Безвалютный обмен
Специалисты по строительным технологиям из Франции провели неделю в столице Приангарья. Итогом визита стало завершение проекта реставрации дома-памятника, который разработан Агентством развития памятников Иркутска. Европейцам доверят реконструкцию отдельного элемента усадьбы, это может быть флигель или беседка. Воплощение замысла преподавателей архитектурной школы Даниэля Дюпе и Жюльена Шателана в реальность начнётся в конце сентября, когда их студенты с опытом более трёх лет приедут в Иркутск на практику.
Даниэль Дюпе и Жюльен Шателан являются членами Национальной федерации «Мастера дю Тур де Франс». Эта ассоциация хранит и совершенствует древние традиции в сфере реставрации памятников архитектуры.
По словам главного специалиста отдела управления туризмом и международной деятельности администрации Иркутска Снежаны Новиковой, у города с департаментом Верхняя Савойя налажен «безвалютный» обмен: иркутские делегации поедут во Францию, администрация оплатит билеты, всё остальное берёт на себя принимающая страна. Подобным же образом в Россию отправляются французские делегации. Кроме того, администрация ведёт переговоры с немцами и корейцами.
Генеральный директор АРПИ Ирина Кравец считает, что флигель или беседка во французском стиле не будет диссонировать с исконно русским стилем усадьбы. По её словам, в Иркутске очень мало специалистов по дереву и в целом по реставрации. Раньше реставраторов готовили в НИ ИрГТУ, но приём был закрыт из-за отсутствия желающих.
– Выпускались примерно четыре реставратора в год, а срок обучения – шесть лет. И не факт, что выпускники будут работать по специальности. А в городе около 1100 памятников, из них 700 – деревянного зодчества, – сокрушается Ирина. – У нас практически нет людей. Нужны не менеджеры-управленцы, а реставраторы, которые умеют работать руками, умеют рассчитывать конструкции, умеют конструировать. Даже исконно русские технологии не знаем, например, как сложить сруб и кровлю без единого гвоздя.
В России осталось немного городов, где сохранилось столько деревянных построек, как в Иркутске, особенно кружевных домов. Иностранцев здесь зачастую можно увидеть рассматривающими старые покосившиеся дома: туристов привлекает настоящее дерево, впитавшее историю, оно имеет совершенно иную, уникальную энергетику.
– В других городах мира деревянное наследие утрачено, у нас оно под угрозой. Лишившись домов-памятников, мы потеряем своё лицо, станем одним из среднестатистических городов страны. Сегодня Иркутск можно назвать столицей деревянного зодчества, – продолжает Ирина. – Международные специалисты видят, насколько ценно сохранение деревянного наследия.
Французы рассказали, что в их стране мало деревянных домов-памятников, в основном на уровне гор, в Альпах. Там можно найти дома, немногим отличающиеся от русских. Большинство из них находятся под постоянным наблюдением и реставрируются по мере надобности. В Иркутске же иностранные гости столкнулись с капитальной реставрацией.
– Заметно, что город развивается большими темпами. Бросается в глаза контраст между разрушающимися и современными, недавно построенными домами, – отметил Даниэль Дюпе.
Агентство развития памятников Иркутска было создано полтора года назад, и хотя цикл реставрации занимает 2–2,5 года, Ирина Кравец планирует первый объект ввести в эксплуатацию уже осенью, а через год закончить работы хотя бы на шести памятниках из 12 реставрируемых.