В погоне за ВСТО
Российское руководство не раз заявляло, что позиционирует нашу страну на международной арене как энергетическую сверхдержаву. На практике это выглядит следующим образом: необходимо максимально диверсифицировать рынки сбыта энергоресурсов. Европа – основной потребитель российских нефти и газа – уже не первый год ищет способы разнообразить географию поставок углеводородов, страны-лидеры ЕС – Германия, Франция, Италия – стремятся избежать чрезмерной энергетической зависимости от России.
Логично, что российское правительство не остаётся в долгу и ищет новые рынки сбыта. Под боком активно развивающийся Китай, зависимые от экспорта энергоресурсов Корея и Япония, поэтому реализация нефтегазового проекта «Сахалин-2» и следующий, более весомый шаг – строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» – смотрятся абсолютно логичными. Энергетическая стратегия России на Востоке реализуется, нефть идёт китайским потребителям. А что же газ? Тут всё гораздо сложнее.
В ходе визита в КНР в 2006 году президент России Владимир Путин заявил, что планируется строительство газопровода «Алтай» от месторождений Восточной и Западной Сибири в Китай пропускной способностью до 80 млрд. м3 природного газа в год. После этого в СМИ поступала противоречивая информация – то ли проект вообще заморожен, то ли войдёт в окончательный вариант «Генеральной схемы развития газовой отрасли на период до 2030 года», то ли ему требуется дополнительная доработка.
Не вносили ясности и официальные лица Газпрома. На Госсобрании, состоявшемся в апреле 2013 года после визита председателя КНР Си Цзиньпина, представитель Газпрома заявил, что проект газопровода «Алтай» заморожен, поскольку не удаётся достичь принципиальной договорённости по конт-рактам на будущий газ с китайской корпорацией CNPC. В качестве альтернативы было предложено проложить газопровод до Приморья, построить там терминал по сжижению СПГ и везти газ в Китай морским путём. Однако в последующие месяцы представители Газпрома не раз сообщали, что в ходе визита Си Цзиньпина в Москву вопрос строительства газопровода «Алтай», равно как и альтернативных вариантов, не обсуждался.
В чём же камень преткновения? Примерная протяжённость газопровода «Алтай» – 6700 километров, трасса пролегает по территориям шести субъектов РФ: Республики Алтай, Алтайского края, Новосибирской области, Томской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. Примерные инвестиции в строительство могут достигать 13 млрд. долларов. Есть и экологический аспект – маршрут газопровода идёт через плато Укок в Республике Алтай, которое внесено в список природного наследия Юнеско. Передвинуть маршрут росчерком пера, как в случае с ВСТО, не получится, любые перемещения сильно удорожают проект.
Не стоит забывать, что в конкурентах на поставку газа в Китай у России значатся Австралия и Индонезия, которым нет необходимости строить протяжённые газопроводы – газ доставляется в Поднебесную СПГ-танкерами. К тому же в 2011 году заработал трубопровод из Туркмении в Китай, поставки газа по которому составили 30 млрд. м3 за 2012 год. Этот фактор плюс высокая стоимость проекта и потенциальные экологические проблемы делают строительство газопровода «Алтай» весьма проблематичным как с технологической, так и с экономической точки зрения.
Казалось бы, ситуация очевидна и в строительстве нет необходимости. Но появилось третье заинтересованное лицо – Монголия. Президент страны Цахиагийн Элбэгдорж в июле 2012 года попросил российскую сторону рассмотреть вариант прокладки газопровода в Китай через территорию Монголии с возможностью ответвления на Улан-Батор. В этом случае удалось бы избежать экологических проблем с плато Укок и вообще укоротить маршрут на тысячу километров.
Это предложение президента Монголии было подтверждено совместными исследованиями сотрудников научных центров из Иркутска, Новосибирска, Республики Бурятия и Монгольского университета науки и технологий. Учёные акцентировали внимание на удобстве рельефа для прохождения газопровода, что существенно удешевляло его по сравнению с «Алтаем» и делало цену на газ на выходе конкурентоспособной. Немаловажным фактором являлось и стимулирование программы газификации восточных регионов России, локомотивом которой и выступило бы строительство газопровода в направлении Монголии.
Трудно не согласиться с учёными – предложенный ими вариант имеет право на существование. Но не стоит сбрасывать со счетов большую политику – в современном мире она решает многое. Вопрос российского газа для Китая не является жизненно важным, поэтому Поднебесной не нужна лишняя головная боль с транзитом газа через территорию Монголии: никто не забыл российско-украинские газовые конфликты, а повторение подобного сценария более чем вероятно. Выгоднее наращивать поставки из Австралии, Индонезии и Туркмении или даже покупать СПГ у России в Приморье, если проект газового «клона» ВСТО будет когда-нибудь реализован.
Но если позиция КНР понятна, то что же Россия? На первый взгляд, транзит через территорию Монголии ей тоже невыгоден – лучше поставлять газ крупному потребителю напрямую, чем сталкиваться с транзитными рисками. К тому же рынка для российского газа в Монголии нет и в обозримом будущем он не появится. Но Россия может обсуждать вопрос со строительством трубы через Монголию совсем с другими целями. В последние годы усилия российской власти направлены на приостановку процесса дезинтеграции на постсоветском пространстве, идущего с конца 1980-х годов. Создан Таможенный союз Казахстана, Белоруссии и России, заключены соглашения о двустороннем сотрудничестве с Арменией, Киргизией, Азербайджаном.
В этом ключе возвращение Монголии в фарватер российской внешней политики выглядит логичным шагом – в последние несколько лет проамериканская ориентация монгольской власти стала весьма очевидной. Строительство газопровода через территорию Монголии однозначно подстегнуло бы взаимоотношения между двумя странами.
Весь вопрос заключается в том, сможет ли Россия убедить КНР в необходимости такого шага и готова ли она «играть мускулами» и жертвовать экономическими интересами ради усиления политического присутствия в регионе. Риски велики – неизвестно, чем потенциально обернётся этот шаг в будущем и не получит ли Россия в лице Монголии вместо доброго партнёра подозрительного соседа, убеждённого в том, что ему не причитается всего заслуженного по праву. В том, что монголы в любой ситуации будут искать выгоду, сомневаться не приходится.