«Северный завоз» упёрся в «Силу Сибири»
Более 650 тыс. тонн груза в 2013 году намерен перевезти «Газпром» через Ленско-Осетровский транспортный узел в Якутию, где начнётся строительство трубопровода. Этот же логистический комплекс используют Якутия и Приангарье для ежегодных поставок топлива в труднодоступные районы. Сроки начала своих перевозок «Газпром» срывает, из-за чего уже сбиваются и графики поставок угля. Транспортно-логистический коллапс ставит под угрозу подготовку отдалённых территорий к зиме, считают в регионах.
На заседании правительства Иркутской области, состоявшемся 27 июня, обсуждался вопрос об организации «северного завоза» – поставках топлива для нужд отдалённых территорий речным транспортом. Министр жилищной политики Евгений Селедцов сообщил, что регион в нынешний навигационный период неожиданно столкнулся с технологическими проблемами организации «северного завоза». Связаны они с планами ОАО «Газпром» начать в ближайшее время строительство магистрального трубопровода «Сила Сибири». На первом этапе компания предполагает возвести участок трубы по маршруту Якутия – Хабаровск – Владивосток. Для строительства в 2013 году будет завезена 651 тысяча тонн груза с увеличением в 2014–2018 годах до 1,4 миллиона тонн. Использовать для транспортировки придётся Ленско-Осетровский транспортный узел
(ЛОТУ). «Объёмы перевалки груза через этот узел сопоставимы с теми, которые осуществлялись в советские времена», – поясняет министр Селедцов.
Между тем Якутия и Иркутская область сейчас ведут активную подготовку к началу зимнего отопительного периода. За время навигации им предстоит завезти уголь и нефтепродукты в самые отдалённые е северные районы. Предстоящие коммерческие перевозки, которые обещают быть масштабными, могут помешать «северному завозу», опасаются власти Приангарья. Осложняется ситуация и из-за того, что информацию о старте строительства и, следовательно, начале завоза материалов «Газпром» пока не распространяет. По словам Евгения Селедцова, изначально речь шла о 1 июля, потом – о 15 июля. «Вчера (26 июня. – прим «СЭ») мы получили письмо от оператора поставок – «Газпрома» – о том, что срок начала строительства пока не определён», – сообщил министр.
Нарушения сроков поставки привели к тому, что график перевалки угля для северных территорий уже срывается. По состоянию на 26 июня в Осетровском речном порту скопилось 518 вагонов «под выгрузкой», при этом перерабатывающая способность порта составляет 155 вагонов в сутки, отмечает министр жилищной политики. При этом дополнительно простаивают и свободные мощности причалов, подъездных путей Осетровского ЛДК.
«Они («Газпром». – прим. «СЭ») могут по закону жанра прислать нам завтра письмо, и пойдут вагонами материалы. Тогда и наступят у нас с ними серьёзные противоречия по железнодорожным перевалочным мощностям, по ресурсам портов и речного флота», – заметил первый зампред правительства Николай Слободчиков.
Добиться от «Газпрома» пока не могут регионы и документов, которые бы позволили скорректировать собственные сроки «северного завоза». На середину июня 2013 года нет утверждённого перечня материалов, помесячного графика поставок грузов для «Силы Сибири» через реку Лену, технологических карт и проектов организации работ на транспортном узле. Не известен единый оператор поставок, нет координации работ по железнодорожным и водным перевозкам. Это ставит под угрозу не только само строительство магистрального газопровода, но и «северный завоз» в Иркутской области и Якутии, считают в правительстве Приангарья.
Некоторые проблемы, которые могут возникнуть при начале транспортировки заявленных объёмов груза, очевидны уже сейчас. Так, по имеющейся у Селедцова информации, поставлять трубы для «Силы Сибири» планируется в 71 вагоне ежемесячно. При этом Осетровский речной порт (ОРП) готов согласовать приём только 45 вагонов.
Активизировать координационную работу и всё-таки поделиться информацией о начале завоза промышленных материалов – с таким предложением выступил регион. Письмо, по словам Селедцова, за подписью губернатора Иркутской области уже направленно главе «Газпрома» Алексею Миллеру. А пока не стартовало строительство, регион решил увеличить собственные перевозки угля через ОРП и ЛОТУ в июне 2013 года с 60 до 84 тысяч тонн. За навигационный период нужно успеть перевалить через транспортный узел 1076 вагонов с углём.
Всего в 2013 году в северные районы области планируется доставить для отопительного сезона 2013-2014 годов 145,5 тысячи тонн топлива, в том числе 120 тысяч тонн угля, 25,5 тыс. тонн нефтепродуктов. «Северный завоз» по навигации удаётся выполнять с опережением графика 2012 года на 19,7%. На 25 июня администрации муниципальных образований и предприятия ЖКХ заключили контракты на поставку 135,98 тысячи тонн топлива на сумму 923 млн. рублей. Из них 118,7 тысячи тонн угля, 17,7 тысячи тонн нефтепродуктов.
На 27 июня фактически отгружено 75,77 тысячи тонн (более 56% от объёма заключённых договоров и 52% от плановой потребности). Опережает графики в первую очередь Бодайбинский район – более 75% от потребностей, а также Катангский, Казачинско-Ленский, Усть-Кутский и Качугский районы. Отстаёт от графика 2012 года Мамско-Чуйский район – отгружено 37% против 94% в 2012 году. Кроме проблем с флотом, связано это и с плановыми профилактическими работами, которые проводило угольное предприятие в Черемхове.