издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Екатерина II. Путь к трону

«Июньский переворот 1762 года сделал Екатерину II самодержавной императрицей. С самого начала XVIII века носителями верховной власти в России были люди либо необычайные, как Пётр Великий, либо случайные, каковыми являлись его преемники и преемницы, даже те из них, кого назначала на престол в силу закона Петра I предыдущая случайность, как это произошло с ребёнком Иваном VI и с Петром III. Екатерина II замыкает собою ряд этих исключительных явлений во всём не упорядоченного XVIII века: она была последней случайностью на русском престоле и провела продолжительное и необычайное царствование, создала целую эпоху в нашей истории».

Обширная цитата из «Русской истории» Ключевского здесь уместна. В Иркутской музейной студии областного краеведческого музея в эти дни работает выставка «Екатерина II. Путь к трону», организованная Русским историческим музеем. Эта выставка передвижная, наш город стал одним из первых, в котором посетители могут познакомиться с той страницей истории государства Российского, которая названа «золотым веком».

Куратор выставки, рассказывая о ней, оговорилась: предназначена она не для детского восприятия. По-дробности биографии голштейнготторпской княжны обилуют не только пикантными, но и кровавыми по-дробностями. Персоны, представленные в экспозиции, так или иначе связаны с адюльтером, списком фаворитов императрицы Елизаветы Петровны, выписавшей из Германии невесту для будущего императора Петра III. В портретной галерее – царедворцы, сильные мира сего, способствовавшие восхождению Екатерины на престол. 

На выставке представлено несколько портретов великой княгини Екатерины Алексеевны, выполненных неизвестными русскими художниками. В этих работах есть не только величественность, но и виден внутренний мир юной Софьи, которая понимала, что она некрасива, даже совсем дурнушка, но в то же время и знала, что очень умна. Недочёты наружности предстояло восполнить усиленной разработкой духовных качеств. Екатерина много училась. В экспозиции представлены рукописные книги, расхожие в середине XVIII  века, которые, возможно, читала Екатерина. Есть и дворцовые золотые и серебряные столовые приборы, кубки, вазы – всё, чем блистал российский царский двор. Представлены церковная утварь, атрибуты крещения Софьи Фредерики в православие, а также  коронации Екатерины – стопа, кубок, стаканы с её вензелями.

Здесь же показан портрет Великого князя Павла, рождённого от Екатерины и Петра в 1754 году. Известно, что новорождённого как государственную собственность отобрали у матери и впервые показали ей только спустя 40 дней. Пока Екатерина, брошенная всеми, рыдала, Пётр кутил с компанией своих приближённых. Оправившись от родов, будущая императрица с новым усердием взялась за учение: по-русски говорила хорошо, писала сносно.  Иноземные послы писали про Екатерину, что её не только любят, но и боятся, ищут случая угодить великой княгине. 

Екатерина усиливала своё положение и к концу царствования Елизаветы настолько его упрочила, что благополучно прошла сквозь все придворные превратности.  Раздор с Петром, ставшим после смерти Елизаветы императором,  разъединил политические судьбы супругов: жена пошла своим путём. 

Молодая Екатерина очень много работала, а так как её целью являлся поиск единомышленников, которые помогли бы ей выбраться из тёмной доли, то будничным делом стала для неё обработка  приближённых ко двору.  Екатерина быстро усвоила, что лучшее средство пользоваться обстоятельствами и людьми – это до времени плыть по течению, служить не слепым, но послушным орудием в руках сильных политиков. Она не раз отдавалась в чужие руки, но только для того, чтобы её донесли до желаемого места.

На выставке центральное место занимает галерея портретов политических деятелей – участников переворота 1762 года и убийства Петра III в Ропше под Петербургом: графа Кирилла Григорьевича Разумовского, командира Измайловского полка, первым присягнувшего Екатерине, братьев Григория и Алексея Орловых, принимавших непосредственное участие в выдвижении Екатерины на престол, графа Алексея Петровича Рюмина и многих других. 

Страница истории, приведшая Екатерину на престол, полна авантюр, интриг, заговоров, нежелания мириться с тем, что великой империей правит «гадёныш», как называли Петра III. Будущая императрица была и участницей событий, и марионеткой, которой управляли умные и удачливые кукловоды.  

На выставке представлены виды Московского оперного дома, Кремля в разных ракурсах – это места, где проходили торжества по случаю коронации  Екатерины. В центре экспозиции – парадный портрет императрицы, сыгравшей значительную роль в упрочении  в России подлинной государственности.    

«Случайная», по выражению Ключевского, императрица представлена на выставке Русского историчес-кого музея  в годы  молодости, во времена, когда сам Фридрих Великий стал её сватом  для великого князя Петра. Выставка может сподвигнуть посетителей углубиться в историю, чтобы понять причины и следствия государственных переворотов, а также провести аналогию с современностью. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры