Огненные прогнозы
Иркутская область готовится к пожароопасному периоду
В Иркутске под руководством заместителя председателя правительства Иркутской области Максима Безрядина состоялось областное межведомственное совещание по подготовке к пожароопасному периоду 2013 года.
В грядущем пожароопасном периоде Иркутская область выставит на защиту своих лесов от огня более восьми тысяч человек, более двух с половиной тысяч единиц инженерной и автомобильной техники. Авиационное патрулирование лесов и заброску профессиональных лесных пожарных из парашютно-десантной службы Иркутской базы авиационной охраны лесов в труднодоступные точки будут осуществлять около двух десятков воздушных судов разного типа. Для оперативного обнаружения возникающих пожаров будет активно использоваться космический мониторинг, а в Братском районе, пока в порядке эксперимента, начнёт работу создаваемая сегодня система дистанционного видеонаблюдения. Об этом участникам совещания рассказал руководитель Агентства лесного хозяйства Иркутской области Виталий Акбердин.
Снега в лесах пока ещё выше колена, но именно в эту пору, как минимум за 3–5 недель до начала пожароопасного периода, в Иркутской области ежегодно проводятся такие совещания. Их цель – проанализировать характерные, типичные ошибки прошлых пожароопасных периодов, определить объём уже выполненных противопожарных мероприятий, чтобы объективно оценить готовность региона к грядущему пожароопасному периоду. И главное – выявить недочёты, недостатки, упущения, ошибки и успеть, обязательно успеть их исправить до того, как сойдёт снег, а трава и лесная подстилка высохнут до похожести на порох.
В прошлом году в лесах, подведомственных Агентству лесного хозяйства Иркутской области, было зарегистрировано около 900 пожаров. Суммарная площадь, пройденная огнём, немного не дотянула до 24 тысяч гектаров. «Огненный» ущерб – более полутора миллиардов рублей.
Без сравнения эти цифры видятся пугающе большими. Но в мире всё относительно. В действительности пожароопасный период прошлого года может войти в историю как один из наиболее благополучных. Судите сами. Количество лесных пожаров в прошлом году по сравнению с позапрошлым 2011-м, который можно отнести к годам средней горимости, снизилось почти в два раза, а площадь, пройденная огнём, – более чем… в шесть раз! Средняя площадь одного пожара 2012 года оказалась меньше аналогичного показателя предыдущего пожароопасного периода в 3,3 раза. Это указывает на максимальную оперативность выявления новых очагов огня и высокую эффективность их тушения. Благодаря высокому профессионализму работников лесных противопожарных служб Иркутской области возникающие лесные пожары «давили» на месте, не давая им разгореться, набрать силу. 56 процентов от общего количества пожаров, возникавших в лесах области прошлым летом, были ликвидированы в течение суток. Ещё 32 процента – на вторые сутки.
Владимир Гордеев, министр промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области, в своём выступлении был предельно лаконичен. Говоря об итогах пожароопасного периода 2012 года, он просто перечислил главные цифры, не сравнивая их с результатами других лет, не вдаваясь в глубокий анализ и уж тем более не акцентируя внимание участников совещания на очевидном успехе в борьбе с лесными пожарами. Предполагаю, что специально. Может быть, чтобы не расхолаживать собравшихся перед началом приближающегося пожароопасного периода, который, по прогнозам экспертов, окажется, скорее всего, много жёстче прошлогоднего. А может, потому, что считает: успехи прошлого лета обусловлены в первую очередь благоприятной погодой, и только во вторую – хорошей подготовительной работой и профессионализмом защитников леса.
Министр не стал перечислять поштучно все нерешённые проблемы в подготовке к грядущему пожароопасному периоду. В целях экономии времени он объединил их в несколько типичных групп.
Первая и, может быть, главная группа проблем – не до конца преодолённая ведомственная разобщённость. Неточная оценка совокупных возможностей в предыдущие годы приводила к неоперативному реагированию на возникшие лесные пожары и, как следствие, к их распространению на большие площади.
Вторая группа обусловлена недооценкой серьёзности складывающейся пожарной ситуации и в результате несвоевременными действиями глав муниципальных образований по введению ограничительных режимов на подведомственных территориях. На неё обращали внимание и другие докладчики.
Третья группа проблем, по мнению министра, – в недостаточной эффективности мер по разъяснению населению недопустимости пожогов сухой травы и сельскохозяйственных палов, которые ежегодно приводят к значительному количеству ранневесенних лесных пожаров.
Четвёртую группу составляют специфические проблемы в обеспечении охраны от пожаров городских лесов. В их числе – отсутствие чётких границ лесов, расположенных на землях поселений, и однозначного определения собственника, а также недостаточное финансирование и слабая материально-техническая база. К многочисленным нарушениям правил пожарной безопасности в городских лесах приводят недостатки профилактических мер и отсутствие надёжной, отлаженной системы государственного пожарного надзора.
О задачах, которые необходимо решить за один-полтора месяца, оставшиеся до фактического начала пожароопасного периода 2013 года, Владимир Гордеев сказал ещё короче: «Выполнить работы по устранению проблем и причин, не позволяющих качественно, на должном уровне осуществлять процесс по предупреждению и тушению пожаров в лесах».
О мероприятиях, уже выполненных в ходе подготовки к грядущему пожароопасному периоду, находящихся в стадии выполнения и тех, что в соответствии со спецификой могут быть выполнены лишь после схода снежного покрова, участникам совещания докладывал Виталий Акбердин.
Сделано много. Не буду перечислять всё, но замечу важную особенность: подготовка к нынешнему пожароопасному периоду велась предельно упорядоченно, целенаправленно, в соответствии с заблаговременно (начиная ещё с осени прошлого года) детально разработанными планами, программами, распоряжениями, приказами многих ведомств и властных структур разного уровня. Именно жёсткая плановость, ведущая к согласованности действий многих разноподчинённых структур, помогает избежать той самой ведомственной разобщённости, о которой упоминал Владимир Гордеев, избежать дублирования работ и лишних финансовых трат, но при этом не упустить «мелочей», которые, как показывает практика предыдущих лет, нередко перерастают в крупные неприятности.
К настоящему времени не только подготовлен и согласован всеми участниками, но и утверждён губернатором самый сложный, главный, основополагающий документ пожароопасного периода – сводный план тушения лесных пожаров на территории области. Для руководителей многих ведомств, учреждений, хозяйствующих субъектов и властных структур разного уровня он станет настольным документом вплоть до самой поздней осени. В структуру сводного плана 2013 года включены мероприятия по охране от пожаров особо охраняемых природных территорий и лесов Министерства обороны России, с тушением которых проблемы возникают традиционно часто.
В связи с изменившимся законодательством с прошлого года тушением лесных пожаров должны заниматься специализированные структуры, имеющие соответствующую лицензию. Это вызвало существенные проблемы, в том числе (а может быть, и в первую очередь) в отношениях государства в лице Агентства лесного хозяйства Иркутской области и частных лесопользователей в лице многочисленных арендаторов лесных участков на территории нашего региона. Годы назад, заключая договоры на аренду лесов, представители лесного бизнеса, арендующие участки для извлечения прибыли, принимали на себя обязательства защищать арендованные ими леса от их уничтожения огнём. Этот пункт не вызывал противоречий, поскольку воспринимался логичным, естественным, само собой разумеющимся. Теперь арендаторы тушить лесные пожары не обязаны. Теперь они имеют право тушить лесные пожары и получать за это от государства соответствующую плату только в том случае, если получат соответствующую лицензию.
Плата за тушение пожаров – это, конечно, тоже доход. Но частный лесной бизнес, судя по массовому нежеланию получать лицензии, он не заинтересовал. Может быть, потому, что рентабельность работ по вырубке деревьев на древесину и по спасению их от уничтожения огнём несколько разная. Не в пользу защиты леса.
– Процедуру лицензирования по тушению лесных пожаров на территории области прошли 45 организаций, – сообщил Виталий Акбердин. – Из них 34 подведомственных агентству и 11 арендаторов лесных участков.
Лишь 11 арендаторов лесных участков из нескольких сотен сочли для себя важным не только рубить, но и защищать лес при возникновении опасности.
Руководитель Агентства лесного хозяйства Иркутской области назвал эти цифры перечислительно, без комментариев, хотя факт получения или неполучения арендатором лицензии на тушение лесных пожаров стоит рассматривать как лакмусовую бумажку, показывающую реальное отношение каждого конкретного лесопользователя к живому лесу.
На профилактику и тушение лесных пожаров, как сообщил Виталий Акбердин, нынче предусмотрено 667,3 миллиона рублей. Из них 216 миллионов из федерального бюджета, 230,4 миллиона из областного и ещё 220,4 миллиона из внебюджетных источников. Организованы необходимые структурные подразделения базы авиационной охраны лесов Агентства лесного хозяйства Иркутской области. Они оснащены необходимым имуществом, укомплектованы профессиональными авиапожарными командами, общая численность которых доведена до 350 человек. Выполнено и продолжается выполнение значительного количества профилактических противопожарных мероприятий. Цифры здесь тоже впечатляющие. Одних только новых противопожарных барьеров будет проложено 5112 километров. Если их вытянуть в одну линию, хватило бы от Иркутска до Москвы. Ещё более 6,5 тысячи километров противопожарных барьеров после схода снега будет ухожено, подчищено, подправлено. Плюс прокладка новых и реконструкция существующих лесных дорог, плюс…
Нет смысла перечислять в газете всё, что уже перечислено в сводном плане тушения лесных пожаров на территории региона. Но ещё один факт, прозвучавший в докладе Виталия Акбердина, в связи с его особой важностью, думаю, должен знать абсолютно каждый житель нашей области. Запомните, запишите, забейте в свои мобильники номер телефона: 8-800-100-94-00.
Это телефон прямой линии лесной охраны. Он работает круглосуточно. И кто знает, может быть, благодаря вашему неравнодушию будет спасён лес. Не только от уничтожения огнём в летнее время, но и сейчас от его истребления «чёрными» лесорубами.
Большое противопожарное совещание не обошлось без обсуждения проблемы «чёрных» лесорубов. Эту тему затронул первый заместитель мэра Иркутского района Александр Менг.
– Критическому уничтожению у нас подвержены леса Гороховского лесничества, – сообщил он высокому собранию. – Это леса, в которых обосновались «чёрные» лесорубы. Вершинник они, как правило, бросают. Вот отсюда-то и происходят возгорания. В прошлом году более половины всех возгораний в районе было именно в этих лесах.
Претензии Александра Александровича к лесникам за то, что они не успевают очищать в Иркутском районе криминальные лесосеки от пожароопасного хлама, оставленного «чёрными» лесорубами, чувствующими себя хозяевами территории, где он работает первым заместителем мэра, трудно назвать обоснованными. Но связь между зимним бесчинством лесного криминала и летними пожарами отрицать невозможно.
Заместитель начальника регионального управления МЧС России Валентин Нелюбов подхватил и развил тему, поднятую министром, о случаях неправильной оценки ситуации и запаздывании глав районов и муниципальных образований с введением ограничительных режимов на подведомственных территориях. В подтверждение он, в частности, привёл пример из прошлого пожароопасного периода, когда набирающую остроту пожарную ситуацию в Усть-Илимском районе удалось кардинально переломить только введением запрета на заготовку древесины и передвижение лесовозов. Второй приведённый им пример оказался ещё более поучительным.
– Вблизи населённого пункта Братские Вихоря космический мониторинг фиксировал термоточки в течение пяти дней, – напомнил Нелюбов. – Но специальных мер принято не было, считалось, что угрозы нет. В итоге один дом сгорел, вспыхнув от лесного пожара. Стали рассказывать, что к этому привёл внезапно поднявшийся сильный ветер…
Поднятая тема получила развитие и в выступлении прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и охраны природы прокуратуры Иркутской области Анны Минеевой.
– Я прошу глав органов местного самоуправления в текущем году уделить особое внимание нормативно-правовым актам, устанавливающим введение тех или иных специальных режимов, – обратилась она к участникам совещания.
Когда прокурор говорит «прошу», его слушают с особым вниманием. Вот и в этот раз затихли не только главы органов местного самоуправления. Анна Геннадьевна привела примеры, когда правовые акты о введении специальных режимов, очень нужных и своевременных, теряли юридическую силу и не приносили должного результата лишь потому, что принимались не тем органом, не тем должностным лицом, которого требует законодательство. И обратила особое внимание на содержание принимаемого документа, без которого он превращается в пустую формальность.
– Правовые акты, устанавливающие режим повышенной готовности, особый противопожарный режим и режим чрезвычайной ситуации, должны быть конкретны, – прокурор делает короткую паузу. – В них должен быть предусмотрен конкретный перечень обязанностей конкретных же, подчёркиваю, органов и конкретных лиц, ответственных за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
Совещание завершил доклад заместителя начальника Иркутского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Михаила Колесникова. Его слушали с особой надеждой, но, увы, предварительный прогноз пожарной ситуации утешения не принёс.
– Ладно, будем готовиться к большому огню, – прокомментировал его выступление кто-то из сидящих у меня за спиной. Сказал вроде весело, бесшабашно. Я оглянулся, но улыбок на лицах не увидел. Значит, это была совсем не шутка.