издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Угадай мелодию

Тайну музыкальной шкатулки помог открыть «Терем-квартет»

В Ангарском музее часов около трёх десятков часов легендарной немецкой фирмы «Юнгганс». Но есть среди них уникальный экземпляр. Часы с музыкой когда-то принадлежали известному русскому врачу, основателю Всероссийского союза борьбы с детской смертностью Николаю Русских. Мастера сработали очень хитро: часы, изготовленные в Германии, исполняют попурри на русские романсы. Правда, на слух уже никто не мог точно определить, какие именно. Оставалось лишь догадываться. Загадку помог решить Алексей Барщёв из «Терем-квартета». Одного завода музыкальных часов хватило, чтобы он стал напевать: «Я вам скажу один секрет: кого люблю, того здесь нет…».

Часы эти на ходу до сих пор, исправна и музыкальная шкатулка. В конце 19 – начале 20 века немецкая фирма UNGHANS («Юнгганс») массово поставляла часы в Россию. Это были, конечно, не штучные экземпляры, а промышленные партии. И тем не менее часы до сих пор завораживают искусностью исполнения и совершенством механизма. Два года назад фирма отметила свой 150-летний юбилей. Она была основана в начале 60-х годов 19 века. В 1903 году (то есть примерно тогда, когда появился на свет музыкальный механизм ныне хранящихся в ангарском музее часов) фирма из городка Шрамберг выпускала три миллиона часов в год, являясь крупнейшим производителем часов в мире. И сейчас часы фирмы Юнгганс пользуются популярностью, причём как современные модели, так и исторические. Цены на современные наручные часы достигают более 100 тысяч рублей. А, к примеру, настенные часы начала 20 века могут стоить более 30 тысяч рублей. Ангарский музей часов на связи с фирмой: её сотрудники присылали в Ангарск свои каталоги. «Благодаря этим путеводителям, каталогам, мы в своё время определили многие наши часы немецкого производства», – говорит директор Ангарского музея часов Нина Крылова. 

Будни земского врача

Легенда часов фирмы «Юнгганс» связана с именем
знаменитого русского врача Николая Русских

Часы с музыкой из коллекции ангарского музея удивительны не только сами по себе, как произведение рук немецких мастеров, они имеют и необычную легенду. Причём открылась она не сразу. «Это очень интересная история, к которой я сама имела отношение как исследователь, – рассказывает Нина Крылова. – Она началась ещё в 1977 году. Тогда к собирателю часов Павлу Курдюкову пришла ангарский врач Маргарита Несторовна Русских. Вместе с ней была Екатерина Васильевна Русских, жена брата Маргариты Несторовны, Юрия Несторовича Русских. Юрий с супругой жил в Тюмени, а в Ангарск они приехали погостить к сестре Маргарите. Тогда-то они и преподнесли Павлу Курдюкову подарок – музыкальные настольные часы фирмы «Юнгганс», которые много лет хранились в семье». Когда формировался Ангарский музей часов, Павел Курдюков передал эти часы в его фонды. Правда, легенда на этом и заканчивалась – дар от врачей Ангарска и Тюмени. 

– Прошло 11 лет, и 12 апреля 1988 года в музей пришли те самые люди, которые когда-то подарили часы, – рассказывает Нина Крылова. – Юрий Несторович и Екатерина Васильевна осмотрели коллекцию, а потом подошли ко мне и сказали: «А ведь и наши часы здесь есть». Это было удивительно, поскольку все эти годы они владели массой сведений о том, что это за механизм и как он попал в семью. Мы познакомились, и тюменцы начали рассказывать. Собственно, мой интерес к истории экспоната и начался после этого живого общения. Мы записали историю часов. Когда Екатерина и Юрий Русских вернулись в Тюмень, они прислали сведения о родных, которым принадлежали часы. Мы даже составили небольшую родословную их семьи. 

«Часы могли быть приобретены моим дедом Николаем Александровичем Русских где-то в 80–90-х годах 19 века, – рассказал тогда инженер Юрий Русских. – Или подарены ему». Фамилия Русских в отечественной медицинской среде довольно известна. Русских дали России целую династию врачей. Имя Николая Русских, пожалуй, самое примечательное. Талантливый земский врач из Екатеринбурга считался первым педиатром на Урале. Он был инициатором создания Союза борьбы с детской смертностью, работал в Красном Кресте, был редактором журнала «Охрана материнства и младенчества». По архивным данным, ему часто приходилось принимать пациентов до 12 ночи, выезжать к больным на дом. «Всякому из нас, бывших на земской службе, хорошо известно, что такое работа земского врача, – говорил его коллега Владыкин. – То место, которое занимал Николай Александрович, представляло собой наиболее яркий образчик непомерной тяжести такой службы. Громадная амбулатория, больница, посещение больных на дому и 13 выездных пунктов. Если добавить к этому борьбу с эпидемиями и голодные годы, то станет понятно, какого громадного напряжения требовала эта работа…». В 1916 году Николай Русских пере-ехал в Санкт-Петербург, чтобы принять участие в работе Всероссийского попечительства об охране материнства и младенчества, но в сентябре этого же года его не стало, похоронен он в Петербурге в Александро-Невской лавре, поблизости от могилы Мамина-Сибиряка. Некоторые сведения о Николае Александровиче в музей в письме сообщила близкая знакомая семьи Русских Наталья Алексеевна Блинова. Она тоже побывала в музее – 19 августа 1988 года, гостя у дочери Маргариты Несторовны, Марии Китаевой (письмо Натальи Блиновой хранится в музейном архиве).

После смерти Николая Русских часы перешли к его сыну, Нестору Николаевичу, который в 1912 году вместе с женой Ниной Александровной и детьми проживал в Тюмени. Нестор Русских считается родоначальником службы скорой медицинской помощи Тюмени. Приехав в город в 1911 году, он был назначен управой на должность городского санитарного врача. А позже – на пост врача-совместителя новой открывшейся Заречной амбулатории, обслуживавшей 15 тысяч жителей Тюмени. Тогда же Русских создал при амбулатории прообраз скорой помощи, экстренно выезжая к пациентам на дом. Нестор Русских считается и первым рентгенологом Тюмени. Такая стойкость, дисциплина и верность профессии – это, безусловно, черты отца. Во время первой мировой войны Нестор Русских ушёл на фронт военным врачом. Наталья Блинова прислала в музей два его военных фото. Прожил Нестор Русских довольно долго и умер в 1982 году. Его супруга Нина Александровна ушла из жизни намного раньше – в 1956 году. После смерти матери в память о ней дочь Маргарита и привезла в Ангарск те самые часы. Они пробыли в её квартире 20 лет, пока женщина не решила подарить их музею. 

«На последнюю пятёрку куплю я тройку лошадей…»

 

Детям, Юрию и Маргарите, часы были особенно дороги. С ними связаны самые нежные детские воспоминания. Юрий Нестерович вспоминал: когда они с сестрой болели и им ставили градусники, чтобы они не плакали, заводили музыкальные часы, мелодии хватало как раз на 10 минут – время измерения температуры. Именно мелодия этих часов – ещё одна загадка, которую помог решить Алексей Барщёв из «Терем-квартета». 

В конце 19 – начале 20 века Германия была одним из главных поставщиков часов в Россию, причём немецкие мастера делали механизмы специально для российского покупателя. Музыкальные часы, предназначенные для России, играли не немецкие марши и лирику, а русские гимны и романсы. Внутри вставлялись специальные валики, на которые были нанесены русские мелодии. В коллекции Ангарского музея часов есть и часы фирмы «Юнгганс», которые играют «Боже, царя храни…».

А вот часы династии Русских проигрывают попурри на русские романсы. Сотрудники музея не раз на слух пытались понять, какие же произведения «зашиты» в эту милую музыкальную шкатулку. Но тщетно. «Это очень сложно, поскольку идут короткие отрывки мелодий, переходящие одна в другую, – рассказывает Нина Крылова. – У нас были некие предположения насчёт романса, озвученные одним из постоянных посетителей. Но точно не знал никто. Однако совсем недавно произошёл интересный случай, – продолжает директор. – К нам приезжала питерская группа «Терем-квартет», я была на их концерте, встретилась с ребятами, коротко рассказала им о музее. Они заинтересовались и на следующий день пришли. Мы показали им музыкальные часы. И представляете, Алексей Барщёв сразу угадал мелодию! Это был первый человек за все годы моей работы в музее, который, первый раз услышав эту мелодию, сразу определил, что это за романс». Тогда-то и стало ясно: предположения постоянного посетителя, любителя романсов, имевшего магнитофонные записи старинных романсов, и догадка Алексея Барщёва совпадают. «Я вам скажу один секрет, кого люблю, того здесь нет…» – музыкальная шкатулка проигрывает романс, который нам более известен в исполнении популярного болгарского певца русского происхождения Бориса Рубашкина. В народе этот романс носит массу названий, одно из них – «Пятёрочка», полученное благодаря словам: «На последнюю пятёрку куплю я тройку лошадей…». Так старая мелодия наконец была «воскрешена». Какие ещё загадки таят музыкальные часы династии Русских, можно только догадываться. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры