтале, Олёкминске, Алдане, Сковородино. А в Ленске, Тынде, Братске для своих сотрудников компания приобрела ещё 148 квартир на вторичном рынке. Два дома в посёлке Витим и Олёкминске построены силами Якутии за счёт налоговых отчислений компании. В настоящее время в рамках соглашения с правительством республики ведётся строительство ещё четырёх домов: на 24 квартиры в районе Олёкминска и 16-квартирный в районе Алдана. Собственными силами предприятие возводит два жилых дома в Джалинде (на 48 квартир) и Сковородино (24 квартиры).
Только в этом году компания направит на строительство жилья 500 млн. рублей. Джалинда – населённый пункт, который живёт на привозной воде, скважина пробурена в 4,5 км от посёлка. По техническим условиям «Востокнефтепровод» обязался построить водопровод от скважины до посёлка: «Есть социальные обязательства, которые мы должны выполнять. Поэтому в Джалинде мы строим жилой дом за 300 миллионов рублей». Дом в Сковородино обойдётся в 180 млн. рублей.
В целом «Востокнефтепровод» планирует возвести жильё на 848 квартир. Часть из них – в рамках проекта «Куюмба – Тайшет». Много это или мало? В настоящий момент в штате «Востокнефтепровода» 6280 человек. В связи с запуском НПС количество сотрудников вырастет на 10%. Каждый десятый работник сегодня обеспечен жильём. Причём квартира передаётся сотруднику по договору аренды, а компания берёт на себя 90% стоимости. «Если аренда обходится в 5 тысяч рублей в месяц, то компания компенсирует 4,5 тысячи рублей. Работник платит условную сумму для того, чтобы и работник и администрация понимали, что между нами договорные отношения и что мы друг перед другом имеем обязательства», – отмечает Виктор Бронников. Такая возможность особенно привлекательна для серьёзных молодых специалистов, которые недавно создали семью.