Гигантские насекомые завоевали мир
Если буквально, то им принадлежит только участок соснового бора на окраине села Савватеевка неподалёку от Ангарска. Но информация о их «нашествии» уже распространилась по России и за её пределами.
Виновники экологической аномалии – четыре десятка скульпторов, собравшихся на традиционную встречу со всех концов России – от Хабаровска до Подмосковья, а также из Болгарии и Украины. За десять дней работы мастера создали целый мир членистоногих – от изящ-ной красавицы стрекозы до фантастического тяжеловеса – жука-носорога Юрского периода. Всё это усатое, рогатое и крылатое царство образовало новую аллею в парке деревянных скульптур на территории детского оздоровительного лагеря «Лукоморье», где уже в третий раз состоялся одноимённый международный фестиваль деревянной скульптуры.
Удивить сибиряка ангарской сос-ной? Оказывается, и это возможно. Не тогда, когда она уходит составами в Китай, а когда над исполинскими брёвнами до метра в поперечнике трудятся настоящие мастера. Используется всё: естественная текстура древесины, причудливые ходы короедов и древоточцев, свилеватости и трещины стволов. Уральская команда Александра Безеля виртуозно использовала дефект материала в «Бою жуков-оленей»: столь выразительную рану на хитиновом покрове насекомого практически невозможно было бы создать вручную. Костромичи братья Ласковы выбрали для работы заведомо бракованный рез вершинника: в бесформенной коряге уже угадывались очертания будущего скорпиона.
Мастера из Павлова Посада Евгений Зряшнов и Сергей Кузьмин создали, пожалуй, самую «деревянную» композицию фестиваля: их «Охота», где стрекоза и богомол выслеживают жучка-долгоносика, выполнена в классической манере «ножа и резца». Кроме того, мастера активно помогали конкурентам в монтаже готовых работ и раздарили посетителям массу крошечных сувениров, изготовленных на глазах у удивлённой публики.
Болгарский гость Светлозар Лисичков оказался человеком, как нельзя лучше соответствующим собственному имени. Это скульптор, чьи работы в бронзе и камне украшают многие частные коллекции Европы и США. Судьба, а точнее, политика заставила художника трижды ездить в Софию за российской визой. Мужественно преодолевший все препятствия, седобородый философ (в разгар фестиваля ему исполнилось 53 года) изваял жука-голиафа.
Представитель Украины Вячеслав Барышников создал самую доб-рую композицию. «Жука-носорога юрского периода» вы не найдёте ни в одном атласе-определителе: это доисторический трицератопс с мирными «травоядными» глазами, превращающийся в шестиногое, видимо, под влиянием бабочки, усевшейся ему на грозный рог.
«Музыкальных» композиций оказалось как никогда много: это и кузнечик Андрея Кошелева (Красноярск), играющий сам на себе, как на скрипке, и развесёлое трио иркутянина Антона Шишкина, и гигантская сколопендра, осваивающая контрабас. Последняя работа оказалась спорной: по итогам работы жюри её автор, Иван Зуев из Тельмы, получил первое место, а вот по «гамбургскому счёту» – решению самих художников – многоногое чудище не попало даже в пятёрку лидеров. Зато почти единогласно скульпторы признали лучшей работой «Качели судьбы» челябинцев Дениса Маханова и Антона Меньшикова: в гамаке, сплетённом пауком-крестовиком, многие норовили покачаться ещё до того, как конструкция была идеально вписана в ландшафт. В официальном зачёте гости с Урала получили третье место.
Иркутянин Руслан Карелов, работавший с двоюродным братом Евгением Мишариным из Забайкалья, создал, пожалуй, самую весёлую композицию. Его «Стрекоза и Муравей» строят отношения совсем не по Крылову: малютка муравей управляет изящным геликоптером с ажурными крылышками с помощью рычагов – усиков на голове у стрекозы. Кстати, на изготовление фасетчатых глаз насекомого мастер потратил целый рабочий день.
Четвёртого места удостоены лидеры прошлогоднего «Лукоморья», барнаульцы Максим Красулин и Сергей Афанасьев. Одна из самых монументальных работ посвящена на сей раз Дюймовочке – крошке, восседающей на трёхметровой высоте, – и её несостоявшимся женихам – от Жука до жабы Брекекекса. По сравнению с предыдущими работами этой композиции, на мой взгляд, не хватило некоей законченности и целостности. Но если уж говорить о «фестивальности» – не было ребят более отзывчивых и готовых помочь любому в чём угодно, чем барнаульская команда.
По стечению обстоятельств или, скорее уж, по сочетанию звёзд все три женщины, участвовавшие в нелёгком мужском труде, носили имя Наташа. Это верная муза и супруга дебютанта фестиваля Алексея Власенко (чистый «ледовик», он весьма тонко изваял с помощью супруги Муравья-мечтателя); иркутянка Наталья Титова, в миру – создатель хосписов и палат для безнадёжных раковых больных, а в «Лукоморье» – соавтор Паука и Бибигона, сконструированных Евгением Мирским. Третья женщина – Наталья Белобородова из Перми – профессиональный дизайнер и ветеран фестиваля. Она работала в паре с ангарчанином Сергеем Зиннером над композицией «Экологическое равновесие» – два скарабея, удерживающие земной шар на краю пропасти. «Весь мир – сами понимаете, что, но все за него борются», – трансформировал идею скульптуры один из гостей фестиваля.
Человек льстит себе, называясь венцом природы. На самом деле, мы лишь маленький тупиковый вид, живём в необъятном мире членистоногих, достойных нашего удивления и почтения. Автор темы нынешнего фестиваля – председатель оргкомитета «Лукоморья» Иван Бутенко – досконально изучил тему в институтские годы, получая образование географа-биолога. Впрочем, и общая тема «Лукоморья» знакома ему не понаслышке: самые первые резные сооружения на заброшенной базе, превращённой им сегодня в образцовый детский лагерь, он создал с помощью одного топора. «Болея» деревянным творчеством, Иван не жалеет на него ни сил, ни средств: при почти полном отсутствии спонсорской помощи он взял на себя все расходы по проведению «Лукоморья» – фестиваля международного масштаба.
Аллея Гигантских Насекомых наряду с аллеями Русских Сказок и Героев Эллады – только этап в создании уникального парка деревянной скульптуры под открытым небом. Не буду раскрывать тему «Лукоморья-2014» – она пока находится в стадии обсуждения. А вот почти полсотни деревянных шедевров уже сейчас доступны всем желающим: село Саваттевка находится всего-то в 25 километрах от федеральной трассы. После 3 июня, с началом летнего оздоровительного сезона, полновластными хозяевами парка-музея станут ангарские и иркутские ребятишки. И тогда работы мастеров можно будет увидеть лишь в межсезонье либо ждать золотой осени, которая придаст светлой ангарской сосне особый шарм.
То, что можно увидеть в «Лукоморье», не найти во всей России. И «Книга рекордов Иркутской области», в которую фестиваль внесён в минувшем году – лишь первый этап признания уникального события, происходящего ежегодно на окраине маленькой Савватеевки.