«Мы несём за неё ответственность»
Дорогу через Братскую ГЭС ремонтируют за счёт энергетиков
Капитальный ремонт дорожного полотна идёт на автомобильном мосту через плотину Братской ГЭС. Покрытие меняют на второй его половине – первые 450 метров отремонтировали ещё в 2011 году. Работы финансирует ОАО «Иркутскэнерго», которое несёт эксплуатационную ответственность за мост и прилегающую часть дороги.
«На плотине начался ремонт дорожного полотна. Точнее сказать, замена. Не завидую тем, кто живёт или работает на правом [берегу Ангары]» – такое сообщение вечером 30 мая опубликовал один из пользователей братского городского интернет-форума. За прошедшие неполные четыре недели в теме набралось 199 сообщений – в основном писали о том, что в заторах на братских улицах виноваты водители, которые излишне бережно относятся к своим машинам и едут крайне медленно, усугубляя и без того непростую дорожную обстановку. Впрочем, качество асфальта на городских магистралях посетители глобальной сети ругают гораздо активнее, а в случае с автомобильным мостом через Братскую ГЭС оно, как пишет пресс-служба местной администрации, «вызывает многочисленные нарекания со стороны горожан».
Десятикратная нагрузка
Мост этот ввели в строй в 1967 году, одновременно со сдачей в эксплуатацию самой станции. Вопреки распространённой практике, его разместили не в нижнем бьефе ГЭС, а на теле плотины – иначе не позволяла сложная конфигурация Падунского каньона (кстати, по той же причине на гребне плотины построили железнодорожный мост). Тогда же было заложено конструктивное ограничение: толщина дорожного полотна не может быть более 7 см, чтобы не превышать допустимую нагрузку на пролётные строения. При этом мосты через плотину Братской ГЭС – и автомобильный и железнодорожный – строили как временные сооружения, а в дальнейшем предполагалось возведение отдельного перехода через Ангару в нижнем бьефе станции. Уже в восьмидесятые его строительство наметили на тринадцатую пятилетку, то есть между 1991 и 1995 годами. Однако распад СССР эти планы перечеркнул. Уже в новое время, в 2010 году, ОАО «Иркутскгипродорнии» разработало технико-экономическое обоснование строительства моста, предполагавшее пять вариантов размещения автомобильной и железной дорог, чья стоимость варьировалась от 100 млрд. до 130 млрд. рублей, но эти средства до сих пор не предусмотрены ни в одной государственной программе, касающейся дорожного строительства.
Так что пока мост через плотину Братской ГЭС остаётся не только единственной дорогой для горожан с левого берега Ангары на правый, но и частью федеральной трассы «Вилюй», ведущей в направлении Усть-Кута и городов и посёлков Якутии. И нагрузка на него существенно превышает ту пропускную способность, что была заложена в проекте: если строители станции исходили из того, что через неё за сутки будут проезжать не более 3 тыс. автомобилей, то сегодня реальная интенсивность движения превышает 30 тыс. машин ежесуточно. «Причём весить транспорт стал гораздо больше, чем раньше: сейчас по дороге ходят американские грузовики массой под 40 тонн», – рассказывает главный инженер Братской ГЭС Павел Илюшин. Нагрузка на ось у них значительно больше, чем, скажем, у вышедшего в том же 1967 году «КрАЗа-255», что не лучшим образом сказывается на асфальте – на нём образуются колеи и выбоины.
Быстрый ремонт за свой счёт
Впрочем, сказанное применимо лишь к половине моста: 450 из 900 м автодороги капитально отремонтировали в 2011 году. Ремонт сделали на совесть, так что нареканий к качеству дорожного покрытия за прошедшее время не возникало. Теперь пришла очередь второй половины моста. Покрытие на ней заменят полностью. Кроме того, будет произведён ремонт дороги, примыкающей к мосту, – примерно по 250 м на правом и левом берегах Ангары. Несмотря на то что мост и прилегающие к нему участки тракта являются частью федеральной автотрассы «Вилюй», финансирует работы ОАО «Иркутскэнерго». Затраты составляют около 6 млн. рублей. Для сравнения: в 2011 году компания направила 4,5 млн. рублей на капремонт, но тогда объём работ был меньше. «Дорога проходит по телу плотины, и мы несём за неё эксплуатационную ответственность – как за освещение, так и за состояние дорожного полотна, бордюров и ливнестоков, – объясняет главный инженер Братской ГЭС. – Причём это распространяется не только на бетонный створ плотины, но и на участок от железнодорожного переезда на левом берегу и до Зябы на правом. В общей сложности около трёх-четырёх километров».
Между тем подрядчик – им выбрали строительную компанию «Сервис» – приступил к работам во второй половине мая. Укладка асфальта по плану началась 8 июня, завершить её, если позволят погодные условия, предполагают к 30 июня. Такие даты приводит пресс-служба городской администрации, а на Братской ГЭС добавляют: все работы, с учётом укладки новых водостоков, продлятся до середины июля. Уложиться в такие сжатые сроки помогает единственная на всю Иркутскую область обдирочная машина, которая позволяет снимать старый асфальт сразу по ширине полосы – то есть по установленным СНиП 3,75 м. «Не было бы её, потребовалось бы гораздо больше времени», – констатирует Илюшин.
Необходимо также учесть, что работы по перекладке дорожного покрытия ведутся ночью – с половины двенадцатого до половины шестого. На это время регулировщики ограничивают движение по мосту: машины пускают только по одной полосе. Днём же дорогу открывают для всех, однако из-за невысокой скорости проезжающих по ней автомобилей в часы пик образуются заторы. Впрочем, кто-то из многочисленных обитателей городского интернет-форума иронизирует: «над возникающей пробкой уже в Красноярске смеются». Так или иначе, работы по укладке нового асфальта на мосту через плотину Братской ГЭС уже близки к завершению.