издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Если не видно разницы

Весельчаки на автомобильных форумах обожают повторять старую шутку про то, что «литр – это пакет молока, два литра – пакет сока, три литра – банка огурцов, а двигатели начинаются с четырёх литров». Многие автофанаты приходят в ярость от одного только упоминания о регламенте «Формулы-1» на 2014 год, согласно которому объём мотора для болида составит 1600 кубических сантиметров, и начинают изливать ненависть на малолитражки. Мне же, напротив, хочется восхититься гением инженеров, которые умудряются год от года повышать эффективность старого доброго двигателя внутреннего сгорания.

Среди профессиональных журналистов почему-то принято восхищаться большими моторами и произносить фразу вроде «десятицилиндровый V-образный восьмилитровый двигатель автомобиля Dodge Viper» не иначе как со священным трепетом в голосе. Тех же, кто имеет противоположное мнение и позволяет себе усомниться в святости нецензурного американского лозунга, предписывающего не лучшим образом обходиться с экономией топлива, можно пересчитать по пальцам одной руки. И как только кто-то из них подаёт свой голос, его сразу же записывают в еретики. 

При этом те, кто восхищается количеством литров и цилиндров, предпочитают пользоваться компактными ноутбуками или планшетными компьютерами вместо допотопных ЭВМ, занимающих огромные кабинеты, передвигаться по железной дороге не на паровозах, а на скоростных современных поездах и летать не на поршневых, а на турбореактивных самолётах. Впрочем, поклонников духа старой школы можно найти и среди них. Примерно так же, как и любителей виниловых пластинок в армии меломанов. Но факт остаётся фактом: в реальной жизни при покупке того или иного высокотехнологического устройства мы хотим того, чтобы оно было компактным, лёгким и мощным. И здесь как нельзя кстати приходится лозунг гениального (без малейшего преувеличения) автоконструктора Колина Чепмена, прославившегося в качестве основателя компании Lotus: «Упрощай, затем облегчай». 

Просто вдумайтесь в то, насколько далеко зашёл технический прогресс за век с небольшим! Самым большим автомобильным двигателем считается мотор для спортивной машины Fiat Blitzen Benz, выпущенной в 1911 году. Его объём подошёл бы карьерному самосвалу – 28,2 литра. Мощность по тем временам ошеломляла – около 300 лошадиных сил. Сейчас это считается нормой для спортивных авто с двухлитровым двигателем, пусть и форсированным. Но вряд ли кто-то из тех, кто высказывает ненависть к экономии топлива и любовь к большим объёмам, осмелится насмехаться над каким-нибудь Mitsubishi Lancer Evolution или Subaru Impreza WRX STI. 

Вернёмся к уже упомянутой «Формуле-1» и ругаемому регламенту чемпионата 2014 года. Как бы вы ни относились к малолитражкам, согласитесь, стоит снять шляпу перед инженерами, которые могут, убрав два цилиндра у двигателя, сохранить его мощность на том же уровне и при этом на треть снизить расход топлива. А если им удастся добиться того же ресурса, то можно будет даже поставить каждому пару бокалов пива за счёт заведения. Некоторые эстеты укажут на то, что в сравнении с рёвом, который издавали болиды девяностых годов, звук моторов нынешних машин стал уже не тот. Однако скорости на многих трассах не упали, как можно было бы ожидать, а повысились, о чём красноречиво свидетельствуют новые рекорды в прохождении круга. Осмелюсь на совсем крамольную мысль – нынешний чемпионат по зрелищности не особо проигрывает баталиям пятнадцатилетней давности. Хотя, признаюсь, несколько лет до этого гонки не смотрел по той причине, что их победителем автоматически становился тот, кто стартовал в самом начале пелотона. 

И добавлю немного из личного опыта: субъективные ощущения от того, как ты катишься по обледеневшей трассе на японской малолитражке, по своей остроте ничуть не уступают тому, что испытываешь в сверхмощной машине, брошенной в управляемый занос. Так же как и то чувство, когда, улыбаясь от уха до уха, вылезаешь из карта с моторчиком от газонокосилки. И только потом, трезво рассудив, понимаешь: всё это тебе даётся с гораздо меньшими затратами, чем на машине, двигатель которой «начинается от четырёх литров». Как тут не вспомнить приевшуюся фразу из рекламы: «А если не видно разницы, зачем платить больше?» 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры