«Лесовик» придёт на помощь
Есть в городе Усть-Илимске группа школьников, которые просто обязаны ежегодно ставить прививку от клещевого энцефалита. Это ребята из школьного лесничества «Лесовик». Каждое лето они трудятся на лесовосстановительных работах.
Детское лесное объединение создано при усть-илимском экспериментальном лицее. В нем учатся по программе дополнительного образования, углублённо изучая ботанику, а ещё и такие предметы, как «лесозащита», «лесные культуры», «лесоведение» и другие, связанные с благополучием сибирского леса.
В школьном лесничестве 42 человека от 8 до 16 лет, четыре группы. Каждая приходит на занятия раз в неделю. Но самое интересное – практическая работа в лесу. Здесь дети трудятся как взрослые. Они сажают сосну и кедр на вырубленных делянах, засевают выгоревшие площади. Потом два-три года ухаживают за саженцами, пропалывают, чтобы трава не задавила крохотные деревца. Сами выращивают посадочный материал в питомнике. И семена тоже заготавливают сами – зимой специально для этого собирают сосновую шишку.
Заработную плату получают за свой труд по договору с лесхозом, который обеспечивает их транспортом, питанием и спецодеждой. Зарплата у некоторых ребят бывает по 15 и даже по 30 тысяч за сезон. Она зависит от того, как поработаешь. Труд на лесных делянах нелёгкий. Попробуй мечом Колесова, который весит 5 кило-граммов, по нескольку часов в земле лунки делать. Или по жаре тяпкой траву на бороздах выпалывать. Эту работу взрослые не любят, а ребята выполняют ответственно и качественно.
Детям нравится сажать деревья и чувствовать свою значимость. Нравится быть командой, самим на костре, обустроенном по всем противопожарным правилам, готовить пищу, а при возвращении в город остановить автобус или «Студебеккер» у реки и искупаться. На делянах им даже в самую сильную жару запрещается снимать спецодежду – это защита от клещей. Требования соблюдения техники безопасности при работе в тайге – самые жёсткие.
Юным лесничим, например, без взрослых нельзя уходить с борозды в тайгу. Борозда – это такая длинная грядка, на которой выращивается посадочный материал. В тайгу нельзя уходить не потому, что там очень легко заблудиться, а потому, что там водятся не только безобидные птички, но и звери.
Есть в этом таёжном краю примета – находясь в лесу, нельзя произносить вслух слово «медведь», не к добру это. Если очень нужно сказать, то лучше уж произнести «топтыгин» или другой какой-нибудь понятный синоним. Но однажды…
Ребята закончили посадки в 96 квартале Карапчанского лесничества, и кто-то пошутил: «Вот сейчас медведь как выйдет!» Идут к автобусу, оглянулись на шорох, а за ними по пятам… медвежонок! Пестун. Как дунули мальчишки к дороге: из рассказов все знают, что если есть медвежонок, значит, где-то рядышком и мамаша-медведица ходит. Она своих игривых и хулиганистых детишек далеко от себя не отпускает. Несутся молча, чтобы криком внимание медведицы не привлечь. А пестун решил, что с ним играют, и ну догонять! Так и пронеслись пулей метров 400. Те, кто на бороздах работу доделывал, инструмент побросали и тоже наутёк. В автобус заскочили, за броню его спрятались – и визжать, шуметь, чтобы отогнать малыша! Пестун обиделся, что ребятишки с ним играть не стали, ушёл в тайгу.
Был ещё смешной случай. Пропалывали борозды, человек 20 трудилось. Трава тогда высоченная вымахала. И вдруг на крайней борозде показался… зайчишка. Ребята тяпки бросили и за ним, чтобы поймать! Он на вторую борозду заскочил – и там тоже тяпки побросали. Зайчишка на третью. Так и скачет через все 15 борозд, а за ним толпа детей. Руководитель пропалывала крайнюю борозду у самого леса. Повернулась на шум, перепугалась: на неё вся орава несётся! И вдруг зайчишка почти под ноги. Ну сфотографировались, погладили, отпустили. Прослушали короткую лекцию, как правильно вести себя в лесу, если нечаянно с живностью какой-нибудь встречаешься.
Руководит «Лесовиком» Нина Александровна Петрова. Она много лет трудилась лесником, знает в тайге все стёжки-дорожки, зверьё, птиц, деревья и растения. И в тайге она как дома – не боится ничего. Это спокойствие и ребятам передаётся. Нина Александровна на учительницу не похожа, она скорее член команды. Иногда непонятно даже, старший ли, потому что у Нины Александровны есть заместитель – школьник, командир отряда. Он руководит коллективом «по-взрослому», а Нина Александровна только говорит, что нужно делать, и доверяет детям. Несколько лет подряд командиром школьного лесничества был Максим Бубнов, потом – два года – Алёна Литвиненко, сейчас Эдуард Кукушкин.
В «Лесовике» очень комфортно, возможно, потому, что это разновозрастный отряд. Новички из младших классов попадают в уже сложившийся коллектив, где заправляют закалённые, воспитанные, морально крепкие старшие. И трудятся они всерьёз – за деньги, это тоже дисциплинирует.
– Я за них переживаю очень, но доверяю, – рассказывает Нина Петрова. – Вижу, что им нравится работать и просто быть в лесу. Мне кажется, что они внутренне богаче тех, кто такой возможности лишён.
В отряде учатся многому: профессии, правилам выстраивания отношений в команде, экстремальному выживанию на природе и другим полезным навыкам, необходимым в жизни при любой профессии. Многие ситуации пережили, научились главному – дисциплине и доверию.
В партнёрах у школьного лесничества солидные организации: ООО «РусФорест–Усть-Илимск», ООО «Стелла» и АУ «Северный лесхоз». И, главное, Северное территориальное лесничество Агентства лесного хозяйства Иркутской области, с которым «Лесовик» сотрудничает много лет. Учат там серьёзно. За качество выполненных лесохозяйственных работ спрашивают строго, без оглядки на возраст. Ребята понимают, что реальная ответственность лежит на Нине Александровне, которая им доверяет, а потому не хотят подводить её нигде и ни в чём – ни на лесовосстановительной деляне, ни в школе, ни в какой-либо общественной акции.
Последние десять лет при участии «Лесовика» ежегодно проводятся лесовосстановительные работы на площади до 20 гектаров! А это значит, что общая площадь молодых, набирающих силу лесов, восстановленных с помощью юных лесников, при-ближается уже к 200 гектарам. В них найдётся место для жизни и «обиженному» медвежонку, с которым ребята отказались поиграть, и перепуганному зайчонку.
Школьное лесничество работает в партнерстве ещё и с международной экологической школой «Зелёный флаг» Гринпис России. Большая награда – Зелёный флаг – вручается «Лесовику» уже четыре года подряд! Многие члены лесничества, а также педагоги школы и представители организаций-партнёров награждены международной грамотой экошколы за вклад в устойчивое развитие территории.
В 2010 году в Усть-Илимск приезжала Ольга Георгиевна Мадисон, координатор по России международных программ «Изучение леса», «Эко-школы/Зелёный флаг» и «Зелёный ключ». Приезжала, чтобы вручить очередной флаг, а заодно проверить работу на месте: засомневались в штабе, что школьники могут трудиться так продуктивно. Координатора свозили на деляны, показали новые леса, и сомнения растворились. Стало понятно, что усть-илимский «Лесовик» – это своеобразный уникум. Другого такого нет! Даже в Иркутской области, где движение школьных лесничеств особенно развито, в таких объёмах лес не восстанавливает ни одно из них.
– Очень важно, что школьное лесничество воспитывает у ребятишек любовь и уважение к лесу, знакомит с основами профессии, – говорит Ольга. – И, может быть, ещё важнее, что они, исходя уже из собственного, личного опыта, ведут активную просветительскую работу с населением по предупреждению лесных пожаров, по формированию навыков разумного поведения в лесу, по осознанию красоты и богатства природы, которая нуждается в человеческой заботе и защите.
Уже три года «Лесовик» успешно участвует в международном проекте по посадке деревьев, проходящем при поддержке фирмы «Панасоник» в рамках международной программы «Изучение леса». Ежегодно ребята награждаются профильной учебной поездкой в Санкт-Петербург. «Лесовик» участвует в различных тематических конкурсах и редко остаётся без наград. В нынешнем марте он второй раз подряд победил в област-ном конкурсе «Исследователь природы Восточной Сибири», где рассматривался годовой итог работы школьных лесничеств.
– Своими результатами «Лесовик» задал очень высокую планку, которую в ближайшие два-три года вряд ли сумеет взять другое школьное лесничество, а их в области 51, – рассказывает Галина Вологжина, главный специалист отдела воспроизводства лесов Агентства лесного хозяйства Иркутской области. – «Лесовик» имеет такую большую практику лесохозяйственной деятельности, что даже тройке лучших до него дотянуться трудно. К «Лесовику» очень хорошее отношение у лесхоза. Он предоставляет площади для посадки и посева, создаёт материальные условия и платит заработную плату.
Хорошее отношение школьники-лесоводы заслужили знаниями и трудом. Работа ведётся сбалансирован-но – учебная, агитационная, пропагандистская и лесохозяйственная. Всё планомерно, целенаправленно, по утверждённым Северным лесхозом графикам и программам. Зимой – сбор шишек, заготовка семян, акции в защиту новогодних елей, набор теоретических знаний. Весной и летом – работа на делянах и в лесопитомнике. В течение всего года – различные тематические экологические акции.
Галина Вологжина замечает, что работа со школьными лесничествами очень результативна. Агентство лесного хозяйства Иркутской области в ней заинтересовано.
– Когда пропаганду и агитацию на темы сохранения леса ведут дети, это затрагивает людей эмоционально, – утверждает Галина Владимировна. – У взрослых людей изменяется отношение к лесу не потому, что их кто-то обязал, заставил, а потому, что меняется что-то внутри, в личных убеждениях.
Всё, что делается от души, дорогого стоит. И второй аспект, на который обратила внимание Галина Вологжина, – лесничества ведут проф-ориентационную работу. А лесному хозяйству России сегодня крайне не хватает специалистов. Выпускников школьных лесничеств с удовольствием принимают на учёбу на бюджетные места в БрГТУ, СибГТУ, в Иркутскую сельскохозяйственную академию и на лесные факультеты вузов в других регионах России. Важно, что, получив высшее образование, практически все выпускники, работавшие ранее в школьных лесничествах, приходят трудиться в лес.