издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Последний приют первых иркутян

Останки первых иркутян, поднятые во время археологических раскопок около Спасской церкви, снова преданы земле. Около 900 ковчежцев с древними костями нашли своё последнее упокоение в крипте около храма. Настоятель храма иерей Александр Беломестных отслужил заупокойную литию, и вход в крипту закрыли огромной бетонной плитой. Говорят, теперь её не сдвинуть уже до второго пришествия.

Всё началось с того, что в 2007 году было принято решение начать реставрацию Спасской церкви. Наибольшую тревогу специалистов вызывали фундаменты здания, которые находились в плачевном состоянии и грозили большими неприятностями в недалёком будущем. Было ясно, что их нужно срочно укреп-лять. Но  прежде, чем начать эту работу, к делу привлекли археологов. Пятачок земли у  самого древнего в городе храма таил в себе богатейший материал для историков и археологов. Так начались раскопки, в ходе которых были обнаружены основания Иркутского острога, найдены древние захоронения,  составлена уникальная коллекция православных крестов, а в концов концов город получил изумительный подарок к своему 350-летию – альбом «Лица первых иркутян». 

Археологические спасательные работы велись довольно долго, с 2007 по 2011 год. За это время был исследован Спасский некрополь площадью 500 квадратных метров. Раскопки велись у апсиды, вдоль северного и южного фасадов храма и колокольни. Исследователи обнаружили  в общей сложности 469 захоронений в деревянных гробах-ящиках и долблёных колодах. Верхнюю  временную границу определили чётко – 60–70-е годы 18 века, нижнюю определить трудно – возможно, в некрополе есть и похороненные в конце 17 века. 

История Иркутска начинает своё летосчисление со строительства деревянного острога на берегу Ангары. Спасская церковь, основанная в 1706 году, – единственное дошедшее до нас острожное сооружение и первый иркутский храм. Примерно в этом месте находилась ещё более древняя деревянная  церковь. У её стен были погребены первые поселенцы острога. Коренных иркутян в то время ещё не было, этой  категории лишь предстояло сложиться. По данным переписи конца 17 – начала 18 века, сюда шли в основном уроженцы Русского Севера. Были выходцы из Архангельска, Великого Устюга, Сольвычегодска, Тобольска и других сибирских городов. Народ подбирался самый разный: казаки, купцы, крестьяне. Ясно одно – люди  приходили вольные. 

В некоторых захоронениях были найдены остатки кожаной обуви, повседневной и погребальной одежды, женских головных уборов, расшитых золотой и серебряной нитью.  Один из таких уборов сохранился полнос-тью. Кроме того, учёные составили уникальную по своему разнообразию коллекцию крестов из 280 экземпляров. Среди них есть очень редкие вещицы, например деревянный тельник из капа палисандра. Удивительно, но дерево сохранилось до наших дней, что, в общем, несвойственно для этого материала. Однако ещё более интересной могла бы стать история о том, как попала в наши края заморская диковинка. 

По результатам проведённых спасательных работ наверняка выйдет ещё не одна научная работа. Но самая интересная для широкой публики уже была опубликована. Это коллективная монография «Лица первых иркутян. Альбом графических реконструкций», где помимо архео-логических исследований представлены реконструкции лиц 50 человек, погребённых на погосте Спасского храма. 

– Когда археологические работы были закончены, встал вопрос о том, что дальше делать с останками, которые вольно или невольно пришлось потревожить, – говорит иерей Александр Беломестных. – По православному обычаю прах нужно было снова предать земле. Но сделать это решили торжественно, отдав дань уважения нашим предкам, основавшим Иркутск. 

Так и возникла идея  поставить памятный знак над новым захоронением. Никто не ожидал, что в итоге эта задумка получит воплощение в виде сени, похожей на ажурную беседку, которую мы сегодня видим около Спасского храма.  Начиная с 16 века на Руси часто устраивали сени над особо памятными местами. Их ставили над святыми источниками, почитаемыми захоронениями вне стен храма, да и в храме – над мощами святых. 

– Сложность архитектурного решения заключалась в том, чтобы создать памятный знак, гармонично сочетающийся с обликом Спасского храма, – говорит главный архитектор проекта Константин Яковлев. – Мы старались, чтобы памятный знак и храм воспринимались как единое целое. 

«Иркутский репортёр», 11 декабря 2010 года

Теперь около древних стен стоит  небольшая по размерам и лёгкая, прозрачная  конструкция, которая сохраняет обзор Спасской церкви. Вместе с тем архитекторам удалось избежать эффекта «наложения образов».  Колонны держат шатровую кровлю с луковичной главкой и крес-том. На фронтонах в круглые  розетки вставлены иконы,  придающие всему облику памятника завершённость. Под коваными ажурными сводами сени лежит могильный камень –  глыба серого гранита весом в 2,5 тонны.  На ней в технике барельефа высечен стилизованный Иркутский острог, в центре которого стоит Спасская церковь, а внизу лаконичная  надпись  «Основателям города Иркутска от благодарных потомков».  Скульптор Илья Ставский целый год работал над созданием памятного знака. И не случайно в качестве материала он выбрал гранит: этот камень символизирует одновременно суровость сибирского края и  несгибаемую стойкость наших предков. Кованые части мемориала изготовила организация ООО «ЭлитМеталл-Дизайн». 

Но это лишь видимая часть мемориального комплекса. Его невидимая для посторонних глаз подземная часть гораздо больше и внушительнее. Под землёй находится бетонный бункер с единственным входом со стороны Спасской церкви. Стены крипты, спроектированной конструктором Виталием Ильиным, собраны из сборных железобетонных панелей, а основание и перекрытие – из двенадцатигранных железобетонных плит. Специалисты обещают, что здесь будет «идеальный климат» – соблюдены все нормы эксплуатации подземного культового сооружения: гидро-изоляция, вентиляция и температурный режим. Высота подземного сооружения около трёх, а диаметр – около шести метров. 

Именно сюда, в эту бетонную крипту, и были заложены недавно останки иркутян, обнаруженные при раскопках. Речь идёт не только о захоронениях в Спасском некрополе. В 2009 году археологи проводили спасательные работы на приходском кладбище Князе-Владимирского храма, где когда-то располагался мужской монастырь. А чуть позже, в 2010-м, исследователи работали на некрополе у Крестовоз-движенской церкви. Все обнаруженные останки собрали в крипте у Спасского храма. Вдоль её бетонных стен сделали специальные стеллажи, на которые и установили 828 ковчежцев с останками. Больше половины из них со Спасского некрополя, остальные – с других старинных кладбищ.  

Уже в день закладки останков в крипту областной краеведческий музей передал прах ещё 20 человек. Эти древние кости были извлечены из земли в 1985-1986 годах, во время первых раскопок на территории Иркутского острога. До сих пор они лежали в запасниках музея, но их специально извлекли из пыли истории, чтобы предать наконец вечности. 

После того как процедура была завершена, вход в крипту закрыли массивной бетонной плитой. Говорят, до «второго пришествия», но  это, конечно, красивая метафора. Войти в крипту в будущем возможно, хотя и крайне сложно. В любом случае, для этого потребуются специальное благословение митрополита Вадима и услуги спецтехники, потому что сдвинуть плиту может только автокран. Если когда-нибудь учёные продолжат раскопки и найдут новые захоронения, останки можно поместить сюда.  В крипте ещё осталось свободное место, но немного – пустуют менее четверти стеллажей. 

– Нужно отдать должное нашим учёным, – говорит отец Александр. – Они проделали огромную работу и донесли до нас зримые образы людей, заложивших наш город. Но с христианской точки зрения мы всё-таки виноваты перед ними, так как потревожили их прах. Это тело смертно, но бессмертна душа. Я надеюсь, что мы искупили свою вину, снова предав их останки земле и поставив достойный мемориал. Теперь нам остаётся только молиться о них, и пока мы это делаем, не прервётся духовная нить, соединяющая живущих с теми, кто жил прежде и будет жить после нас. 

Очень символично получилось, что памятный знак установили как раз к 350-летию Иркутска. Его освятил  Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, визит которого был приурочен к юбилею города. А в прошлом году коллектив авторов памятного знака был удостоен премии губернатора Иркутской области. Кстати, ни городской, ни областной бюджеты не вложили в создание мемориала ни копейки. Меценатом этой стройки выступил один-единственный человек – Сергей Цапаев. О том, сколько средств было затрачено на создание крипты и сени, он говорить не стал. 

– Мы давние друзья с отцом Александром, – говорит Сергей Цапаев. –  Он попросил меня о помощи, и я не мог отказать. Сначала хотели поставить небольшой крестик над захоронением. Потом подумали, что крест в центре города будет слишком напоминать кладбище и лучше поставить камень.  Камень получился такой красивый, что ему понадобилась  достойная «оправа». Словом, постепенно мы все втянулись, можно сказать, увлеклись этим проектом, и  получилось то, что получилось. Знаете, я человек практического склада, не склонный к мистичес-ким откровениям. Но когда ты достиг всего, чего хотел,  должен оставить  какую-то  добрую память  о себе. Вот мои дети будут проезжать мимо этого знака и говорить: «Это сделал наш отец», – и им не будет за меня стыдно.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры