Нет дыма без автобуса
Экология Иркутска страдает от автотранспорта с неотрегулированной топливной системой. В выхлопных газах автобусов и маршрутных такси содержится предельно допустимое количество углекислого газа и сажи. Штрафы за загрязнение окружающей среды пока только символические. Единственный действенный способ заставить недобросовестных владельцев общественного транспорта привести топливную систему в порядок – снимать регистрационные номера, отметили в отделении технического надзора иркутского отдела ГИБДД.
Транспортная составляющая сильно влияет на состояние воздуха в Иркутске. Рейды по проверке содержания вредных веществ в выхлопных газах автомобилей регулярно проводят инспектора отделения технического надзора отдела ГИБДД УМВД России по Иркутску, представители администрации города и Общественной палаты Иркутска. Результаты всегда неутешительные.
Как рассказали в пресс-службе мэрии, в июле проверке подверглись 113 автомобилей. Транспорт, использующий в качестве топлива бензин, проверяется газоанализатором. Этот прибор фиксирует содержание углекислого газа и углеводородов в выхлопных газах машины. Отработанные газы дизельного транспорта исследуются на концентрацию сажи дымомером. Большинство нарушений выявлено именно на последнем виде транспорта. «Из 52 досмотренных дизельных автомобилей, автобусов и микроавтобусов у 32 концентрация сажи в отработанных газах превышала предельно допустимые значения. Нарушения норм содержания оксида углерода выявлены у трёх автомобилей с бензиновым двигателем из 61 проверенного», – привели в пример статистику в городской администрации.
Причин, которые ведут к превышению предельно допустимой концентрации вредных веществ в выхлопных газах, две: неправильное регулирование топливной системы и отсутствие фильтров, а также некачественное топливо. По словам главного специалиста отдела экологической безопасности и контроля администрации города Валентины Сафоновой, сотрудники мэрии проводили рейды по 11 автозаправочным станциям, где заправлялись автомобили-нарушители. На всех проверенных автозаправках топливо оказалось некачественным.
Как рассказал начальник отделения технического надзора отдела ГИБДД УМВД России по Иркутску Сергей Швин, для рейдов, которые проводятся 2-3 раза в неделю, всегда выбираются разные районы города, чтобы «к проверкам нельзя было «подготовиться». Как показывает практика, уже после получаса работы инспекторов выявляются загрязнители воздуха. Нарушителей лишают регистрационных номеров. По словам Сергея Швина, это практически единственный действенный способ повлиять на владельцев общественного транспорта. Штрафы за загрязнение окружающей среды выхлопными газами скорее символические – 300 рублей для физического лица и 500 рублей для предприятия. Но простой автобуса или маршрутки приносит собственнику убытки, поэтому транспортные предприятия сами заинтересованы в том, чтобы устранить нарушение и вновь вывести автобус на линию. Регистрационный номер возвращается владельцу после повторного замера выхлопных газов в ГИБДД.
«Такая работа, безусловно, даёт результаты, – отметила Валентина Сафонова. – Каждый год, по данным мониторинга Росгидромета, индекс загрязнения атмосферы в Иркутске снижается. Если в 2010 году он был равен 22, то в 2011-м – уже 19, а в прошлом году его значение равнялось 15. Безусловно, в загрязнение атмосферы города свой вклад вносят котельные, но «транспортная составляющая» имеет огромное влияние на качество воздуха в Иркутске. И если проверки ведут к плановой замене транспорта и использованию более качественного топлива – то они будут продолжаться».
Член Общественной палаты Иркутска Сергей Маяренков предложил ещё один метод борьбы за чистый воздух в областном центре: установить автоматические приборы для проверки качества топлива на автозаправочных станциях города. Пока же (в ближайшие 10 дней) борьба за экологию продолжится с помощью проверенных методов – рейдов по контролю содержания вредных веществ в выхлопных газах иркутских автомобилей.