Тайны таёжного двора
Контрабанда леса невозможна без высоких покровителей
За спиной коммерсантов, занимающихся контрабандой леса, чаще всего стоят их покровители из государственной чиновничьей и правоохранительной среды. К такому выводу волей-неволей приходишь, анализируя ситуацию в лесной отрасли. О том же свидетельствуют и материалы расследуемых в настоящее время уголовных дел.
Кругляк для Поднебесной
О том, что в лесной отрасли, ориентированной на экспорт древесины и лесоматериалов за рубеж, главенствующее положение занимает криминал, не говорит и не пишет в СМИ только ленивый. Однако кто они, эти «криминальные структуры»? Бывшие уголовники из «лихих 90-х», перевоплотившиеся в бизнесменов, либо новоиспечённые Остапы Бендеры – вполне респектабельные, «честные» предприниматели, ловко использующие сложившуюся в лесной отрасли ситуацию? Скорее всего, последние.
Значительная доля заготовленной древесины сегодня приходится на «чёрных» лесорубов, которые фактически воруют её у государства, уничтожая целые леса. Не секрет, что на «трудовые подвиги» по вырубке ценных пород их активно подталкивают контрабандисты, охотно скупающие «зелёное золото» и обеспечивающие его дальнейшую поставку за рубеж. Чаще всего – партнёрам из Поднебесной, которые прекрасно знают настоящую цену высококачественной сибирской древесины и являются сегодня главным катализатором нелегального лесного бизнеса в Приангарье. Законность купленного товара китайских бизнесменов мало волнует. Криминально добытый кругляк им приобретать гораздо выгоднее: перекупщики сбывают его с рук дешевле, чем легальный товар.
Для совершения незаконных экспортных операций злоумышленники используют обычно одну и ту же схему: перекупщики леса на внутреннем рынке предоставляют таможенным органам сведения о липовых лицензиях Минпромторга России на вывоз древесины. Получить такую «липу» экспортёры умудряются с помощью подложных договоров поставок необработанных лесоматериалов. Затем недостоверные сведения о производителях товаров указываются в таможенных декларациях.
Здесь надо пояснить, что с июля 2012 года в России вывоз необработанных лесоматериалов ценных хвойных пород (в том числе ели обыкновенной, сосны обыкновенной и пихты белой европейской, на которые богата сибирская тайга) регулируется тарифными квотами, распределяемыми на основании разовых лицензий Минпромторга. Лицензия выдаётся только тем участникам внешнеэкономической деятельности, которые либо сами арендуют лесные участки и обладают правом на заготовку древесины, либо заключили договор купли-продажи лесоматериалов с такими арендаторами. А дальше начинается самое интересное: в соответствии с постановлением правительства, действующим с июля прошлого года, при экспорте кругляка вывозная таможенная пошлина взимается по основной ставке – 80%, не менее 55,2 евро за кубометр. Зато для счастливых обладателей лицензии, выданной Минпромторгом на основании тарифной квоты, ставка вывозной пошлины снижается до 13–15%. Разница между этими арифметическими величинами – 80 и 15% – не даёт спокойно спать многим комбинаторам, заставляя их изыскивать обманные способы получения вожделенных лицензий.
Легализовать украденный у государства лес и переправить его за границу, да ещё с наименьшими затратами, оплатив таможенную пошлину в размере 15% вместо 80, – задача, казалось бы, не простая. Лицензирование деятельности по заготовке древесины задумывалось специально как форма государственного управления в этой сфере, способ контроля и обеспечения законности. Однако законодательный и таможенный барьеры, созданные российским государством для противодействия утечке «зелёного золота» за границу, предприимчивых людей не останавливают.
Благодаря тандему китайских и местных комбинаторов, которым наверняка оказывают высокое покровительство представители властных структур, легко «пробиваются» железнодорожные вагоны под погрузку нелегальной древесины, оформляются фиктивные договоры, создаются фирмы-однодневки, регулируются вопросы с контролирующими органами. И в конце концов миллионы кубометров российского леса оказываются за границей.
Куда смотрят правоохранители?
А что же правоохранительные структуры? Какое-то время – если точнее, в течение 10 месяцев прошлого года – они находились в некоторой растерянности. Дезорганизация их работы была связана с исключением в декабре 2011 года из Уголовного кодекса статьи 188, долгие годы предусматривавшей ответственность за контрабанду, в том числе и леса. Расследование дел этой категории правоохранители вынуждены были прекратить. Вместо исчезнувшей нормы в Уголовном кодексе появилась статья 226.1, предусматривающая ответственность за контрабанду стратегически важных товаров и ресурсов. Однако, как у нас обычно водится в подобных случаях, с составлением перечня этих ресурсов правительство, которому было дано такое поручение, несколько задержалось. Лишь в сентябре 2012 года новая норма закона начала действовать – и согласно ей контрабанда лесоматериалов приравнивается сегодня к незаконной перевозке за границу ядовитых, радиоактивных, взрывчатых веществ, оружия массового поражения. За это преступление бизнесмену грозит до семи лет лишения свободы.
«Пока брешь в законе не была ликвидирована, правоохранительные органы не сидели сложа руки. Фиксировали нарушения, накапливали и анализировали информацию. И вот процесс пошёл, – говорит старший помощник Восточно-Сибирского транспортного прокурора Владимир Сазонов. – В производстве органов предварительного следствия по Иркутской области в настоящее время находится пять уголовных дел, связанных с контрабандой леса».
В феврале нынешнего года под уголовное преследование попал генеральный директор ООО «Вуд Континент». Иркутской таможней в отношении него возбуждено уголовное дело по факту уклонения от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере (ч. 2 ст. 194 УК РФ) и контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов (ч. 1 ст. 226.1). В ходе предварительного расследования установлено, что с сентября по ноябрь 2012 года на Нижнеудинский таможенный пост от ООО «Вуд Континент» поступило 223 декларации на поставки лесоматериалов во исполнение ранее заключённых контрактов с торговыми компаниями, действующими на территории КНР. В качестве документов, подтверждающих заявленные сведения, предоставлены договоры купли-продажи между ООО «Вуд Континент» и ООО «Импульс». На основании этих договоров в Минпромторге получено 25 лицензий на поставку товаров в КНР. Речь идёт как раз о лицензиях, снижающих ставку вывозной таможенной пошлины с 80 до 15%. Благодаря этим документам «Вуд Континент» сэкономил на таможенных платежах 33 млн. 440 тыс. 719 рублей. А потом выяснилось, что документы-то были липовые. Проверка показала: никаких договоров купли-продажи между «Импульсом» и «Вуд Континентом» на самом деле не заключалось, и полученные в Минпромторге лицензии являются недействительными. Сейчас дело находится в производстве Иркутского СО следственного управления на транспорте СК России.
Фигуранткой другого уголовного дела, возбуждённого дознавателями Иркутской таможни в начале нынешнего года, стала 30-летняя индивидуальная предпринимательница. С конца прошлого года на Нижнеудинский таможенный пост она подала 30 деклараций. В разных графах документа можно было узнать множество сведений: и о контракте, заключённом с торговой компанией «БайШен», и о заявленном товаре – пиловочнике хвойных пород, и о его производителе – индивидуальном предпринимателе Г., и, конечно, о лицензии, позволяющей сократить таможенные расходы. Но большая часть этих сведений оказалась вымыслом. Чересчур предприимчивая женщина, не привыкшая, видимо, чтить Уголовный кодекс, попыталась обмануть государство на сумму 8 млн. 993 тыс. рублей. Однако вместо сверхдохода, на который рассчитывала, получила статус обвиняемой в уклонении от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере. Уголовное дело передано для расследования в Восточно-Сибирское следственное управление на транспорте СКР.
Недоимка ещё по одному уголовному делу, возбуждённому в регионе в мае нынешнего года по тем же статьям – об уклонении от уплаты таможенных платежей и контрабанде стратегически важного товара, – потянула на сумму 168 млн. 292,5 тыс. рублей. Неотложные следственные действия уже проведены, сейчас транспортная прокуратура определяет подследственность.
В июне появились очередные уголовные дела по контрабанде лесоматериалов как стратегически важного товара: генеральному директору ООО «Байкалэкспортлес» вменяется ущерб от неуплаты 16 млн. 809 тыс. рублей таможенных платежей, а директор ООО «Атланта» подозревается в том, что вывезла из России, благодаря недостоверным сведениям в декларации, леса на сумму более миллиона рублей.
Дырявый заплот
Если проследить динамику экспорта лесоматериалов, можно отметить снижение общего объёма и стоимости задекларированной участниками ВЭД продукции этой категории. В 2012 году за границу из региона вывезено почти на миллион кубов «зелёного золота» меньше, сокращение стоимости товара составило 70 млн. рублей. Эта тенденция объясняется снижением объёма круглого леса, от которого предприниматели стали в последнее время отказываться в пользу прошедшей обработку древесины. Так, в 2011 году было экспортировано
5,3 млн. кубометров необработанных лесоматериалов, годом позже – на 1,4 млн. меньше. По мнению Елены Вяткиной, начальника отдела по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры, в последнее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению доли вывоза древесины, прошедшей обработку, экспорт которой таможенной пошлиной не облагается. В первом квартале нынешнего года, к примеру, пиломатериала было отправлено за рубеж почти вдвое больше, чем круглого леса (1,6 млн. кубометров против 0,9 млн.). А по стоимости обработанная древесина, укатившая в чужие страны, втрое превысила экспорт простых брёвен (280,4 млн. долларов против 94,3 млн.). Однако радоваться рано. Законодатель установил ставку 0%, чтобы развивать глубокую высокотехнологичную переработку леса на нашей территории, а не вывозить за границу сырьё. Но цель не достигнута. Местные комбинаторы отправляют сегодня в Поднебесную тот же незаконно заготовленный лес, лишь минимально обработанный на примитивной пилораме, организованной рядом с браконьерской деляной. Установить критерии, позволяющие отделить мало-мальски обработанное сырьё от товара, производимого по современным технологиям, у правительства не доходят руки, хотя проблема существует уже четыре года.
За нарушения таможенного законодательства при экспорте лесопродукции Иркутской таможней в прошлом году возбуждено 417 дел об административных правонарушениях, взыскано 3,7 млн. рублей штрафов. Более миллиона штрафов поступило в казну только в первом квартале нынешнего года. Сложнее сотрудникам Иркутской таможни, у которой в структуре оформленных на экспорт товаров лес составляет 60%, отслеживать нарушения валютного законодательства. В прошлом году по соответствующей статье Административного кодекса возбуждено 160 «лесных» дел, за первый квартал нынешнего – 37. Это, конечно, несерьёзная плотина для огромного потока утекающих за границу денег. При росте объёмов вывозимой в Поднебесную древесины валютная выручка от экспорта важнейшего стратегического ресурса в казну фактически не поступает. По мнению Елены Вяткиной, этому способствует отсутствие законодательно закреплённых предельных сроков зачисления валюты, механизма, позволяющего налоговым органам отказывать в государственной регистрации фирм-однодневок, и способа выявления фиктивных контрактов.
Восточно-Сибирская транспортная прокуратура при осуществлении надзорной деятельности не только отмечала пробелы в «лесном» законодательстве, но и направляла в Генеральную прокуратуру предложения о внесении изменений в действующие нормы, регулирующие оборот важного стратегического ресурса. В частности, чтобы предотвратить оседание за границей валютной выручки за проданный лес, предлагалось ввести требование о 100-процентной предоплате экспортных контрактов на поставку лесоматериалов. В крайнем случае, такое правило можно было установить хотя бы для недобросовестных экспортёров. Уже давно пора определить критерии, которые позволяли бы их отслеживать и включать в группу риска. В ходе таможенного оформления было бы совсем нелишним, если бы правоохранительные подразделения проверили законность происхождения древесины, отправляемой за рубеж такими вышедшими из доверия предпринимателями.
Пока самая крупная выявленная сумма не возвращённых из-за границы средств в иностранной валюте приравнена к 33,7 млн. рублей. Она обнаружилась в прошлом году в ходе проверки ООО «Вариант». Довольно популярны среди участников внешнеэкономической деятельности занижение таможенной стоимости экспортируемых материалов, их пересортица. В прошлом году в результате корректировок таможенной стоимости доначислено 12,2 млн. рублей.
Организовать тотальную проверку абсолютно всех причастных к экспорту леса предприятий и подразделений вряд ли возможно. Установлено, например, что на территории Приангарья подвижной состав под погрузку древесины подаётся на 73 железнодорожных станциях. Вблизи стальных магистралей расположено 152 пункта приёма и отгрузки леса. Прокурорами в нынешнем году проверено 43 из них, при этом выявлено множество нарушений: акты самостоятельно заготовленной древесины не составляются, книги их учёта ведутся как попало, отчёты в уполномоченный орган не направляются и т.д. Например, при проверке пункта отгрузки древесины ООО «СибБриз» Байкало-Ангарской транспортной прокуратурой выявлены фиктивные документы происхождения лесоматериалов – договоры о продаже хлыстов с фирмами «Фрегат» и «Игирма», которые на самом деле не заключались. После камеральной проверки в бюджет было начислено 168 млн. рублей чуть было не осевших в частных карманах таможенных платежей.
«Лесные» предприниматели, ворочающие миллионами, привыкли, по всей видимости, к тому, что пре-грады на пути их незаконного бизнеса разрушаются с помощью энного количества купюр. Главное, чтобы деньги попали в руки «правильному» человеку. Но тут случаются ошибки. Буквально на днях в Тайшете возбуждено уголовное дело в отношении предпринимателя из Красноярска Нишота М., который обратился к помощнику транспортного прокурора с таким, казалось бы, простым человеческим вопросом: за 20 тысяч рублей прекратить проверку ООО «ТиграН», закрыв глаза на нарушения Административного кодекса. Но помощник прокурора оказался не тем человеком, с которым можно «порешать» любой вопрос.
Под «крышей» тестя своего
Хотя в лесном бизнесе покровителей, должно быть, хватает, иначе не разворовывалось бы стратегическое сырьё такими темпами. Даже самый ловкий «сын турецкоподданного» вряд ли смог бы в течение длительного времени, не боясь ответственности, успешно проворачивать контрабандные операции с лесом, не имея покровителей во властных структурах.
То, какую важную роль играют в лесном беспределе связи с нужными людьми, удобно проследить на уголовных делах, расследуемых в соседнем регионе. В январе нынешнего года Бурятской таможней возбуждены четыре уголовных дела по контрабанде стратегически важных товаров и ресурсов (ч. 1 ст. 226.1) и уклонению от уплаты таможенных платежей (ч. 1 ст. 194 УК РФ) фирмой «Азия-Транс». Дела соединены в одно производство и расследуются сейчас в Иркутском следственном отделе Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте СКР.
ООО «Азия-Транс» в течение нескольких лет гнало в Поднебесную лес в больших объёмах. Для получения лицензий этой фирмой подделывались договоры купли-продажи древесины с арендаторами лесных участков, фиктивные документы впоследствии представлялись в Минпромторг РФ и таможню. Так, в сентябре прошлого года в отделении по Республике Бурятия Управления Минпромторга РФ по Восточно-Сибирскому району «Азия-Транс» получила три лицензии, по которым в Китай ушли три тысячи кубометров леса на сумму 5,7 млн. рублей. Поддельные документы изготавливались разными способами. Например, заключался договор на небольшую партию леса с реальным производителем. В Агентстве лесного хозяйства Бурятии через «своих людей» выяснялись разрешённые этому производителю объёмы заготовки. На эти объёмы и «рисовались» поддельные документы купли-продажи. В результате только в четвёртом квартале 2012 года ООО «Азия-Транс» уклонилось от уплаты таможенных платежей на общую сумму 5,6 млн. рублей.
Кто же этот ловкий последователь Остапа Бендера? Единственным учредителем и генеральным директором ООО «Азия-Транс», от имени которого совершались все операции, является некий Эдуард Тохтохоев, 39 лет от роду. Однако фактически это подставное лицо. По имеющейся информации, на самом деле он работает электриком в СТО «Движение». И управлением ООО «Азия-Транс» не занимается. Документы от его имени заверяются с помощью факсимиле его подписи.
Эдуард Тохтохоев допрошен в качестве подозреваемого по делу, но от дачи показаний отказался. Не захотел, видимо, подставлять своего благодетеля – фактического руководителя ООО «Азия-Транс». А им является местный предприниматель К., которому в своё время сильно повезло с декриминализацией статьи 188, исключённой из УК: удалось уйти от ответственности, когда Наушкинской таможней в отношении него как генерального директора ООО «ЭРМАН» возбуждались два уголовных дела за контрабанду лесоматериалов.
К. и на этот раз умудрился остаться в стороне – он проходит по делу в качестве свидетеля. Сей достойный ученик великого комбинатора, создателя конторы «Рога и копыта», причастен к целому ряду фирм: в одних он является лишь соучредителем (ООО «Лесная компания «Баргузинский лес», ООО «Илькалесмаш», ООО «Байкальская транспортная компания», ООО «Экспедитор-Экспресс»), в других, кроме того, ещё и директором (ООО «Байкал-Экспорт» и ООО «ЭРМАН»).
В чём же секрет успеха его предпринимательской деятельности, в том числе в лесной сфере? Он довольно прост. У правоохранительных органов имеется информация, что К. состоит в близких родственных отношениях с одним из высших должностных лиц законодательного органа Республики Бурятия – Народного Хурала. В тени авторитета властного сородича заниматься контрабандными делами, видимо, проще. По крайней мере, не рискуешь напороться на чиновника, который не оценит преподнесённую «от чистого сердца» мзду за покровительство.