издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«У него был талант печатать книги»

  • Автор: Лора ТИРОН

Вот уже четыре года, как нет с нами талантливого иркутского книгоиздателя, известного журналиста, надёжного друга и хорошего человека Геннадия Сапронова. На его письменном столе остались недописанные бумаги, планы, не успевшие осуществиться идеи, так и оставшиеся в списке важных дел в открытом блокноте. Геннадий скончался внезапно, скоропостижно, вот такой же летней жаркой порой – 14 июля 2009 года. Его уход был настолько ошеломляющим, неожиданным, нелепым (если так можно сказать о смерти) и оглушительным, что напоминал лавину, резко и стремительно накрывшую всех с головой. Он был активным, деятельным, жизнелюбивым и молодым. Ну что для мужчины всего 57 лет!

Писать о том, что осиротела его семья, жена Лена и дочь Наташа, его друзья, которых у него было великое множество, не имеет смысла. Ибо слова – малое утешение, они не вернут, не возродят, не заменят человека. И только время будет стараться сглаживать боль утраты. Но в день памяти, когда человек покинул этот мир, боль вновь становится острой и невыносимой, особенно для близких людей.

Да, что-то задуманное Геннадием осталось неосуществлённым. Но как забыть всю ту громаду добрых и замечательных дел, которые он успел воплотить!

Беру с полки последнюю изданную им книгу «Нет мне ответа», в которую Геннадий Сапронов собрал письма Астафьева, написанные Виктором Петровичем в период с 1952 по 2001 год, – пятьдесят лет жизни писателя. Это письма, почти ежедневно отправляемые писателем в разные уголки страны родным и друзьям, собратьям по перу, начинающим авторам и маститым писателям, в издательства и редакции журналов и газет. Составлением этой книги-дневника Геннадий Сапронов занимался восемь лет! Большинство писем было опубликовано впервые.

 Сколько же душевных сил, терпения, труда нужно было вложить в эту работу по сбору и систематизации эпистолярного наследия классика, чтобы получилась такая уникальная книга. Читая то или иное произведение автора, мы многое узнаём и о самом писателе, но, перечитывая его многочисленные письма, видишь другого человека: мощного, прямого и свободного, за которым большая, тяжкая, полная драматизма жизнь и судьба.

 Не все письма Геннадию Сапронову удалось собрать. Это было бы просто невозможно. Но даже те, что вошли в этот объёмистый том, вобрали в себя полвека жизни не только самого Виктора Петровича, но и сотен тех, с кем он общался, дружил, о ком переживал, кому спешил подставить плечо. 

Все книги, которые выходили под брендом «Издатель Сапронов», были литературой лучшего образца русского слова. Всех авторов, которых он издавал, Геннадий уважал и любил как выдающихся писателей и просто как честных и порядочных людей. Такое правило он определил для себя. Астафьев, Распутин, Носов, Аннинский, Костров, Золотусский, Курбатов, Варламов, Кураев, Басинский, Фокин, Кекова… 

Он выпустил томик рассказов удивительно тонкого, пронзительного лирика в прозе, забытого, давно не издававшегося, но вновь прозвучавшего с силой и мощью, Юрия Казакова, и именно по этому сборнику рассказов кто-то из молодых читателей открыл для себя этого выдающегося мастера слова, в чьей прозе разлита музыка, нежность, «тихая дымка и взрывчатость весенних радостных сил», очарование вечной красотой родной природы. 

Валентин Григорьевич Распутин сказал о Геннадии Сапронове кратко и ёмко: «У него был талант печатать книги…»

Да. Геннадий любил книги, любил своё дело, занимался им честно, отдавался ему предельно ответственно, добросовестно, с веселием в душе и любовью, стараясь сделать каждую новую книгу открытием. 

 Он вообще не терпел уныния, и хоть жизнь его не была усыпана розами – чего только стоило пережить с женой гибель сына, – он никогда не жаловался, не брюзжал, не сетовал. Принимал жизнь такой, какой посылал её Господь, со всеми бедами и радостями. Незадолго до скоропостижной кончины он успел понянчить внука. Как он его любил, как нежно держал на руках, как смотрел на него, будто пытался надолго запомнить и запечатлеть в памяти все его крохотные чёрточки… 

Вот уже семь лет в Иркутске успешно проходят литературные вечера «Этим летом в Иркутске», задуманные Геннадием, вдохновлённые им и названные вместе с Валентином Курбатовым по аналогии с вампиловской пьесой «Прошлым летом в Чулимске».

Когда к нему пришла эта идея, он начал активно заниматься её продвижением в жизнь. Геннадия поддержали министерство культуры Иркутской области и директор драматического театра имени Охлопкова Анатолий Стрельцов, предоставивший сцену театра. И в 2007 году состоялись первые литературные встречи. Самым важным моментом этих встреч было издание книг тех писателей, которых зрители должны увидеть на сцене. Очень интересный, значимый для города культурно-просветительский проект, за всё время существования которого многие читатели смогли познакомиться с любимыми авторами, выдающимися писателями и общественными деятелями современности, задать им вопросы, послушать со сцены их произведения. И неизменно после каждого такого вечера к писателям выстраивалась длинная очередь, чтобы подписать новенькую, совершенную во всех отношениях выпущенную издателем Сапроновым книжку.

Теперь, когда Геннадия Константиновича нет с нами, его дело не остановилось – его продолжает дочь Наташа. Только что завершившиеся литературные вечера ещё раз подтвердили живучесть идеи, задуманной Геннадием Сапроновым. 

 «Когда Геннадий появился на издательском горизонте, – сказал в одном из своих интервью литературный критик Лев Аннинский, – стало ясно, что пришёл профессионал своего дела. Могу сказать, что это был издатель, который вошёл в список самых славных издателей России, где стоят имена Новикова, Сытина, Павленкова, и теперь там навсегда имя Геннадия Сапронова. 

Книга для него не была сшитым количеством листков бумаги, она была произведением искусства. Он мыслил масштабными категориями, поэтому выбирал писателей, обладающих всемирным звучанием, – Астафьева, Распутина». 

Все, знавшие Геннадия Константиновича и дружившие с ним, отмечают, что не случайно к нему тянулись талантливые люди. Он умел собирать их вокруг себя. Среди них – художник Сергей Элоян, умеющий «оформить книгу как живое существо». 

«Наша совместная деятельность началась десять лет назад, и это время для меня – особый период, когда я стал книжным графиком, – говорил на вечере памяти Геннадия Сапронова в драматическом театре в 2010 году художник Сергей Элоян. – Не знаю, доведётся ли кому-то ещё встретить такого издателя-единомышленника. Он считал важным, чтобы я лично общался с авторами, так я лучше начинал чувствовать текст. Каждую книгу он стремился сделать открытием, постоянно экспериментировал и достигал успеха. С другой стороны, Геннадий Сапронов был не менее выдающимся другом, и здесь его талант проявлялся так же полно, как и во всём другом, даже в мелочах».

В июле 2009 года Геннадий Константинович вернулся из тяжёлой поездки по Ангаре, по местам затопления будущей Богучанской ГЭС, в которой он был вместе с Валентином Распутиным, литературным критиком Валентином Курбатовым и режиссёром Сергеем Мирошниченко, снимавшим об этой поездке фильм, названный «Река жизни». Эта экспедиция, этот трудный и горький путь мимо деревень, что обречены уйти под воду, оказалась в жизни Геннадия Сапронова последней. 

Оборвалась его река жизни, дорога, которой он прошёл по этой земле. Он прожил свою жизнь красиво, мудро, достойно, с любовью делая своё дело. Остались изданные им книги, этот добрый свет души человека, который напоминает всем нам о нём. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры