...И расцвёл подснежник
Подснежники и лилии, жарки и маки. Цветы. Везде цветы. Нет, мы находимся не в оранжерее, а на втором этаже Иркутского художественного музея, где открылась выставка фотографий «Цветы в моём сердце». Выбор темы символичен. Проект задумывался как одно из мероприятий ежегодного праздника «Ночь в музее», посвящённого в этом году экологии, но перерос в самостоятельную выставку.
Уникальный проект объединил работы именитых иркутских фотомастеров и совсем юных фотографов. Надо заметить, что встреча поколений здесь происходит не на противопоставлении друг другу, а в единении взглядов на одну тему. Несмотря на разницу в возрасте, взгляд на прекрасное вокруг нас часто совпадает.
Цветы… Эта тема в искусстве, пожалуй, бессмертна. Литература и живопись испокон веку восхваляют прекрасные творения природы. В недавнее время к ним присоединилась ещё и фотография.
Задача художественной съёмки весьма непроста: передать момент вдохновения. Многое зависит не только от технических характеристик аппаратуры, но и от мастерства фотографа. Сложно не сбиться, не уйти в обыденность. Одно дело снимать документальные кадры, фиксировать цветок, как он есть. И совсем другое – попытаться передать определённое впечатление, настрой, поделиться своим видением растения. Каждый автор показывает цветочный мир через призму своего опыта и восприятия, но в целом можно выделить несколько направлений в современной художественной фотографии.
Во-первых, это макросъёмка, когда зрителю показаны такие нюансы, которые невозможно увидеть невооружённым глазом. Здесь можно заглянуть в сердцевину лилий и пионов, рассмотреть прожилки на лепестках багульника. А кто из нас видел так близко росянку? Хищное растение, которое произрастает на одном из лесных озёр около Байкала. Имитирующие росу капли на длинных шипах-ресницах переливаются в лучах восходящего солнца, заманивают насекомых в ловушку. И эта опасная красота также достойна любования!
Во-вторых, пейзажная съёмка. Бескрайние просторы или заповедные уголки лесов и озёр буквально преображаются от моря цветущих растений. Увы, но в настоящее время человек всё дальше в своём развитии уходит от природного, естественного состояния. Порой очень важно напомнить о природе или даже заставить посмотреть на неё. Сейчас актуально воспитывать в молодом поколении не только эстетические, но и экологические принципы, давать понимание, что красота природы не просто элемент украшения мира вокруг нас, а по-прежнему неотъемлемая составляющая всей экосистемы, в которой существует и человек.
В-третьих, не обошлось и без постановочных съёмок, где цветы являются героями художественного замысла человека, а не природы. Здесь можно говорить именно о творческом подходе к съёмочному процессу, когда в одном видится совершенно другое.
Ещё одна немаловажная черта выставки – в кадре преимущественно цветы родного края. Несмотря на то что наша природа по-сибирски сдержанна, если не сказать сурова, цветы начинают нас радовать, пробиваясь сквозь снег весной, и заканчивают, укрываясь снежной периной поздней осенью. Поэтому так важно успеть запечатлеть каждый из неповторимых моментов цветения.
Дополнением выставки служат легенды о цветах.
Что мы знаем о багульнике? Русское название произошло от слова «багульный», что значит терпкий, или «багно» – топкий, растущий на болотах. На языке цветов багульник символизирует душевную близость, любовное снадобье. Есть легенда, что в уссурийской тайге Приморья живёт таинственный змей. Стоит поджечь багульник, явится змей на его одуряющий запах и впитает в себя все ароматы дыма. Затем обмотается кольцами вокруг больного человека и изгонит из него болезнь. На Дальнем Востоке раньше существовало поверье, что багульник в полнолуние способен открыть смертному свой секрет и отвести его к кладу.
А такие привычные нашему взгляду жарки, по поверью скандинавских народов, любят лесные духи – тролли. Поэтому в Скандинавии жарок называется цветком тролля. И научное имя его – Trollius.
Гостью наших садов и огородов лилию почитали ещё с незапамятных времён. Она считалась символом надежды в Древней Греции, мира и непорочности на Руси, а во Франции этот цветок обозначал милосердие, сострадание и правосудие.
Хотя лилии бывают разных оттенков, именно белым цветам придаётся особый смысл. Белая лилия символизирует невинность и издавна олицетворяет чистоту и непорочность. Не случайно лилии – цветы невест. Да и само название цветка в переводе с древнегреческого означает «белый-белый».
Немалую роль играла лилия у римлян, особенно в их цветочных празднествах, посвящённых богине весны – Флоре. У христиан лилия считается цветком Пресвятой Девы, поэтому изображение Божьей Матери окружено гирляндой из этих цветов.
О красной лилии рассказывают, что она поменяла цвет в ночь перед крестным страданием Христа. Когда Спаситель проходил по Гефсиманскому саду, в знак сострадания и печали перед ним склонили головы все цветы, кроме лилии, которая хотела, чтобы он насладился её красотой. Но когда страдальческий взор упал на неё, то румянец стыда за свою гордость в сравнении с его смирением разлился по её лепесткам и остался на них навсегда.
Выставка, несомненно, весьма разнообразна и увлекательна: здесь можно встретить и восторг буйного цветения, и скромность первых лепестков, выглянувших из-под снега. Но с уверенностью можно сказать одно: каждый из авторов, прежде чем сделать снимок, ищет отклик в своём сердце, надеясь, что он отзовётся и в сердце каждого зрителя.