Сергей Ерощенко: «Запрещать нужно только то, что абсолютно неприемлемо»
Традиционная пресс-конференция губернатора Иркутской области состоялась в рамках ежегодного фестиваля «Байкальская пресса». За круглым столом большого зала правительства собрались журналисты из самых разных территорий Приангарья. Сергею Ерощенко пришлось два часа без передышки отвечать на их вопросы, касающиеся самых злободневных для региона проблем.
Проведение фестиваля журналистского мастерства в некотором смысле должно стать символичным для Сергея Ерощенко. В прошлом году во время такой же пресс-конференции главы региона область узнала, что, собственно, отныне у неё будет другой губернатор. Настало время подводить итоги работы, проделанной за это время.
Конечно, за такой короткий период всех проблем на огромной территории не решишь. Впрочем, едва заступив на свой пост, губернатор говорил о том, что нужно как минимум пять лет, чтобы плоды кропотливой, ежедневной работы стали заметными. Тем не менее консолидированный бюджет региона в этом году увеличен на 25% и впервые превысил отметку в 100 млрд. рублей. Так что вступительное слово Сергея Ерощенко было полно оптимизма.
– Вы видите, какая непростая ситуация сложилась в мировой экономике, – заметил губернатор. – Надо спасать мир от бедности. Иркутская область имеет значение для развития не только нашей страны, но и всего человечества.
Это большая задача, которую в одиночку не решить, даже имея все запасы иркутских недр. Губернатор заметил, что вначале не видел доверия в глазах людей, но теперь у него другие ощущения. Поэтому, когда станет возможным «избавить бюджет от коммерциализации» и ликвидировать «коррупционную составляющую» в лесном, строительном бизнесе и так далее, регион перейдёт в фазу новой индустриализации. Первые шаги сделаны, главное, чтобы они вели в правильном направлении. Например, большие надежды возлагаются на лесную биржу.
– Развивать свою собственную биржу очень долго и трудно, поэтому мы вышли на питерскую товарно-сырь-евую биржу, – заметил Сергей Ерощенко. – Кстати, питерцев было очень сложно убедить, чтобы они вошли в этот проект. Но такой шаг сделан, это необходимо для того, чтобы установить твёрдую цену на лес. Мы не можем позволить, чтобы кубометр продавался на корню по 29 рублей, а потом где-то стоил 300 рублей.
Вопрос от журналистов Мамско-Чуйского района касался, конечно, переселения северных посёлков. Кроме того, люди по-прежнему надеются на возобновление промышленной добычи слюды, которая всё ещё нужна стране. Губернатор ответил, что он был на Маме и представляет себе, в каких условиях там живут. Процесс переселения будет по возможности оптимизирован, хотя всё это очень сложно и требует соблюдения множества формальностей.
«Что касается слюды, я готов поддержать любого предпринимателя, который захочет получить лицензию», – заметил Сергей Ерощенко. Очевидно, пока таких предпринимателей нет, в качестве выхода остаётся переселение.
– Нас вчера провезли по КБЖД в рамках работы «Байкальской прессы», мастер-классы проходили прямо в поезде, – поделилась впечатлениями Марина Полторадядько из Слюдянского района. – Но мы останавливались в деревнях, разговаривали с жителями. Так вот, там нет магазинов, негде купить лекарства, нет фельдшерских пунктов. Люди вынуждены мешками завозить всё необходимое, в том числе медикаменты. Разве это нормально?
– Вы знаете, у нас такая ситуация не только в тех сёлах, о которых вы говорите, – ответил губернатор. – Я недавно был на ИАПО, там вокруг современнейшего производства тоже не видно расцвета социальной сферы. Нет ни ресторанов, ни фонтанов, ни нормальных аптек, всё очень скромно. Что уж говорить о глубинке? Разрабатываем проекты модельных быстровозводимых клубов, садиков, фельдшерских пунктов, чтобы повысить их доступность в конечном счёте. Нужно восстанавливать инфраструктуру, но необходимы время и работа над идеологией.
Коллег из Тайшета волновало, будет ли построена в городе анодная фабрика в два раза мощнее запланированного производства. Никто не верит в добрую волю корпорации «Русал», продвигающей проект и обещающей сделать его экологически чистым. По мнению журналистов, на это у корпорации просто «нет денег».
– Никто не обращался в правительство региона с предложением о строительстве такого завода, – попытался успокоить общественность губернатор. – Я буквально на днях общался с Олегом Дерипаской. Насколько я знаю, «Русал» действительно анализировал такие возможности, но решение не принято. Ну а что касается денег, мне кажется, они у корпорации есть. Идёт проработка нескольких проектов. Но я не думаю, что анодный завод – реальная перспектива.
– Как вы считаете, возможны ли досрочные выборы губернатора? Будете ли вы в них участвовать? – последовали вопросы из политической сферы.
– Я сразу сказал, что буду, – без тени колебания ответил губернатор. – Будучи беспартийным, я возглавил «Народный фронт» и готов пойти на выборы, уверен, что народ меня поддержит. Конечно, тяжело в губернаторском кресле, режим работы очень сложный. Но я себя чувствую абсолютно комфортно.
Следующий вопрос касался политической ориентации Сергея Ерощенко. Как известно, он пришёл в публичную политику как сторонник правой идеи, а сейчас возглавляет список «Единой России» на выборах в Законодательное Собрание. Вопрос главу региона не смутил, и он ответил, что это объясняется очень просто.
– Всё, что я декларировал на тех выборах, говорю и сегодня. Попробуйте найти противоречие. Но политика – это тоже борьба, и нужно быть результативным. Перед жителями Иркутской области я готов отвечать за свои результаты, в том числе и политической деятельности. В России, по сути, ещё нет политических партий, только происходит формирование политической системы страны, и очень многое зависит от личности, так же как в экономике. Без ложной скромности могу сказать, что роль губернатора в инвестиционном процессе любой территории фактически основная. Мне важно, чтобы нас услышала и поддержала большая часть жителей региона. Надеюсь, всей своей жизнью доказал, что я – личность целостная, патриот России и Иркутской области.
Пожалуй, непростым для главы Приангарья, который всегда подчёркнуто отказывается публично применять элементы давления и говорит, что нам нужна совесть, а не политическая воля, стал последний вопрос, поступивший от главного редактора «Восточно-Сибирской правды», руководителя регионального отделения Союза журналистов России Александра Гимельштейна. Он напомнил о том, что последние дни мая региону довелось прожить в условиях «особого правового режима», когда ради последнего звонка в иркутских школах магазины три дня не продавали алкоголь, выполняя пос-тановление областного правитель-ства. «Сухой закон» нам предстоит пережить и во время грядущих массовых праздников – Дня города и Дня защиты детей, хотя День ВДВ почему-то останется вне всякого режима.
– Я понимаю, что эта мера находится в зоне критики, – признал дву-смысленность положения Сергей Ерощенко. – Запретами проблему не решишь, скорее, наоборот, усугубишь. Поэтому запрещать нужно только то, что абсолютно неприемлемо. Мы за последнее время не только не сформировали культуру потребления алкоголя, но и разрушили то, что было. Поэтому нужно как-то ограждать наших детей от негативных явлений. Надеюсь, статистика нас защитит и подтвердит правоту этого решения.
В рамках «Байкальской прессы» уже второй раз проходил слёт юных журналистов. На этот раз несколько ребят получили возможность принять участие в настоящей «взрослой» пресс-конференции. Самый весёлый вопрос задал юный корреспондент газеты «Школьный вестник» из Осы. Он поинтересовался, как бы отреагировал Сергей Ерощенко, если бы его ребёнок заявил о том, что выбирает для себя профессию журналиста.
Губернатор вежливо ответил, что вполне уважает журналистов и вообще любит людей, обладающих способностями, которых нет у него самого. А на чужой выбор Сергей Ерощенко старается не давить. Конечно, если дело не касается алкоголя или других вещей, «абсолютно неприемлемых». И добавил, что гордился бы, если бы его сын или внук выбрал профессию журналиста.