издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Антропогенное воздействие будет»

Стадион на 6 тыс. мест, три гостиницы и 50 коттеджей, морской и автобусный вокзалы, вертодром, перехватывающие парковки, творческие студии, музей Даши Намдакова и ландашфтный парк. Это лишь часть перечня объектов международного этнокультурного центра «Байгал», который планируют создать в ф районе на площадке в 220 га вблизи горы Ёрд и заливов Ая и Усть-Анга. Цена вопроса – около 7 млрд. рублей. На публичных слушаниях, где обсуждался проект планировки территории этнокультурного центра, немногочисленных местных жителей волновал лишь один вопрос: будет ли финансирование? А заезжие экологи и журналисты высказали обоснованное опасение, что при строительстве инфраструктуры не удастся одновременно развить туризм и сохранить природу Байкала.

Ежегодно байкальское побережье со стороны Иркутской области посещают около 500 тыс. туристов. К 2021 году их число увеличится до 800–900 тыс. человек, из которых 200–240 тыс. будут посещать только международный этнокультурный центр «Байгал» на территории Ольхонского района. Из таких цифр исходят проектировщики. «Сегодня на нашей планете насчитывается около 12 млн. приверженцев шаманизма, и вне зависимости от воли политиков они регулярно встречаются друг с другом, – пояснил методику расчёта главный архитектор проекта Сергей Александров, выступая 28 июня на публичных слушаниях в актовом зале администрации Ольхонского района. – Есть соглашение о том, что они считают байкальские земли своим домом и готовы здесь собираться круглогодично на такие празднества, как Ёрдынские игры, Сурхарбан и тому подобные». 

«Мы хотим отраслевой вектор поменять»

Очевидно, по этой причине площадка для размещения «Байгала» была выбрана в долине Анги, вблизи священной для бурят-шаманистов горы Эхе-Ёрд. Точнее, по замыслу авторов проекта, территория международного этнокультурного центра будет начинаться от поворота с трассы на Ольхон на грунтовку в сторону Аи, а заканчиваться в самом заливе. В общей сложности она будет занимать 220 га. Изначально было отведено около 900 га, однако впоследствии площадь уменьшили – как сообщил директор МАУ «Байгал» Алексей Хантуев, она оказалось избыточной. Для туристов, которые, предположительно, будут приезжать в эту местность массово, дорога к Усть-Анге и Ае будет начинаться с визитно-информационного центра, расположенного на месте пересечения существующей автодороги в сторону Ольхона и участка трассы в обход Еланцов, что планируют построить в будущем. Чтобы можно было представить, где это, скажем: недалеко от стоящей чуть поодаль от магистрали статуи орла на высоком постаменте. Помимо самого здания визитно-информационного центра здесь планируют разместить ресторан на 100 мест и кафе-бары на 200 мест, а также автовокзал и перехватывающие парковки на 400 автомобилей. Дальше туристам предложат передвигаться не на личных машинах, а на маршрутных автобусах или такси, чтобы снизить нагрузку на окружающую среду. 

Ближе к Байкалу, в местности Хаторук вблизи горы Эхе-Ёрд (или, что более привычно для русского слуха, Большой Ёрд), должен будет разместиться духовный центр под названием «Боо». Здесь расположатся центральный комплекс из трёх отдельно стоящих крупных зданий и культовых сооружений и несколько небольших павильонов, где регионы или страны, чьи жители приверженцы шаманизма, разместят свои экспозиции. 

Если не учитывать самовольно построенную турбазу и оставшуюся со времён СССР ферму, пейзаж в заливе Ая можно считать первозданным

Рядом планируют разбить ландшафтный историко-культурный парк «Ёрд», по которому проложат сеть пеших, велосипедных и конных маршрутов. По-одаль, на 99 га в местности Шаргай, разместится комплекс национальных видов спорта «Тумэнамгалан» – стадион на 6 тыс. зрителей, ипподром на 400 мест, крытая площадка для стрельбы из лука, борцовский зал и плавательный бассейн с площадью водного зеркала 1,5 тыс. кв. м. Здесь же на конкурсной основе планируют выделить в аренду участки для строительства гостиничного комплекса: трёх-, четырёх– и пятизвёздочных отелей, рассчитанных, соответственно, на приём 500, 300 и 100 человек, а также 50 коттеджей. 

Участок берега и прилегающей территории в Ае отдадут людям искусства – здесь на 13 га разместится культурный центр «Дархан», по замыслу проектировщиков включающий в себя конгресс-центр с актовым залом на 500 мест, театральные студии, симфонический зал, творческие мастерские, парк скульптур и объекты общественного питания. На берегу (по крайней мере, так изображено на слайдах) также появится гигантский череп мамонта – в здании, выполненном в столь причудливой форме, планируют создать музей традиционного и современного искусства известного скульптора Даши Намдакова. «Он здесь появился не случайно, – заметил Хантуев. – Разговор о том, где «приземлить» биеннале Намдакова, идёт давно, а его имя многое значит. И когда мы приводим сюда такие имена, ситуация [с развитием туризма] меняется». 

Алексей Хантуев уверяет: проект ещё претерпит изменения

Для того чтобы принять всех желающих посетить этнокультурный центр, на его территории предусмотрено масштабное строительство транспортной инфраструктуры. К примеру, справа от входа в залив Ая планируют построить причал на месте пристани, существовавшей здесь ещё во времена царизма. «Если мы в перспективе рассматриваем появление круизных судов на Байкале, то это одна из немногих бухт на озере, где они могут пристать к берегу, – по-яснил Хантуев. – Этот причал есть в федеральных программах, и даже на карте центральной экологической зоны Байкальской природной территории на этом месте стоит значок «Порт».

В перечне объектов «Байгала» также значится морской вокзал на 200 мест и яхт-клуб на 1300 кв. м. Помимо этого на площадке вблизи комплекса национальных видов спорта предусмотрено строительство посадочной площадки для вертолётов, рассчитанной на две винтокрылые машины. Предполагается также строительство и реконструкция автодорог общей протяжённостью 19,5 км плюс возведение нового моста через Ангу. 

Электроснабжение объектов международного этнокультурного центра планируется обеспечить за счёт реконструкции подстанции 110/35/10 «Еланцы» (проектировщики говорят, что она запланирована Восточными электрическими сетями ОАО «Иркутская электросетевая компания», однако в схеме и программе развития электроэнергетики Иркутской области на 2014–2018 годы этот объект не значится), а также строительства новой подстанции 110/10 кВ с двумя трансформаторами по 25 МВа. Помимо этого необходимо будет возвести две распределительные подстанции и от 12 до 15 трансформаторных подстанций вкупе с электрическими сетями. Для нужд теплоснабжения предполагается строительство четырёх модульных электрокотельных: на 0,4 Гкал возле визитно-информационного центра, на 7,6 Гкал вблизи спортивной деревни, на 6 Гкал в районе гостиничного комплекса и на 0,2 Гкал рядом с производственной базой – складами и другими вспомогательными зданиями. Помимо этого предусмотрено строительство водозабора и 18 км сетей водопровода, а также канализационных очистных сооружений и примерно 15 км сетей водоотведения. КОС планируют разместить в Волчьей пади, при этом стоки на них будут проходить полную очистку, только после этого их будут сбрасывать в Ангу. Трогательная забота о природе проявится в том, что на территории этнокультурного центра организуют сеть тропинок и смотровых площадок для туристов, выход за пределы которых будет запрещён. «Понятно, что антропогенное воздействие на эту территорию будет, – констатировал директор МАУ «Байгал». – Вопрос в том, как сделать его минимальным». 

Реализация проекта обойдётся в 7 млрд. рублей. На вопрос одного из трёх или четырёх жителей Еланцов, пришедших на публичные слушания, о том, будут ли частные инвестиции, Хантуев ответил отрицательно. Средства, по его словам, заложены в федеральную целевую программу социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года. Вдобавок проект получил если не финансовую, то административную и моральную поддержку со стороны региональных властей – к нему «серьёзно отнеслись» губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко и его заместитель Лариса Забродская.  «Реализуя проект, мы хотим отраслевой вектор поменять, – резюмировал Хантуев. – У нас изменится туризм: вместо того, что у нас есть сейчас, по-явится и этнокультурная, и духовная составляющая. Создавая этот центр, мы вводим какие-то рамки по охране природы – если вы заметили, мы площадку отвели в сторону от побережья, плотность застройки будет низкая, это будут одно– и двухэтажные здания». 

Жабу задавили

Виталий Рябцев опасается за судьбу водоплавающих птиц и других видов редких животных и растений

Если местных жителей волновали лишь финансовые вопросы (предполагаемые отчисления в бюджет Ольхонского района от работы международного этнокультурного центра составят около 500 млн. рублей в год, тогда как сейчас его доход составляет 100 млн. рублей и на 80% складывается из дотаций), то те, кто приехал на публичные слушания из Иркутска, интересовались защитой окружающей среды. «Вы считаете, что обоснованно будет портить первозданный ландшафт этой застройкой? – спросила фотограф Лариса Фёдорова. – Я была на Ёрдынских играх и как фотограф не вижу там этих комплексов, они никак туда не вписываются. Неужели нельзя перенести их на несколько километров, в другое место?» В ответ на это главный архитектор проекта заметил, что для развития туризма идеальна именно эта площадка, ведь она находится вблизи относительно крупного населённого пункта, к тому же живописна и интересна для посещения. Хантуев, в свою очередь, указал на то, что есть определённые ограничения: участки, на которых должен расположиться этнокультурный центр, относятся к землям особо охраняемых территорий и объектов, предназначенных для рекреационных целей, тогда как большая часть земель вокруг них имеет статус земель сельхозназначения, где строительство турбаз запрещено. К тому же, подчеркнул он, малоэтажная застройка духовного центра вблизи Эхе-Ёрд будет скрыта складками рельефа. 

Однако представитель Иркутской региональной общественной организации «Байкальская экологическая волна» Виталий Рябцев, ранее занимавший пост заместителя директора Прибайкальского национального парка по науке, предположил, что размещение туристического комплекса в заливе Ая никоим образом не связано с этнокультурным туризмом. «Скопление туристов здесь окажет сильное негативное воздействие на уникальные природные объекты, – сказал он. – Устье Анги – это уникальное место для водоплавающих птиц, тут же расположены солёные озёра и интересные скальники. Наверняка в распоряжение отдыхающих будут предоставлять гидроциклы, что поставит крест на существовании птиц в устье Анги. Кроме птиц из-за передвижения джипов и гидроциклов пострадают уникальные растения и лишайники, в том числе занесённые в Красную книгу. Поэтому необходимо свести к минимуму туристскую массу в районе Аи и запретить здесь размещение квадро– и гидроциклов». 

«Приземлить» биеннале Даши Намдакова хотят в здании причудливой формы на берегу Байкала

Особые опасения уже вызывает судьба одного вида, довольно часто встречающегося на Дальнем Востоке, но в Иркутской области занесённого в региональную Красную книгу, – монгольской жабы. Дело в том, что эти земноводные обитают на небольшом участке заболоченной низины в бухте Ая, половина которого не так давно оказалась за забором непостижимым образом построенной в том районе турбазы. Более того, прямо по болотцу идут столбы, последний из которых чуть-чуть не дотягивает до узкой полоски песчаного пляжа. Участок, на котором возвели объект, по данным Росреестра, относится к землям сельскохозяйственного назначения, отведённым исключительно для ведения садоводства и огородничества. Однако в объявлении о его продаже, которое удалось найти на сайте одного из иркутских агентств недвижимости, сказано, что 1,5 га земли в 150 м от берега могут использоваться «под дачное товарищество или турбазу». На вопрос о том, кто же в итоге построил объект, представители районной администрации во время слушаний ответили туманно: «Частное лицо». «Вы же знаете, как «серые» или «чёрные» риелторы покупают землю и потом продают её добросовестным покупателями, – вмешался председатель комитета по управлению муниципальным имуществом и планированию территорий администрации Ольхонского района Сергей Боргеев. – Ну что мы им сделаем? Тут надо либо эту землю обратно выкупать, либо ещё какие-то меры предпринимать. В любом случае, этот вопрос будет решаться на рабочих группах, когда мы будем обсуждать следующие стадии реализации проекта». При этом при строительстве объектов международного этнокультурного центра обещают учесть нормы природоохранного законодательства и предпринять все необходимые меры для минимизации воздействия на местную флору и фауну. Кроме того, в обязательном порядке будут проведены инженерно-экологические изыскания, итоги которых проектировщики обещают учесть и только исходя из них определить окончательный облик, количество и схему размещения гостиниц, творческих мастерских и других строений. 

Конфликт идеала с реальностью

«Я верю, что вы хотите сохранить это место, но, к сожалению, так не получится: только в идеальном мире можно сохранить и лягушек, и жаб, и птиц, и природу Байкала, в реальном мире такого не происходит», – высказала своё мнение представитель «Байкальской экологической волны» Дженнифер Саттон. И предложила до дорогостоящей процедуры оценки воздействия на окружающую среду провести независимую экологическую экспертизу проекта с участием местных учёных и привлечённых специалистов в области охраны природы. «Наша организация проводила экспертизы в рамках ОВОС по проектам нефтепроводов, и наши эксперты были волонтёрами, – добавила она, обращаясь к представителям районной администрации и авторам проекта. – Естественно, мы оплачивали им проезд и проживание, но финансовые расходы – это не главный вопрос. И если вы действительно хотите сохранить эту местность, давайте стремиться к этому». 

Международный этнокультурный центр планируют разместить на площадке в 220 га вблизи горы Эхе-Ёрд

Это предложение было учтено, и, если верить протоколу публичных слушаний, разработчику проекта рекомендовали следовать ему вместе с другими пожеланиями. Впрочем, представители проектировщика не исключают, что итоговый вариант будет сильно отличаться от того документа, который был представлен 28 июня. «На сегодняшний день есть только предположительные цифры, и согласно им мы говорим, что территория сможет принять определённое количество людей, – подытожил Хантуев. – Но мы не говорим, что так будет. Работы будут продолжаться после инженерно-экологических изысканий, параллельно с участием других регионов мы будем прорабатывать перечень объектов [этнокультурного центра]. Это живой организм, он будет продолжать менять свои формы». Однако времени на это у него остаётся не так много: согласно проекту планировки, первая очередь «Байгала», которая включает в себя визитно-информационный центр, этническую деревню для проведения четвёртых международных Ёрдынских игр и объекты транспортной инфраструктуры, должна быть готова уже в 2015 году. Ожидаемая дата окончания второй очереди строительства (то есть гостиниц, спортивных объектов и вокзалов) – 2017 год, третьей – 2021 год.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры