Без объявления войны
3 июля на общем собрании СО РАН прозвучала фраза: «Началась война, Москва деморализована, Москва сдалась, теперь вся надежда только на регионы». Но ситуация вокруг скандального закона меняется несколько раз на дню. В пятницу, 5 июля, ещё до рассмотрения Госдумой законопроекта о реформе РАН во втором чтении иркутские учёные, вернувшиеся с общего собрания СО РАН, рассказали о решениях, принятых в Новосибирске. Наблюдатели ожидают, что в ближайшее время тональность выступлений иркутских учёных может смениться.
Сибирские члены Академии наук разработали ряд поправок, которые были отправлены председателю рабочей группы по науке в Госдуме. В требованиях членов РАН четыре основных пункта. Первый – сохранение региональных научных центров в форме госучреждений с целевым бюджетным финансированием. Второй – отказ от ликвидации РАН в пользу реорганизации, которая должна состояться в форме механического объединения трёх академий в течение нескольких месяцев. Третий – сохранение выборного принципа и отказ от идеи назначения директоров институтов из Москвы. Четвёртый – передача имущества из управления РАН в специально образованное министерство, при этом имущество, необходимое учёным для повседневной работы, должно остаться в их ведении.
В середине прошлой недели уже было известно, что в противоположном лагере согласились пойти на некоторые уступки: поправки, внесённые комитетом Госдумы по науке, были частично приняты, также дано обещание «поработать» над законом во втором и третьем чтениях. В связи с чем обновлённый законопроект был поддержан СО РАН. Его члены считают: если бы закон был принят в первоначальном виде, то последствия отразились бы не на академиках, которые получили звания, заработали свои квартиры и пенсии, а на молодёжи. «Работа академии в этом случае блокируется, и молодые побегут даже не в Европу или Америку, а в Китай, аспиранты же дружными рядами пойдут в армию», – считает директор Института земной коры СО РАН доктор геолого-минералогических наук Дмитрий Гладкочуб.
Однако, несмотря на компромиссы, Сибирское отделение приняло решение не подчиняться министру образования и науки Ливанову, который выслал большинству директоров настойчивое предложение явиться в ведомство и доложить, как готовятся изменения. «Это требование незаконно: все наши директора подчиняются президиуму СО РАН, – поясняет академик и советник РАН Михаил Кузьмин. – Несколько человек из московских институтов уже были там и рассказали, что их встречал второстепенный чиновник, записывал, кто пришёл, и на этом всё обсуждение заканчивалось».
Также учёные поделились предположениями о причинах начала кампании. В частности, в Новосибирске было высказано мнение: война с академией затеяна для того, чтобы отвести внимание от тех мероприятий, которые готовило Минобрнауки. Во-первых, это проект «Сколково», вливания в который действительно огромны. Во-вторых, «Роснано». «Об эффективности его работы рассказывать много не надо, – говорит Гладкочуб с сарказом. – Что у нас в Усолье сотворила эта уважаемая корпорация, деятельность которой сейчас признана неэффективной, всем известно. И на этом фоне начинается война с Академией наук».
Обвинения в неэффективности работы РАН учёные отвергли. «Когда заявляют, что финансирование научных исследований растёт, не уточняется, что на РАН приходится лишь 13% ассигнований, остальное получают вузы, отраслевая наука, оборонка, – возмущается Дмитрий Гладкочуб. – При этом более 90% научных публикаций и более 90% цитируемости имеет именно РАН». Он также подчеркнул, что, несмотря на несопоставимые с мировыми центрами науки бюджеты (2 млрд. долларов в год против 44 млрд. в Массачусетском техническом институте), РАН приняла участие в трёх главных открытиях 2012 года из десяти (рейтинг агентства Science) – обнаружение бозона Хиггса, Денисовского человека и создание нейтринных детекторов.
«Что касается имущества, то, когда говорят, что его разбазаривают, это выглядит как оговор, – продолжает кипеть Гладкочуб. – Все существенные вопросы решаются в территориальном управлении имущества в Новосибирске, мы не имеем права даже сделать перепланировку без одобрения надзорного органа».
Про слухи о закрытии Лимнологического института по итогам проверки говорили уже более спокойно. «В настоящее время никаких легитимных оснований для проверки Минобрнауки нет, – убеждённо ответил Дмитрий Гладокочуб, – потому что этот институт подчиняется РАН». Он отметил, что проводить проверки могут прокуратура и надзорные органы, и то согласно графику. Но даже в этом случае учреждение может чувствовать себя защищённым, ведь по научной эффективности Лимнологический институт – один из лидеров не только Сибирского отделения, но и всей Академии наук, у него масса высокорейтинговых публикаций. Если проверять кадровый состав, налицо полное соответствие по количеству докторов, членов академии, очень много молодёжи, обеспеченность приборами и оборудованием – одна из лучших за Уралом. «Что касается финансов, то такой информации у нас нет, но и Минобрнауки проверять это не имеет права. А любая самостийность может быть чревата для тех, кто проверку инициировал», – почему-то уверен учёный.
Невероятная вера в торжество законов и справедливости вообще не покидает членов СО РАН. Они заявляют, что будут бороться за разумный компромисс любыми законными способами. Учёные готовы к протестным выступлениям, уже сейчас в институтах РАН ведётся сбор подписей, а группа юристов Академии наук готовит коллективный иск в Конституционный суд о нарушении ряда статей Конституции и других действующих законов. «Если этот закон будет принят без внесения поправок, реализация его будет заморожена, пока Конституционным судом не будет принято правовое решение. То есть перспектив прохождения закона в том виде, в котором он существует, нет», – резюмировал Гладкочуб.
Градус дискуссии вокруг законопроекта о реформе РАН на федеральном уровне существенно понизило принятие Госдумой законопроекта во втором чтении. По этой причине наблюдатели поспешили высказать предположения о том, что вскоре может смениться и тональность выступлений иркутских учёных.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Депутаты Госдумы РФ одобрили реформу государственных академий наук во втором чтении, сообщает РИА «Новости». «За» проголосовали 344 депутата, один воздержался, «против» не было ни одного голоса.
Согласно принятому документу, Российская академия наук, Российская академия сельскохозяйственных наук и Российская академия медицинских наук постепенно будут объединены, при этом РАН сохранит статус федерального государственного бюджетного учреждения. Их имуществом будет управлять специальный федеральный орган исполнительной власти (условное название — «Агентство научных институтов РАН»), который в течение переходного периода будет возглавлять президент РАН. Научные институты и региональные отделения останутся в ведении РАН.
Законопроект также предполагает постепенный (в течение трёх лет) отказ от звания члена-корреспондента и возможность лишения звания академика (процедура должна быть описана в новом Уставе РАН).
Третье чтение законопроекта о реформе государственных академий запланировано на осень.