Нужно, чтобы мама пришла
Сёстры Алина и Карина ждут родителей
«Мне нравится играть с куклой, потому что она меня любит», – застенчиво перебирая пальчиками, рассказывает о себе пятилетняя Карина. Корреспонденты приехали в санаторный детский дом №2 города Иркутска, чтобы встретиться с двумя сёстрами, Алиной и Кариной. Одетые в нарядные платьица, в белые колготочки девочки сидят перед нами. Разговор только начался, но главные слова уже произнесены. Кроме куклы, маленькую Карину любит, пожалуй, только её сестра Алина.
Педагоги говорят, что обычно братья и сёстры в детском доме не проявляют особой привязанности друг к другу. Но эти девочки – исключение. Десятилетняя Алина живёт в семье №4 (семьями здесь называются группы детей разного пола и возраста), Карина воспитывается в отделении под условным наименованием «детский сад». Каждую свободную минутку старшая сестра старается провести с младшей. Часто приходит к дошколятам, возится с малышнёй. Когда ребята из детского сада следуют мимо комнаты, в которой живёт Алина, Карина стремится забежать и повидаться с сестрёнкой. Отдельно девочкам осталось прожить один год. Когда Карина выйдёт из детсадовского возраста, они смогут поселиться вместе. В одной семье.
Алина и Карина живут в детском доме почти два года. Сюда они прибыли из социально-реабилитационного центра города Нижнеудинска, где находились примерно полгода. «При поступлении Карина практически не разговаривала, была замкнута, не ухожена внешне. Ребёнок, которым не занимались. С другими детьми контакт устанавливался очень сложно, сказывались боязнь, обида, пережитые в семье боли и страхи, – вспоминает социальный педагог Анна Кобылкина. – Алина, напротив, сразу проявила себя общительным человеком. Но жизнь, которая была прожита до поступления, оставила свой отпечаток. Два года девочки в детском доме, и до сих пор в их глазах можно прочесть, какие страдания они пережили в родной семье».
Вместе с девочками мы усаживаемся на кухне за столом. В комнате пахнет жареным маслом и чесноком. Мальчишки из семьи, у которой мы гостим, недавно здесь готовили себе на сковородке хлеб.
– Я живу в четвёртой семье, – аккуратно сложив руки на стол, как на парту, начинает рассказ Алина. Точно такую же позу принимает младшая сестрёнка.
– А сколько человек живёт в вашей семье?
– 10 человек.
– Одни девочки или мальчики тоже?
– Девочки и мальчики.
– Что вы вместе любите делать?
– С мальчиками мы ничего не делаем.
– У себя на кухне какие блюда
обычно готовите?
– Пиццу…
– Кого-нибудь угощаете или сами кушаете?
– Охраннику уносим кусочек.
– А продукты где берёте?
– Выписываем.
Кулинарные эксперименты ребята устраивают вовсе не от голода, а скорее от желания почувствовать себя как дома. Государство позаботилось о том, чтобы сироты ни в чём не нуждались. Не во всех семьях родители могут обеспечить своим детям такое регулярное и сбалансированное питание. В столовой кормят шесть раз в день по утверждённому Роспотребнадзором меню. Помимо основных блюд, по рациону каждый день детям полагаются фрукты, молочные продукты, выпечка. Но кроме этого в детском доме ребятам разрешают брать продукты в столовой, то есть выписывать, и готовить у себя на кухнях, они есть в каждой семье.
– Карина, а ты чем любишь заниматься? – обращаемся мы к младшей сестре.
– Я люблю здесь спать. Когда встаю, кушаю и гуляю. Когда мы погуляли, я пою и танцую, – получаем развёрнутый ответ.
– Когда вырастешь, кем хочешь быть?
– Воспитателем.
– По-твоему, каким он должен быть?
– Хорошим.
– Станешь взрослой, будет семья. А дети у тебя будут?
– Одна дочка.
– Как себе представляешь, мама – она какая, что делает?
– Она приходит…
Одной этой фразой девочка обмолвилась о самом сокровенном. Единственный человек, который навещает сестёр в детском доме, – двоюродная бабушка. Обычно женщина приносит девочкам гостинцы, но не проходит дальше двора. Мама Алины и Карины умерла, об отце ничего не известно. «Бабушка нам всё покупает в магазине», – с удовольствием рассказывает о родственнице младшая сестрёнка. Примечательно, что на вопрос о мечте или своём желании Карина ответила, что очень хочет сходить в магазин.
Как выяснилось, объясняется это очень просто. Вроде бы всего у детей вдоволь: и еды, и игрушек, и одежды. Мы прошли по комнатам и увидели на столах компьютеры, телевизоры и магнитофоны. Даже мобильные телефоны у многих есть. Но всё это либо выделило по нормам государство, либо подарили спонсоры. Здесь дети лишены элементарных с точки зрения домашнего ребёнка вещей. Например, не могут запросто сходить в ближайший киоск и купить себе чупа-чупс или какую-нибудь другую мелочь. До выпуска из детского дома передвигаться по городу ребята обязаны только в сопровождении взрослого. В итоге выпускники, фактически уже взрослые люди, мало приспособлены к жизни за пределами детдома: робеют в людных местах, боятся вставать на эскалатор. Но ведь своих детей мы не запираем дома, боясь, как бы чего не случилось. Педагоги говорят, что не сами придумали такие правила. Так положено по законодательству. Нарушение установленных норм чревато наказанием, прежде всего для опекунов.
А пока воспитанники, порой сами того не сознавая, внутри своего мирка силятся «выпрыгнуть» из своего инкубатора. Например, сами стирают одежду. Можно, конечно, сдавать бельё в прачечную: у каждой семьи есть отдельный подписанный мешок. Но дети предпочитают самостоятельно справляться с хозяйственными обязанностями. Для этого во всех семьях есть автоматические и полуавтоматические стиральные машины. «В детском саду, конечно, всю одежду сдают в прачечную. Мы стираем сами. Мало ли, вдруг перепутают и не вернут какую-то вещь», – по-житейски рассуждает Алина.
По словам социального педагога, девочка очень ответственно относится к уборке. В этом детском доме ребята дважды в день прибирают свои комнаты. Занимаются этим по очереди. «В своё дежурство Алина очень тщательно вычищает все углы, выгребает в тумбочках. Переделывать её работу не приходится», – хвалит старшую из сестёр Анна Кобылкина. Кроме этого девочка занята в самодеятельности, поёт, танцует, рисует, ходит на кружки по рукоделию и даже посещает секцию бокса. Не отстаёт от неё и младшая. Без участия Карины не проходит ни одно выступление дошкольной группы. Она танцует, поёт, рассказывает стихотворения. «Девочка весёлая, умная, очень отзывчивая. Любит помогать взрослым и детям убирать комнаты, ухаживать за цветами, собирать игрушки», – говорит Анна Андреевна.
Педагоги готовы долго рассказывать о том, какие девочки умницы. Но самое главное достоинство этих детей – они умеют любить. Нужно только, чтобы мама пришла.
В следующих номерах мы продолжим знакомить наших читателей с другими воспитанниками детских домов области. Таким образом «Восточно-Сибирская правда» поддержала предложение уполномоченного по правам ребёнка Светланы Семёновой публиковать информацию о детях-сиротах.
Узнать об Алине и Карине можно по телефону 70-34-11 у Елены Евгеньевны Александровой, сотрудника управления по опеке и попечительству города Иркутска.