издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Байкал в хрустале и на холсте

  • Автор: Ольга БЕЛЬСКАЯ, искусствовед

В художественном музее имени Сукачёва проходит очередная выставка, посвящённая Байкалу. Она так и называется – «У озера». Здесь представлены работы художников разных периодов, стилей, видов искусства и жанров. Объединяет их, конечно же, то, что авторы, каждый в своё время и каждый по-своему, пытались открыть для себя и познать это чудо природы – Байкал. Наверное, по-другому и не может быть, ведь мы живём у озера, пропитаны энергией озера, получаем вдохновение от озера и поклоняемся ему.

Среди живописных, графических и скульптурных произведений в экспозиции можно увидеть работы художника монументально-декоративного, декоративно-прикладного искусства, художника по стеклу Бориса Бычкова. Он более известен зрителю с того времени, как приехал в Иркутск, своими монументальными композициями: витражами, мозаиками, люстрами и декоративными трёхмерными крупномасштабными интерьерными работами. Достаточно вспомнить витраж «Иркутск» для гостиницы «Интурист», люстры для музыкального театра имени Загурского, мозаичное панно для фасада ДК Тулунского стекольного завода, витражи для ДК имени Гагарина Иркутского авиазавода, витраж «Синяя птица» для Дворца искусств «Энергетик» в Братске, плафон-витраж для гостиницы «Тайга» в Братске, декоративную трёхметровую композицию «Застывшие звуки» в Иркутском художественном музее и др.

Борис Тимофеевич Бычков – народный художник России, член Союза художников России, член-корреспондент Российской академии художеств, участник международных, всесоюзных, республиканских, региональных, областных выставок, член регионального выставкома, куратор декоративно-прикладного искусства региона «Сибирь» и мой отец, чем я очень горжусь.

Ему в этом году исполнилось бы 85. Больше чем уверена: если бы его не одолела восемь лет назад страшная болезнь, от которой он «сгорел» буквально за два месяца, отец обязательно участвовал бы в нынешней выставке со своими новыми работами и непременно удивил бы и зрителей и коллег оригинальными творческими решениями, как это неоднократно было раньше.

Бычков приехал в Иркутск уже сложившимся мастером, у которого за плечами был богатый творческий опыт: он трудился театральным художником в Средней Азии после окончания Московского художественного училища «Памяти 1905 года»; ещё в студенческие годы (в 1957 году окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной) принимал участие в работах над мозаичными композициями для станций метро в Ленинграде; художником по проектированию изделий из стекла работал на Уршельском стекольном заводе во Владимирской области. А когда отец был назначен на должность главного художника Гусь-Хрустального стекольного завода, он организовал группу молодых талантливых мастеров, которые разработали коллекцию композиций из гладкого цветного стекла, что практически было новаторским переворотом в советском художественном стекольном производстве. Его работы были на выставках в 28 странах мира, за творческие достижения отец получил медаль ВДНХ, что для того времени являлось очень высокой оценкой деятельности художника.

В 1960-е годы Сибирь гремела на всю страну своими великими стройками, молодёжными движениями и потому была необыкновенно привлекательна для творческих людей. Так, на первый взгляд спонтанно, под влиянием эмоционального всплеска, коренной москвич с молодой семьёй оказался в Иркутске. Бычков сразу был очарован Байкалом. Практически каждый год, несмотря на очень большую загруженность, он «вырывался» на озеро. Это были творческие поездки художников, походы по Байкалу со студентами училища искусств, путешествия с семьёй и друзьями. Каждый раз разные маршруты и разные способы передвижения: пешком, на «кукурузнике» до Ольхона, на пароходе «Комсомолец», на моторных лодках, на катере «Корсар» и другие. Из поездок с Байкала Борис Тимофеевич всегда привозил большое количество этюдов и набросков, естественно, это были чаще всего пейзажи.

«Энергетика Сибири»

Отец практически не писал в мастерской станковых живописных работ, здесь он разрабатывал эскизы, модели и картоны своих будущих композиций. Декоративно-прикладное искусство изначально не предполагает прямой изобразительности, но собранный в набросках и этюдах байкальский материал позволял художнику удивительно точно создавать образы посредством условного и стилизованного изобразительного языка, свойственного этому виду искусства. Так родились декоративный ансамбль из хрусталя «Байкал и Ангара», декоративная ваза «Сибирь», хрустальная декоративная ваза «Энергетика Сибири», хрустальная декоративная композиция «БАМ строится» и другие произведения. Борис Бычков очень часто обращался в работе к толстостенному хрусталю, создавая монументальный образ Байкала, образы его природы, непредсказуемого характера озера, его духов и богов, воплощая героев из легенд народов Байкала. Он прекрасно знал хрусталь как материал – и великолепные достоинства, и сложности в работе с ним, поэтому всегда достигал задуманного результата.

Ещё более величественно байкальская тема звучит в монументально-декоративных композициях. Одна из таких работ была выполнена для культурного центра в городе Хемнице (ранее Карл-Маркс-Штадт) Германии в 1987 году. На расстоянии в почти 9000 километров здесь была создана удивительная атмосфера Байкала в интерьере. В кафе культурного центра – витражи из цветного стекла и металла «Байкал» и люстры из цветного стекла. В огромном вестибюле – люстры из дымчатого и бесцветного стекла и металла. Активным акцентом интерьера является трёхметровая композиция из байкальских минералов и металла «Камни Байкала».

К 300-летию Санкт-Петербурга (2003 г.) в государственном комплексе «Дворец конгрессов» в Стрельне были представлены все регионы страны. Одной из работ от Приангарья стала почти двухметровая композиция художника Бычкова «Байкал», выполненная из синтезированного горного хрусталя и металла.

Байкальские мотивы можно увидеть не только в монументальных композициях Бориса Бычкова, но и в сортовом стекле в виде художественно-декоративных изделий, которые давно уже прописались в экспозициях музеев нашей страны и за рубежом. Это такие работы, как «Шаманы», «Саранки», «Ростки» и другие.

Декоративная композиция «Ростки» стала одной из последних работ отца такого плана. Хрустальные предметы, выполненные в гутной технике, отличаются лёгкостью, кажущейся простотой, пластичностью формы. Образ нежный и трогательный: чистый, как роса, хрусталь и чуть-чуть тронутый цветом лепесток на ростке. Если бы я не знала, чьё это произведение, и мне нужно было охарактеризовать мастера, выполнившего его, то, скорее всего, решила бы, что это работа совсем молодого художника, чей творческий путь ещё не перегружен многолетним опытом, существующими стереотипами и традициями, которые стали уже догмами в этом виде искусства. А ведь отцу было тогда уже 75.

Здесь, на сибирской земле, в семье Бычковых появился сын и мой брат Дмитрий, а потом родились три внучки Полина, Анастасия и Дарья и правнуки Антонина и Глеб. Теперь можно с уверенностью сказать, что Борис Тимофеевич Бычков пустил корни на сибирской земле недалеко от Байкала. И все мы знаем, что живём в этом величественном крае благодаря тому, что однажды художник Борис Бычков приехал сюда и влюбился навсегда в неповторимое божественное творение – Байкал.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры