издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Жалобы без предложений

Профилактика наркомании не терпит формализма

  • Автор: Алексей ЗЯБЛИЦКИЙ, начальник УФСКН России по Иркутской области

По итогам мониторинга наркоситуация в Иркутской области остаётся тяжёлой. По общей заболеваемости наркоманией в таких крупных городах, как Усолье-Сибирское (на учёте состоят 1170 человек), Черемхово (1160), Ангарск (1044), Тулун (1033), Иркутск (756), Братск (711), а также в Братском (788) и Слюдянском районах (939) она оценивается специалистами как кризисная. Только в Усть-Илимске (348) ситуация выглядит несколько лучше, чем в среднем по федеральному округу (619).

Причём в Ангарске и Братске обращаемость за наркологической помощью, можно сказать, стремится к нулю, хотя эти территории располагают неплохой базой: здесь открыты и наркоотделения, и реабилитационные центры. Отсутствие желающих избавиться от болезненного пристрастия свидетельствует о том, что в муниципалитетах не организована так, как положено, работа с наркозависимыми – они недостаточно активно  вовлекаются в процесс реабилитации. Перед администрацией Братска, например, неоднократно ставился вопрос о выделении пригодного помещения для открытия филиала областного государственного учреждения РЦ «Воля». Но прошло шесть лет, а дело так и не сдвинулось с места. Это свидетельствует о явной незаинтересованности муниципалитета. 

Для ряда территорий характерен высокий уровень преступности, связанный с незаконным оборотом наркотиков каннабисной группы. Поля Зиминского, Балаганского, Черемховского, Иркутского, Эхирит-Булагатского, Тулунского районов засорены коноплёй. Из областного бюджета на приобретение гербицидов для уничтожения дурманящего растения выделяются скудные средства – всего 500 тысяч  рублей ежегодно. Этого явно недостаточно. По расчётам администрации Зиминского района, для уничтожения очагов произрастания конопли только этому муниципалитету необходимо 536 тысяч рублей. 

В большинстве районов средства для борьбы с дикорастущей коноплёй вообще отсутствуют. И поэтому главы муниципальных образований порой занижают в отчётах цифры, как это было, например, в Тулунском районе. Либо вообще отрицают, что у них есть такая проблема: Аларский, Зиминский, Куйтунский, Нукутский, Черемховский, Шелеховский районы подали в минсельхоз документы, где в графе «площади, занятые коноплёй» стоит прочерк. Но при этом на заседаниях в администрации вопрос ликвидации очагов произрастания каннабиса всё-таки обсуждается. 

В пяти муниципальных образованиях (Ангарский и Балаганский районы, города Зима, Иркутск, Усолье-Сибирское) в прошлом учебном году было протестировано 7086 школьников. У 358 учеников (5% от числа протестированных) пробы оказались положительными. Оказалось, что выявленные подростки употребляют наркотики каннабисной группы и на учёте не стоят. В Балаганском районе протестировано 348 старшеклассников, среди них выявлено 52 потребителя «травки», т.е. 15%. Если провести такое тестирование, например, в Усть-Удинском, Зиминском, Заларинском районах, где поля также засорены коноплёй, ситуация наверняка будет выглядеть ещё хуже. 

Закон, регулирующий проведение тестирования в школах и вузах, вступит в силу уже в  декабре. Если муниципалитеты сегодня не решат вопрос о финансовом обеспечении мероприятий по тестированию, то реализовать комплекс необходимых мер не удастся. В связи с принятием федерального закона необходимо организовать работу по раннему выявлению потребителей наркотиков во всех муниципальных образованиях, решить вопрос с приобретением для этого диагностического оборудования (приборов «Лира-100», «ИМЕДИС-Тест»), организовать индивидуальную реабилитационную работу с теми, у кого в результате тестирования оказался положительный результат.

Необходимо в каждом муниципальном образовании принять меры для выявления  наркозависимых не только среди школьников и студентов, но и среди работников предприятий. Управление ФСКН совместно с областным наркодиспансером в прошлом году предложило добровольно пройти тестирование работникам иркутских и ангарских предприятий. Проверено 1152 человека – факт употребления наркотиков подтверждён в 17 случаях.

Сегодня ситуация на местах требует принятия кардинальных мер. Если главы муниципалитетов не возьмут её под контроль, то результаты мониторинга в следующем году могут быть ещё хуже. Как это случилось, например, в городе Иркутске: показатель криминальной поражённости областного центра в 2012 году вырос в 1,6 раза в сравнении с предыдущим годом. Это следствие того, что в городе не выстроена система профилактики, отсутствуют своевременные выявление, учёт и вовлечение больных  в процесс реабилитации, наркозависимые совершают преступления ради дозы. 

Пора создавать в муниципалитетах систему мотивирования наркозависимых на лечение. В Государственную Думу направлен законопроект, в соответствии с которым предлагается наделить суд правом возложения на наркозависимых дополнительной обязанности: пройти лечение и медико-социальную реабилитацию либо курс профилактических процедур. Однако на сегодняшний день мы не готовы к реализации такого закона, даже если его утвердят.

Эффективным механизмом решения проблемы профилактики наркомании являются целевые антинаркотические программы. В настоящее время они действуют в 41 муниципальном образовании Иркутской области. Всего на реализацию таких программ в 2013 году предусмотрено потратить 10,5 миллиона рублей. Но, например, в городе Усть-Илимске, где по итогам мониторинга наркоситуация оценивается как тяжёлая, финансирование профилактической программы не запланировано. Не предусмотрено финансирование и в других небольших территориях с относительно спокойной наркообстановкой.

При утверждении бюджетов на 2013 год финансирование программ профилактики сокращено в семи муниципальных образованиях, где общая заболеваемость наркоманией считается тяжёлой, а вовлечение молодёжи в наркопреступления достигло кризисной отметки: в Усть-Илимском, Черемховском, Нижнеилимском, Киренском, Тулунском районах, в городах Черемхове и Саянске. В ряде территорий на мероприятия по профилактике наркомании деньги выделяются по остаточному принципу. Например, в Черемховском районе, где наркоситуация тяжёлая, а преступность в кризисной зоне практически по всем показателям, на профилактику выделено всего 10 тысяч рублей.

В 2013 году заканчивается действие программ в 20 муниципальных образованиях региона, необходима разработка новых документов. Оценку эффективности работы по профилактике наркомании и противодействию незаконному обороту наркотиков должны на местах проводить антинаркотические комиссии. Но  в 14 муниципальных образованиях региона они не созданы вообще, вопросы профилактики наркотизма обсуждались на заседаниях межведомственных комиссий наряду с темой безопасности дорожного движения. 

За полгода сотрудники ФСКН выезжали в 11 муниципальных образований на заседания антинаркотических комиссий. В подавляющем большинстве такие комиссии на местах работают формально, их члены на заседания часто не являются или делегируют свои полномочия рядовым сотрудникам. Например, заседания АНК систематически не посещают начальники районных отделов МВД, а вместо себя направляют инспекторов по делам несовершеннолетних. Такое отношение руководителей к своим обязанностям снижает эффективность работы комиссий. С этого года наркоконтроль взялся оказывать методическую помощь муниципалитетам в подготовке заседаний. В Тулуне, Саянске, Зиме, Тайшетском, Иркутском, Баяндаевском, Слюдянском, Зиминском районах такая помощь с благодарностью принимается, работа комиссий стала носить плановый характер, чего не скажешь об Аларском и Осинском районах. 

Управление ФСКН ежегодно запрашивает у муниципалитетов предложения по совершенствованию работы, оказанию практической помощи. Но большинство из них отделываются формальным ответом: «Предложений нет». А некоторые предлагают «законодательно запретить продажу наркотиков».

Мониторинг работы городских и районных антинаркотических комиссий будет продолжаться, как и проведение выездных проверок их деятельности, качества и эффективности мероприятий, проводимых в образовательных и лечебно-профилактических учреждениях. Главам муниципальных образований было бы очень полезно рассмотреть результаты мониторинга на своих заседаниях и позаботиться об организации эффективной профилактической работы на местах вместо того, чтобы ограничиваться галочками в отчётах, не обращая внимания на ухудшение наркообстановки. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры