издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Всё зависит от людей на местах»

  • Записала: Алена МАХНЁВА

Вице-мэр Иркутска Антон Логашов приступил к обязанностям в начале марта. Через традиционные сто дней после назначения «Сибирский энергетик» расспросил Логашова, прежде трудившегося в системе «Иркутскэнерго», отличаются ли принципы работы в бизнесе и на муниципальной службе и сколько денег нужно, чтобы решить городские проблемы.

– Как прошли первые сто дней в новой должности? Что удалось сделать? 

– Наверное, надо разбить эти сто дней на этапы. Особенно интересно и много нового было в первую неделю, во вторую стало ещё интереснее, поскольку кое-что стало уже понятно. Через три недели произошло полное погружение в работу. В моём подчинении комитет по жилищно-коммунальному хозяйству, главы округов города, управление по делам гражданской обороны и отдел мобилизационной подготовки, а в связи с тем, что я уже исполнял обязанности главы администрации, круг вопросов резко расширился до всех задач мэрии. Нужно было по каждому направлению узнать, как оно устроено, как работает, какие есть сложности.

Если коротко сформулировать итоги – это очень интересная работа в команде. Удалось полностью узнать структуру администрации, понять, как она работает, кто за что отвечает, причём изучить, как организован рабочий процесс по всей вертикали. 

На мой взгляд, получилось влиться в коллектив. Очень часто приходится проводить совещания с заместителями мэра – ощущение, что работаем вместе уже давно. Самое важное – нашлись точки соприкосновения, есть понимание общих задач. 

А успехи в работе пока незначительные, хотя что-то уже удалось сделать, например помогаем Горзеленхозу. Предприятие должно было быть ликвидировано, а люди – сокращены 22 апреля, но приказ отменили, ввели меры по оздоровлению предприятия. Хочется его сохранить, но в каком формате – пока не решено. Сложность в том, что мы хотим создать муниципальное бюджетное учреждение, которое было бы наделено функциями по озеленению города, а ФАС говорит, что эта функция не уникальна и её нужно выносить на конкурс. 

– Какое было первое впечатление на новом месте? 

– Интерес, желание узнавать, идти дальше. Если работу выполнять качественно, результат виден сразу, и если понимаешь, что можешь что-то изменить, то ты на это нацелен и стараешься это сделать. Были и некоторые негативные моменты. Мне сразу не понравилась стилистика написания ответов на обращения жителей нашего города – на двух, иногда трёх листах излагалась предыстория вопроса с незапамятных времён, нынешнее состояние и то, что просьбы нигде не отражены. По этому моменту мы договорились, что ответ жителям должен быть кратким и чётким: что, когда, как будет сделано. Процесс пошёл. Сотрудники начали понимать, что они приходят на работу не просто заниматься отписками, а решать вопросы, как того от них ждут иркутяне, чтобы что-то изменялось в городе.

Как правило, проблема в деньгах, но есть моменты, которые не требуют больших финансовых вливаний, а обращения жителей напоминают крик души. Смотришь переписку, а она тянется с 2005 года, да об одном и том же. Это нужно изменить.

Начал изучать работу администрации с самого первого уровня, чтобы понять, какие этапы проходит тот или иной вопрос от обращения иркутянина до решения, кто за что отвечает и какой результат должен быть от работы каждого сотрудника. Да, Иркутск стал чище, интереснее, но проблем в городе много, нельзя сказать, что у нас всё хорошо. 

– Каковы, на ваш взгляд, наиболее острые проблемы в городском хозяйстве?

– Основные – это благоустройство, деревянная застройка, дороги. Регулярно что-то горит именно в деревянном секторе, поэтому надо приводить всё в порядок, особенно центральную часть города. Необходимо определить границы исторического поселения, передать аварийные памятники истории и культуры в Агентство развития памятников Иркутска, которое будет искать для них инвестора. Аварийные здания, которые не являются памятниками, надо убирать, жителей расселять. Для этого есть муниципальные программы, в том числе по развитию застроенных территорий. Пилотный участок площадью 7 гектаров определён в границах улиц Красноярской, Пискунова, Депутатской и Зверева, строительство уже началось. 

Следующая проблема – дороги. Динамика денежных вливаний в эту сферу пошла на уменьшение, основной пик был перед юбилеем города в 2010-2011 годах, когда объём федеральных целевых средств на дороги доходил до 700 млн. рублей. В этом году мы ожидаем поступления порядка 140 млн. рублей из областного бюджета, но этого, конечно, недостаточно. Тем не менее работы будут выполняться, а мы будем искать механизмы финансирования, например, создание муниципального дорожного фонда и направление туда денежных потоков, которые сейчас уходят в областную казну, минуя бюджет города, при этом основным «поставщиком» этих средств является муниципальное образование – это, в частности, штрафы и платежи ГИБДД, другие поступления. 

– Что можете сказать о качестве ремонта дорог? 

– С асфальтовым покрытием более-менее всё ясно: есть заводы, они делают неплохой асфальт в достаточном количестве. Есть сложности с бордюрным камнем, его делают тоже здесь, в Иркутске, и выделить сейчас из всех поставщиков одного хорошего нельзя, поэтому мы с Виктором Ивановичем (Кондрашовым, мэром города. – «СЭ») посоветовались и решили, что постепенно будем переходить на гранитный бордюр не только на центральных улицах, но и на внутриквартальных. Это дороже, но лучше сделать один раз хорошо и забыть об этом, чем как на улице Чапаева, где после зимы все бордюры рассыпались. 

Вообще определить, какие проблемы наиболее важные, сложно. На каждом направлении есть свои трудности. Взять, к примеру, формовочную обрезку деревьев – вроде бы незаметная вещь, но её нужно делать. И то недофинансирование, которое сложилось с 2009 года, сейчас нужно покрывать, потому что деревья уже переросли, задевают контактную сеть, падают от ветра. Чтобы привести их в порядок, требуются деньги и время. За это лето и осень, надеюсь, ситуацию всё-таки «догоним». Приобрели специальный прибор, который проникает в ствол дерева и определяет, будет оно дальше расти или нет, – вроде бы мелочь, но она позволяет объективно решить, что делать. 

Есть панельные дома 335-й серии, у которых со временем начинают отходить торцевые стены, их много в Ново-Ленино. Дома требуют капитального ремонта, нужен большой объём финансирования, при этом ситуацию нельзя упустить. Нужно, конечно, работать на упреждение. 

– Готов ли муниципалитет к сокращению программ Фонда содействия реформированию ЖКХ по капремонту?

– На этот год у нас определено 15 многоквартирных домов, которые будут ремонтироваться. Потребность в ремонте гораздо больше, но критерии для того, чтобы дом попал в программу, достаточно жёсткие. Надеемся, что фонд продолжит работу: правительство РФ видит, что проблема не решена. 

– Вы упомянули недофинансирование сферы ЖКХ. Какой суммы не хватает, чтобы в городе всё стало хорошо? 

– Приведу такой пример. Наши специалисты, заместители мэра, были в городе Ханты-Мансийске. Численность его населения – около 95 тысяч человек, бюджет – 7 млрд. рублей. В Иркутске сегодня живут 606 тысяч человек, бюджет – 12,5 млрд. рублей. Там, на севере, по сути дела, Лас-Вегас – проблем нет в принципе, поскольку на всё хватает денег: освещены улицы, выполнено благоустройство, всё хорошо с дорогами. Если проводить аналогию, можно подсчитать, каким должен быть бюджет Иркутска. Он не дефицитный, но социально направленный – в первую очередь финансируются социальные нужды, поэтому по остальным статьям мы пытаемся вписаться в существующие рамки и удержаться хотя бы на том же уровне, что и в предыдущие годы. В моём представлении, чтобы резко улучшить ситуацию, бюджет должен быть больше как минимум в два-три раза. Поддержание системы жизнеобеспечения в надлежащем порядке – это одно, но к нему должен прибавляться и качественный рост. Его не хватает. 

– Вопросы, связанные с системами жизнеобеспечения города, для вас не новы. Как вы оцениваете ход подготовки к следующей зиме?

– Прошедший отопительный сезон все ресурсоснабжающие организации, большая и малая энергетика отработали хорошо. Глобально ничего в этой сфере меняться не будет, объём перекладки сетей в летний период останется примерно на прежнем уровне. Единственное нововведение – правила подготовки к отопительному сезону, утверждённые правительством РФ в марте, там есть кое-какие изменения: в приказе чётко разделены функции и полномочия комиссий, которые должны отвечать за подготовку к зиме, обязанности энергетиков, управляющих компаний и так далее. Подготовка к следующему отопительному сезону уже началась. Больших сложностей на сегодняшний день нет, всё идёт в соответствии с планом. 

В этом году мы дали возможность нашей большой энергетике впервые работать по перекладке теплосетей с 15 апреля, чтобы к 30 августа все ремонты были закончены. Посмотрим, что получится. 

– Не скучаете по энергетике?

– Не получается, постоянно пересекаемся с коллегами, а поскольку здесь интересно – не до скуки. Масштаб вопросов другой, более глобальный.

– На каком этапе разработка схемы теплоснабжения?

– До 1 июля разработчики схемы (ОАО «Иркутскэнергопроект». – «СЭ») совместно с заказчиками от администрации должны передать документ в Министерство энергетики РФ на утверждение. После этого будет определена единая теплоснабжающая организация для города. По сути, это будет документ для общего пользования, все будут понимать, как должен развиваться Иркутск в части теплоснабжения. Приоритетным сценарием в схеме выбран переброс тепла от ТЭЦ-10 в Ново-Ленино с переходом в Иркутск II, Жилкино и правобережную часть города. Другие варианты – ТЭЦ-8 и, в случае прихода газа, строительство газовых станций. 

– Есть ли подвижки по приходу газа в Иркутск?

– Ситуация та же, что и была, никаких принципиальных изменений нет. 

– Насколько ваш предыдущий опыт пригодился в нынешней должности? Пришлось ли изменить какие-то принципы работы, переходя из бизнеса на муниципальную службу?

– Предыдущий период работы можно назвать временем получения специфических знаний по электро-, теплоэнергетике, в какой-то части – по водопроводно-канализационному хозяйству. На новом месте знание структуры и принципов её работы изнутри помогает выполнять управленческие функ-ции. 

Принципы менять не приходилось, и не думаю, что это нужно. Итогом любой работы должен быть результат. Есть задача, её нужно решать – какая разница, в какой сфере работаешь? 

Я пришёл к выводу, что всё зависит от людей на местах. Если их работа будет привязана к достижению ключевых показателей, если они заинтересованы в её выполнении, то вопросы, которые можно согласовывать месяц, при определённой постановке задач и требований можно решить за один день. Постепенно нужно менять менталитет, тогда многие бюрократические моменты просто будут не нужны.

– Как это сделать?

– Всё равно постепенно мы меняемся. Водители становятся чуть вежливее, пешеходы – аккуратнее: бумажку выбрасывают не на тротуар, а в урну, потому что они стали появляться. Другого пути нет, к сожалению или к счастью. Неправильно, что люди, живущие в деревянных домах в центре города, до сих пор набирают воду в колонке. Решение этой проблемы будет заложено в инвестиционную программу Водоканала – водоколонки должны остаться в ХХ веке. Прорабатываем идею, как завести сети в деревянные дома. Должна появиться социальная норма, как это сделано в электроэнергетике – присоединение к электрическим сетям до 15 кВт стоит около 500 рублей. Мы должны сделать расчёт, чтобы заведение водопровода в дом обходилось в разумную сумму. Эта работа только начата, надеюсь, что к концу года найдём решение и определимся с тарифом. 

– Планируете кадровые перестановки?

– Назначен новый председатель комитета по ЖКХ, новый председатель комитета по градостроительной политике, все люди позитивные, понимают, что нужно что-то менять, и нацелены именно на результат. Считаю,  со временем кадровые изменения будут происходить естественным путём – те, кто не сможет перестроиться, поймут, что не смогут работать так, как раньше, и будут уходить. Возможно, произойдут изменения в комитете по ЖКХ, поскольку само название «жилищно-коммунальное хозяйство», думаю, тоже должно остаться в ХХ веке: сегодня оно не отражает действительность – слишком узкое. Озеленение и энергетику нельзя называть жилищно-коммунальным хозяйством.

– Как строится ваш рабочий день?

– Рабочий день ненормированный, иногда заканчивается в 10 или даже 11 вечера, всё зависит от ситуации. Как правило, проходит очень насыщенно – странно, что сейчас, пока мы разговариваем, не звонит телефон. 

– При таком ритме остаётся ли время на семью, увлечения?

– Семья бунтует. Времени, конечно, намного меньше, тем не менее стараемся выезжать на дачу вечером. Режим работы в дальнейшем всё равно будет выстраиваться – три месяца только начало. 

– Можете немного рассказать о семье? 

– Супруга преподаёт в ИрГТУ на кафедре физвоспитания, дети – дочь Маша пятнадцати лет, дочь Оля одиннадцати лет – учатся в школе. 

– А чем любите заниматься в свободное время?

– Спортом, водными видами. В администрации, кстати, проводится своя спартакиада между комитетами, более 10 видов спорта, с участием Думы города. 

Из досье «СЭ»

Антон Борисович Логашов родился в 1972 году в Иркутске. 

В 1994 году окончил Иркутский государственный технический университет по специальности «Электропривод и автоматизация промышленных установок и технологических комплексов». С 1994 по 1996 год проходил военную службу в Вооружённых силах РФ, затем работал в Иркутском акционерном обществе «Городские электрические сети». 

С 2011 по 2013 год – директор ООО «Иркутскэнергопроект». 

С 11 марта занимает пост вице-мэра города Иркутска.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры