Субсидии готовят к взлёту
Авиабилеты на рейсы по обновлённой региональной сети ожидаются в продаже с 10 июля
На минувшей неделе авиаперевозчики прекратили работу над предложениями по созданию региональной сети маршрутов. Последние заявления на предоставление субсидий в Росавиации принимали 25 июня. К понедельнику ведомство опубликует список маршрутов, которые составят новую региональную сеть, а уже 10 июля билеты на рейсы появятся в продаже. «Конкурент» выяснил, какие направления в зоне действия иркутского авиаузла удовлетворяют требованиям Росавиации и являются наиболее перспективными в коммерческом плане.
В интересах подвижности
К формированию региональной сети авиационных маршрутов в Министерстве транспорта России приступили в прошлом году. Целью проекта в ведомстве назвали «повышение авиационной подвижности деловой части населения» за счёт открытия новых маршрутов и увеличения числа рейсов. Практически до последнего момента у авиаперевозчиков, которым предложили самостоятельно определить новые направления, не было точных критериев отбора маршрутов. Ясность появилась 18 июня, когда вышло постановление правительства РФ «О предоставлении в 2013 году субсидий организациям воздушного транспорта…», а уже к 25 июня компании, желающие получить помощь из бюджета, обязали направить в Росавиацию заявления с перечнями маршрутов. Собеседники «Конкурента» признали, что частая смена требований заставила «переигрывать» планы.
Согласно постановлению, Иркутск оказался в списке из восьми городов, обладающих узловыми аэропортами. В перечень также вошли Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Хабаровск, Ростов-на-Дону и Минеральные Воды. Субсидируемые маршруты предложено формировать по территориальному принципу. Аэропорт назначения, связанный с узловым аэропортом, не должен находиться на расстоянии более 1200 километров от него, пассажиропоток в обоих направлениях не может превышать 8 тысяч человек в 2012 году, а число рейсов должно быть не меньше трёх в неделю. Кроме того, узловой аэропорт и аэропорт назначения должны находиться в разных регионах. Исключение в части расстояний сделано для дальневосточного федерального округа: аэропорт в Хабаровске имеет «зону действия» 1800 километров.
По словам пресс-секретаря ОАО «Авиакомпания «Ангара» Дарьи Давыдовой, существующий порядок «является наиболее удобным для авиаперевозчиков европейской части страны», где расстояние между региональными центрами не превышает установленных 1200 километров. «В нашем округе дальность между региональными центрами зачастую превышает требования данного критерия, – отмечают в «Ангаре». – К примеру, расстояние между Иркутском и Благовещенском составляет 1900 километров, между Иркутском и Барнаулом – 1450 километров. Мы активно участвовали в обсуждении постановления ещё на стадиях его разработки и наряду с другими перевозчиками выступали с предложением увеличить расстояние для Сибири и Дальнего Востока с 1200 до 1800 километров».
В авиакомпании «ЮТэйр» также говорят, что неожиданная смена требований к субсидируемым направлениям спутала карты перевозчиков. «Сейчас мы проводим анализ наших возможностей и примем решение до 25 июня. Надо учитывать, что мы находимся в середине высокого сезона, когда все ресурсы авиакомпании используются максимально, а возможности открытия новых рейсов серьёзно ограничены, – говорит представитель компании Елена Галанова. – Ранее мы подавали предварительные заявки на ряд направлений, но некоторые условия в проекте постановления отличались от тех, которые мы увидели в подписанном варианте. Например, это касается ограничения по пассажиропотоку в 8000 человек, и теперь эти направления не проходят по условиям постановления».
Тарифы на понижение
В частности, требования постановления отрезали от субсидирования направление Иркутск–Красноярск–Иркутск, пассажиропоток на котором, сообщают в ОАО «Международный Аэропорт Иркутск», в 2012 году составил 8987 человек. Ранее в Минтрансе планировали, что установят ограничение на показателе пассажиропотока в 10000 человек. Однако в постановлении появились и послабления. Например, изначально предполагалось, что субсидии смогут получать авиакомпании, выполняющие рейсы на воздушных судах вместимостью не более 30 пассажиров.
Согласно значениям кратчайших расстояний, принятым в итоге, в зоне действия иркутского узла оказались десять аэропортов соседних регионов. По дальности полёта в критерии постановления вписываются аэропорты Бурятии, Тывы и Хакасии, а также Забайкальского и Красноярского краёв, Кемеровской области. Авиаперевозчики, выполняющие рейсы в зоне иркутского узла, предпочли не озвучивать планы по разрабатываемым направлениям, но в целом признали схему субсидирования «эффективной». В аэропорте «Иркутск» считают, что «в случае открытия новых межрегиональных маршрутов хороший коммерческий потенциал имеет направление Иркутск–Нижнеангарск–Иркутск.
Узнать, с кем Росавиация заключит контракты на субсидирование перевозок, можно будет уже 5 июля. Ещё через пять дней победившие перевозчики начнут продажи авиабилетов по обновлённым направлениям. Предполагается, что новые рейсы будут действовать с 15 июля по 30 ноября 2013 года. Размер ежемесячной субсидии колеблется от 558 тыс. рублей до 39,9 миллиона рублей в зависимости от расстояния между пунктами маршрута, количества пассажирских мест воздушного судна и частоты рейсов. Максимальная субсидия для перевозчиков в зоне действия иркутского узла составит 34,2 млн. рублей.
Участники рынка пока не дают прогнозов по результатам введения нового вида субсидии, однако генеральный директор ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» Константин Былинин настроен оптимистично. Он считает, что «включение аэропорта в перечень федеральных узловых аэропортов откроет значительные возможности для дальнейшего развития маршрутной сети и географии полётов из Иркутска». Кроме того, уверен эксперт, новый статус положительно повлияет на работу предприятия: «Статус узлового аэропорта позволит увеличить объём трансферных перевозок. Это поспособствует формированию более низких тарифов, что, в свою очередь, увеличит спрос на авиаперевозки и приведёт к значительному росту пассажиропотока».