издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Меньше нарушителей не становится»

  • Автор: Анастасия УЛАХАНОВА

Токсичные и дымные – часть иркутских автомобилей нарушают нормативы по содержанию вредных веществ в выхлопных газах. Во время рейда, который провели в среду в Иркутске сотрудники дорожной полиции и экологи из администрации города, выяснилось, что 35 из 113 проверенных в июле машин не отвечали стандартам. Особенно много нарушений связано с общественным транспортом – из 54 проверенных маршруток почти половина загрязняла воздух выше максимально допустимого уровня. Плановые проверки перевозчиков ГИБДД и администрация Иркутска проводят регулярно, однако нарушений меньше не становится, признают специалисты.

17 июля инспектора отделения технического надзора отдела ГИБДД УМВД России по Иркутску и управления охраны окружающей среды и экологической безопасности администрации Иркутска провели со-вместный рейд. Специалисты проверили пассажирский транспорт на превышение уровня углекислого газа и дымности в выхлопах. На этот раз рейд проводился около аэропорта – конечной остановки многих маршрутов коммерческого транспорта. 

Автомобили, ездящие на дизельном топливе, проверили на содержание сажи в выхлопных газах, а у машин на бензине измерили уровень углекислого газа и углеводородов с помощью газоанализатора и дымомера. В отделении технического надзора отдела ГИБДД УМВД России по Иркутску таких приборов всего семь: 4 дымомера и 3 газоанализатора. Причём оборудование не рассчитано на работу в зимнее время, уже при температуре -5°С появляется большая погрешность, поэтому рейды проводятся с мая по октябрь. 

Иркутск входит в список городов с плохим состоянием атмосферного воздуха, рассказала Валентина Сафонова, главный специалист управления по охране окружающей среды и экологической безопасности администрации Иркутска. Однако в последние годы заметно улучшение: по данным мониторинга Росгидромета, индекс загрязнения атмосферы снизился с 22 единиц в 2010 году до 15 в 2012-м. Тем не менее он всё ещё высок. В загрязнении атмосферного воздуха виноваты различные факторы, но транспорт остаётся основным источником вредных выбросов.

По итогам рейда большинство нарушений было выявлено у машин с дизельными двигателями. Из 52 досмотренных автомобилей, автобусов и микроавтобусов в 32 случаях концентрация сажи в отработанных газах превышала предельно допустимые значения. Нарушения по содержанию углекислого газа обнаружены у трёх автомобилей с бензиновым двигателем из 61 проверенного.

По словам начальника отделения технического надзора Сергея Швина, причин превышения норм углекислого газа и дымности две. Во-первых, проблема может заключаться в неправильной регулировке топливной системы транспорта для увеличения мощности, что в большей степени касается старых машин, которые эксплуатируются больше 5–7 лет. Во-вторых, в превышении государственных стандартов виновато низкое качество топлива. По словам водителей, именно в нём кроется корень проблемы.

– Мы проверили 11 автозаправок – ни на одной качество продаваемого топлива не соответствует ГОСТу, – подтверждает Валентина Сафонова. – На большинстве крупных лицензионных АЗС качество нормальное, а вот на мелких, частного порядка не отвечает нормам. Даже если машина заправляется качественным топливом, она может нарушать ГОСТ, когда она старая, «убитая». 

Транспорту тоже необходима забота – регулировка топливной аппаратуры, замена фильтров, отмечает специалист. 

Как правило, некачественным топливом заправляются в целях экономии, поясняет Сергей Швин. Разница в цене у «Роснефти» и какой-нибудь мелкой заправки – один-два рубля за литр, но для водителей автобусов, которые в день тратят около 80 литров топлива, она имеет большое значение. Как правило, наёмный водитель не отвечает за техническое состояние и эксплуатацию транспорта, которому некачественное топливо тоже вредит.

Нарушители получат административные наказания в виде штрафа в размере 300 рублей и, что более ощутимо, запрет пользоваться транспортным средством со снятием номеров до устранения нарушения. Вернуть их можно будет после повторного замера выхлопных газов в ГИБДД. Владельцы автобусов и маршруток, таким образом, теряют прибыль из-за простоя транспорта. Если установлен факт нарушения со стороны должностных лиц предприятий, которые выпустили неисправную технику на линию, им вменяется наказание штрафом в 500 рублей. Такие санкции не дают особого результата, признают специалисты. 

– В прошлом году мы провели около 37 рейдов, – продолжает Сергей Швин. – Меньше нарушителей не становится, проблему надо решать в комплексе, просто карательными мерами ничего не добьёшься. Мы, по сути, стоим на вершине айсберга. На сегодняшний день с мая по июль проведено 33 рейда, проверено 113 машин, из них 35 не соответствовали ГОСТу по токсичности, в том числе из 54 проверенных маршруток нормы нарушили 24. 

В ближайшие 10 дней рейды продолжатся, предупреждают в ГИБДД.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры