издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Зона риска теряет границы

Ситуация с ВИЧ-инфекцией в регионе продолжает оставаться напряжённой. На протяжении нескольких лет в Иркутской области развивается генерализованная эпидемия. Приангарье занимает сегодня одно из первых мест в России по заболеваемости ВИЧ-инфекцией: на 100 тысяч населения здесь числятся на учёте 1546,5 человека. Только за первый квартал нынешнего года выявлено 790 новых случаев заражения, темпы прироста составляют 7,9%.

Причём если раньше зараза в основном передавалась наркоманами, которые кололись в компании одним шприцем, то за три месяца 2013 года более 73% заболевших подцепили вирус половым путём. Соответственно, изменился и возраст пациентов: молодых людей из так называемой зоны риска среди них становится всё меньше (до 19 лет в этом году выявлено 4,5% случаев), зато в капкан болезни всё чаще попадают взрослые, вполне благополучные люди. Среди новых пациентов Центра по профилактике и борьбе со СПИДом 75,3% находятся в возрасте от 20 до 40 лет. Среди 790 человек, пополнивших армию заражённых ВИЧ в первом квартале нынешнего года, оказалось только 12 бомжей и 45 заключённых. 

Хорошо, конечно, что антиретровирусная терапия способна отодвинуть страшную смерть от болезни и обеспечить заражённым людям десятилетия полноценной, качест-венной жизни. Они теперь могут рожать здоровых детей, если вовремя встанут на учёт и не будут игнорировать назначения медиков. Однако для государства такая забота выливается в кругленькую сумму: лечение одного ВИЧ-инфицированного стоит 200 тысяч рублей в год. На терапию для трёх тысяч человек, зарегистрированных в прошлом году, понадобится по 600 миллионов рублей ежегодно, а на медицинскую поддержку всех заражённых в регионе – больше 6 миллиардов. 

Эти цифры на заседании Общест-венного совета по борьбе с наркоманией при губернаторе Иркутской области привёл руководитель экспертной группы Виктор Канавин, президент Фонда по противодействию наркомании и другим социально-негативным явлениям. Он, кстати, является и автором одобренного Министерством здравоохранения России учебно-методического комплекта по профилактике ВИЧ-инфекции на основе видеофильмов. В экспертную группу, созданную по поручению Общественного совета, вошли врачи, психологи, педагоги, представители министерства здравоохранения области и Центра по профилактике и борьбе со СПИДом. Прежде всего экспертная группа внесла поправки в подготовленный медиками план мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции на 2013 год. «Эта программа составлена без учёта главных критериев профилактической работы – охвата населения, повышения его мотивации на безопасное поведение, системнос-ти и регулярности проводимых мероприятий в каждой целевой группе, анализа их эффективности, – говорит Виктор Канавин. – А продолжающийся рост заболеваемости красноречиво свидетельствует о низкой эффективности подобных ведомственных программ». 

При обсуждении проблемы профилактики на заседании Общественного совета при губернаторе Виктор Канавин сравнил предложенные экспертной группой мероприятия с теми, что разработаны медиками. К примеру, в ходе акции на курорте «Гора Соболиная» на спинки подъёмника были прикреплены красные ленточки, а свои автомобили желающие могли украсить наклейками об опасности ВИЧ. Людям, которые приехали покататься на лыжах, выдали также брошюрки о том, как вредно употреблять инъекционные наркотики и почему опасно заниматься сексом без презерватива. Это мероприятие обошлось в 90 тысяч рублей, таким образом, цена профилактического воздействия на одного любителя горного отдыха составила примерно 100 рублей. В то же время, если разработать типовую программу профилактики для студентов и изготовить к ней соответствующие учебно-методические материалы с видеофильмами, то ею можно охватить 100 тысяч молодых людей – и затраты выйдут всего по рублю на человека. Эта мера не только в сто раз дешевле – по мнению экспертов, просмотр видеофильмов создаёт как минимум в десять раз более высокую мотивацию, чем раздача листовок. К тому же подобные разработки можно использовать в течение нескольких лет. «ВИЧ-инфекция начала распространяться сначала в Америке, потом в Европе, но уровень заражённости там меньше, чем в нашей стране, – говорит Виктор Канавин. – Это потому, что там анализируют, что хорошо, а что бесполезно. И нам тоже надо так делать. Мы не можем во время эпидемии тратить деньги на чепуху». 

Это тем более актуально, так как за последние годы финансирование профилактических мероприятий в целом снизилось в разы, что связано с завершением многочисленных программ, которые раньше предлагали общественные организации, НКО. Ряды специалистов и активистов, занятых проблемами противодействия распространению ВИЧ-инфекции, к сегодняшнему дню сильно поредели. Предупреждение смертельной болезни теперь прак-тически целиком переложено на плечи людей в белых халатах. Заместитель главного врача Центра по борьбе со СПИДом Юлия Ракина отмечает, что на медицинскую профилактику ВИЧ-инфекции год от года выделяется всё больше средств – за пять лет финансирование этих мероприятий в регионе увеличилось в 2,5 раза. По целевой программе «Медицинская профилактика и формирование здорового образа жизни» на 2013 год запланировано потратить более четырёх миллионов рублей. Эти средства идут не только на массовые мероприятия, подобные негативно воспринятой общественниками акции на «Горе Соболиной», но и, главное, на развитие системы информирования населения: поддержку интернет-сайта, работу телефона доверия, санитарное просвещение через СМИ, тиражирование печатных материалов, внедрение обучающих программ, разработку социологических тестов. Чтобы стабилизировать ситуацию, медики одновременно работают со здоровым населением, группами риска, которые составляют наркоманы и секс-работники, а также с ВИЧ-инфицированными больными, пытаясь предотвратить передачу ими заразы. В последнее время, по словам Юлии Ракиной, её коллегами достигнуто немало: на терапию взято на 35% больше пациентов, снизилось число инфицированных детей (а количество больных ребятишек у нас в регионе выше, чем в среднем по России и СФО), удалось сократить заболеваемость в 16 муниципальных образованиях, в том числе по Иркутску на 2,3%. 

Но в целом, с тех пор как в 2008 году произошёл перелом и наркоманы с парентеральным способом передачи инфекции отошли в сторону, уступив место людям «без вредных привычек» и половому пути заражения, добиваться эффективности профилактических мероприятий становится всё сложнее. Непонятно, как воздействовать на взрослых, не желающих ограничивать себя в выборе половых партнёров и думать о безопасности секса. «Идёт рост заболеваемости ВИЧ-инфекцией среди работающих, – говорит Юлия Ракина, – но ответственность работодателей отсутствует. Врачам непросто даже попасть на предприятие, чтобы провести там профилактическое мероприятие». Кроме того, по словам Юлии Ракиной, сегодня нет полной ясности, кто будет теперь финансировать эту деятельность в районах: раньше ею в основном занимались местные медработники, но теперь они перешли в областное подчинение.

На Общественном совете говорили также о необходимости координировать профилактические программы, касающиеся наркомании, ВИЧ-инфекции, туберкулёза: сейчас меры по противодействию распространению этих болезней, имеющих зачастую общие корни, никак между собой не связаны. Пока нет даже единого документа, который предусмотрел бы объединение усилий специалистов различных ведомств в борьбе с ВИЧ-инфекцией и СПИДом. Правда, на последнем Общественном совете при губернаторе лёд вроде бы тронулся: достигнуто понимание, что с медиков надо не только спрашивать за организацию профилактики этих недугов, но и помогать им. В частности, ведомственную программу решено дополнить мероприятиями, которые были предложены экспертной группой.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры