Аплодисменты, аплодисменты…
В Ярославле прошли гастроли Иркутского музыкального театра имени Загурского. Иркутяне представили зрителям девять спектаклей и одну сказку для детей. Своими впечатлениями от гастролей поделилась композитор, органистка Лидия Янковская, 30 лет проработавшая в Иркутской областной филармонии, а ныне живущая в Ярославле.
Площадь имени Фёдора Волкова в Ярославле место историческое: здесь уютно расположилось здание старейшего русского театра. Привычно скользнув взглядом по афишам, я буквально застыла: на главной сцене гастроли Иркутского музыкального театра! Последний раз коллектив театра гастролировал в Ярославле в 2000 году. Тогда все спектакли прошли с большим успехом и получили высокую оценку театральных критиков.
В день начала гастролей на ГТРК «Ярославия» прошла пресс-конференция, в которой участвовали директор иркутского музтеатра Татьяна Мезенцева, главный дирижёр Николай Сильвестров, солисты театра – народные артисты России Владимир Яковлев и Николай Мальцев, заслуженная артистка России, балерина Мария Стрельченко, солистка Александра Гаращук. Также участие в пресс-конференции принял министр культуры и архивов Иркутской области Виталий Барышников, который приехал в Ярославль, чтобы пообщаться с коллегами и поддержать своих земляков. А вечером состоялось торжественное открытие гастролей.
Знаменитая рок-мистерия «Юнона» и «Авось» Алексея Рыбникова идёт в иркутском музтеатре с 1996 года. Сейчас многие артисты были для меня внове, кроме, пожалуй, трёх (чей талант отлично помнится с иркутских времён): Владимира Яковлева, Светланы Лунюшкиной и Андрея Данилова. В роли графа Николая Резанова выступил замечательный артист Александр Айдаров.
Позже, перебирая архив, я обнаружила десятилетней давности статью Виталия Нарожного о новых спектаклях Натальи Печерской «Юнона» и «Авось» и «Иисус Христос – суперзвезда». Для меня это – реликвия. Точность оценки маститого критика с годами ничуть не уменьшилась. Оказывается, и в 2013 году зрителя (теперь уже ярославского) по-прежнему впечатляют «несомненные художественные плюсы: участие профессиональных певцов и живого симфонического оркестра, масштаб и филигранная режиссура массовых сцен, да и целая серия незаурядных актёрских работ…». Мастерство не стареет.
В дни гастролей иркутского театра в Ярославле вспыхивали и другие театральные «созвездия». В ТЮЗе открылся всероссийский фестиваль фольклорных театров «Охочие комедианты». Имя фестивалю дано историческое: именно так называлась труппа, собранная основателем первого русского театра Фёдором Волковым в 1750 году.
По преданию история ярославского театра восходит к кожевенному амбару, в котором два с половиной века назад молодой купеческий сын Фёдор Волков с братьями и друзьями устраивал первые представления своей труппы. Потом Фёдор выстроил для театра специальное здание, изготовил костюмы, декорации. Слух о талантливых ярославцах дошёл до императрицы Елизаветы, которая вызвала их в Петербург. Вот с тех пор ярославская «театральная хоромина» на берегу Волги и считается «корнем», из которого вырос профессиональный русский театр…
Память не подвела: иркутский театр действительно предпочитает подлинную опереточную классику – от постановок «Ночи в Венеции» и «Жирофле – Жирофля» до «Мадам Фавар» и ныне идущих оперетт «Белая акация» и «Граф Люксембург». Мне удалось побывать на последнем из названных спектаклей – настоящей феерии красок и танцев, созданной венгерским мастером Ференцем Легаром в 1909 году.
Пробираясь сквозь плотные ряды театралов, мечтающих о встрече с иркутскими артистами, я радовалась не только за родных сибиряков, но и за ярославскую публику. 13 лет не встречалась она с иркутянами, а за эти годы зрителям Белоруссии и Приморья, ташкентцам и киевлянам стали хорошо известны яркие, самобытные постановки Иркутского музыкального театра. Пора и согражданам великого Фёдора Волкова узнать о новых талантливых актёрах и режиссёрах!
Как известно, действие оперетты «Граф Люксембург» происходит то в парижской мансарде художника, то на площади Венеции. Запомнилось, как радостно аплодировали ярославские зрители балетной группе, представившей ряд античных скульптур, в дальнейшем неожиданно «оживающих» под прицелом туристических фотоаппаратов.
Любопытно, что для ярославской публики это не только приятный, но и хорошо знакомый сюжет!
Каждую весну юные театралы-выпускники выстраиваются вдоль «ярославского Арбата» (пешеходной улицы Кирова) и забавляют прохожих странными пёстрыми одеждами и приглашениями сняться на память с какой-нибудь «золотой нимфой» или мрачно застывшим мраморным Фавном.
Но самые лучшие «уличные новации» не сравнятся с мастерством корифея иркутской сцены Владимира Яковлева. Заворожённые каскадом комичных ситуаций, с блеском представленных Яковлевым, зрители восторженно отзывались о его игре. А среди тех солистов, чьи актёрские работы вызывали горячее одобрение зрителей, назовём Евгения Алёшина и Светлану Щерботкину, Ирину Мякишеву и Александру Гаращук. Оркестр музыкального театра под руководством маэстро Николая Сильвестрова был поистине в ударе, мастерски поддерживая солистов и сопровождая разнообразные танцевальные эпизоды.
Присоединимся к добрым пожеланиям талантливым артистам и скажем от всего сердца: «Новых творческих взлётов и ярких постановок, искренних зрителей и несмолкаемых аплодисментов тебе, любимый Иркутский музыкальный!»
Губернатор Ярославской области Сергей Ястребов в своём письме выразил благодарность и признательность губернатору Иркутской области Сергею Ерощенко за поддержку гастролей Иркутского музыкального театра в Ярославле. «Успешное выступление коллектива театра значительно расширило театральное пространство, сблизило ярославцев и иркутян. Надеюсь на продолжение сотрудничества и совместную реализацию проектов, направленных на укрепление связей между Иркутской и Ярославской областями», – говорится в послании.