«От простого слияния вузов качество не возникает»
Не прошло и года с того момента, как был обнародован список неэффективных вузов, а судьба ИГЛУ и ВСГАО уже решена: иняз начал проходить процедуру присоединения к МГЛУ чуть раньше, 18 июля министр образования и науки Дмитрий Ливанов подписал приказ о присоединении ВСГАО к ИГУ, тем самым закрепив решение, вынесенное учёными советами обоих вузов. Уже 24 июля ректоры подписали план-график работ по реструктуризации.
По словам ректора ВСГАО Николая Перязева, студенты академии могут быть спокойны за своё будущее: они продолжают обучение по тем же программам, на оговорённых ранее условиях и даже в привычных аудиториях. Ректор ИГУ Александр Аргучинцев, в свою очередь, сообщает, что в жизни студентов университета не изменится ровным счётом ничего, а для новых подопечных ИГУ откроются дополнительные возможности, связанные с участием в грантовых программах, которые действуют в ИГУ, в частнос-ти, речь идёт об Оксфордской стипендии для гуманитариев.
Сокращение преподавателей пока также не планируется. Оптимизации ожидают лишь вспомогательные подразделения, занимающиеся административно-хозяйственными, юридическими и финансовыми вопросами. Однако определённые опасения у преподавателей академии всё же имеются. Дело в том, что средний размер зарплат, которые во ВСГАО выше, чем в ИГУ, видимо, изменится, и не в лучшую сторону.
Этого можно избежать, если новая структура будет функционировать как подразделение, управляемое по доверенности. Именно в этом качестве существуют в университете юридический институт и Байкальская международная бизнес-школа. Как отмечает Аргучинцев, планируется, что на первом этапе академия пойдёт как раз по такому пути, а руководитель нового структурного подразделения, по аналогии с юридическим институтом, вероятно, станет избираться. С уверенностью об этом можно будет говорить в ноябре, когда примут изменения в устав ИГУ.
Каких бы то ни было изменений в структуре факультетов, слияний или ликвидаций на первом этапе также не планируется. По словам Аргучинцева, анализ системы подготовки в обоих вузах показал, что формально математике, физике или биологии учат и здесь и там, но при этом шифры подготовки абсолютно разные. В случае с академией при обучении по любому направлению речь в первую очередь идёт о педагогике.
Аргучинцев также уточнил, что «процесс объединения – это нулевой этап». Согласно приказу, он продлится максимум один год, однако реально его нужно завершить к концу мая 2014 года, для того чтобы не было нарушений учебного процесса. «А первый этап, во время которого мы будем привыкать друг к другу и осваивать смежные области, продлится ещё минимум год», – сказал ректор. Вполне вероятно, что пос-ле этого в едином вузе начнутся реальные перемены.
Пока же изменений немного. Академия перестаёт существовать как юридическое лицо, и её имущество переходит к управлению ИГУ, количество студентов и преподавателей, равно как и бюджетных мест, за счёт слияния увеличивается. Александр Аргучинцев заявил о возможности использовать объ-единённый потенциал учёных для участия в федеральных программах и получения грантов. Как результат – выход обновлённого ИГУ на «одни из первых позиций на федеральном уровне».
Для преобразований такого масштаба событий явно недостаточно. Наблюдатели задают логичный вопрос: если целью реформы было повысить эффективность вузов, то чем тут поможет слияние вуза эффективного и неэффективного?
Николай Перязев признал, что всё это больше похоже на формальность, да и преподавательский состав в ВСГАО перемен не хочет. В то же время он подчеркнул: «Мы люди наёмные, работающие на государство. И если правительство решило, что педагогических вузов не будет, значит, появится другая система». Александр Аргучинцев осторожно отметил, что теперь действительно относительные показатели, такие как количество научных исследований в рублях или количество грантов на единицу преподавательского состава, вызывают опасения. Отвечая на вопрос о возможном создании федерального вуза, он уточнил: «От простого слияния вузов качество не возникает», – вольно или невольно иллюс-трируя текущую ситуацию.
Ректоры в своих оценках осторожны, а в комментариях предельно сдержанны. Однако позиция главы ЦНСиО Михаила Рожанского гораздо более жёсткая. «Объединение двух самостоятельных вузов с разными коллективами и стилями преподавания, находящихся к тому же на разных стадиях реформирования, – акт бессмысленный. Объ-яснить его можно только бюрократическими решениями и предписаниями, а не логикой развития самих вузов», – считает он. По мнению Рожанского, сейчас сложно говорить, какие это даст ресурсы для тех, кого объединяют, но трудности умножит. История создания федеральных университетов показывает, что от подобного преобразования повышения качества образования ожидать не стоит.
С популярным, в том числе в университетских кругах, тезисом о том, что укрупнение вузов – это в целом положительная мировая тенденция, Рожанский не согласен. «Мировая тенденция – искать модели, дающие новые возможности, – отметил эксперт. – В условиях российской провинции укрупнение приводит лишь к усилению зависимос-ти преподавателей от бюрократии и потерям в социальной функции высшего образования. Академия образования важна для Иркутска как раз с той точки зрения, какую роль она играет в жизни региона и живущих в нём людей. А у классического университета иная задача – вернуть позиции вуза, известного в стране и за рубежом».
Так или иначе, но объединение ИГУ и ВСГАО – вопрос решённый. Весной академия перестанет существовать как самостоятельный вуз, а её студенты уже в 2014 году начнут получать дипломы об окончании ИГУ.