Энергоэффективная незадача
Жильцы иркутских теплосберегающих домов подают в суды на проектировщиков
Создавать в Иркутске только энергоэффективные дома призывают проектировщиков эксперты из областного Союза строителей. К 2016 году потребление тепла в иркутских новостройках нужно снизить на 15%, замечают они. Компаниям, которые «дискриминируют энергоэффективность», обещаны серьёзные неприятности. Но проектировщики делятся своим мнением о навязываемом тренде: чем эффективнее дом, тем хуже в нём живется человеку.
Наивысший класс
В Иркутске под эгидой регионального Союза строителей 21 мая состоялся круглый стол, где обсуждались проблемы энергосбережения. Как выяснилось на мероприятии, тема, к которой в последнее время с завидной регулярностью возвращаются госорганы (выпускаются различные нормативно-правовые акты, программы), пока не пробудила интерес среди иркутских строительных и проектных организаций. Участие в круглом столе приняли не более 15 человек – эксперты, проектировщики и игроки строительного рынка.
Гендиректор исполнительной дирекции Союза строителей Сергей Вахонин сообщил застройщикам и проектировщикам о неизбежном: государство требует (уже в рамках законов) снижать потребление тепла в новостройках или реконструируемых зданиях. К примеру, в приказе Минрегиона РФ №161 (вышел ещё в 2011 году. – Прим.) установлены классы энергоэффективности для строящихся домов. Наивысший класс – «А», потом идут «В++», «В+» (повышенные), «В» (высокий). Класс «В» с 2013 года стал базовым, согласно его требованиям потребление тепла должно составлять в эффективном доме 19,05 гигакалорий на квадратный метр. Уже к 2016 году нужно добиться «минус 15%» от этого базового показателя.
«Мы должны получать новое жильё высокого класса энергоэффективности. Наивысшего класса. Мне довелось видеть многие строения. Всё это – попытки построить такие дома. К сожалению, в большинстве случаев застройщики не понимали, что они делают. Самое главное – отсутствует как такового понимания, что такое энергоэффективное помещение. Идёт путаница в понятиях «умный дом», «зелёный дом» и так далее», – замечает Вахонин и отсылает для ликбеза своих коллег к упомянутому приказу Минрегиона.
Тем не менее представители Союза строителей Иркутской области дают положительную оценку новым проектам иркутских застройщиков по итогам прошлого года. Почти все из них попали в базовый класс «В». Лишь единичные случаи – «В++», «В+». Проектов класса «А» вообще не существует. Перспективы достичь в Иркутске, а тем более по области, показатели выше, чем «В», сейчас туманны, считают эксперты общественной организации. По словам Вахонина, Союз строителей изучил ситуацию на рынке проектных услуг и пришёл к выводу, что местные организации пока работать в новом направлении не собираются: «Сегодня существует мало проектных компаний, которые философию энергосбережения закладывают в свою продукцию и предлагают её для строителей».
Однако именно проектировщики должны стать основными идеологами тренда на энергоэффективность, уверен Вахонин. Правда, при этом он соглашается, что будущие «идеологи» находятся в весьма стеснённых условиях: все проектирующие компании напрямую зависят от воли (и инвестиций) заказчиков строительства. Но это не должно мешать их миссии – создавать объекты нового класса, ведь проектные организации могут опираться на букву закона, считает эксперт. «Проектировщик понесёт большую ответственность, если сделает некачественное жильё», – сообщает он, также опираясь на букву закона.
Механизм проверки исполнения этого закона следующий: информацию по эффективности или неэффективности построенных домов будет собирать специально установленная в них система энергоучёта. Каждый дом обязан подтверждать свой статус на протяжении пяти лет – расход тепла должен соответствовать утверждённым нормативам.
Тут же, на круглом столе, те, кому отвечать за качество жилья, получили нехитрые рецепты энергоэффективности – изоляция стен, окон, инженерное оборудование квартир системами учёта потребления теплоэнергии. «Системы поквартирного учёта энергии (в том числе по горячей и холодной воде) в новом доме нужно проектировать заранее. Это позволит реально изменить ситуацию по энергопотерям», – уверены эксперты Союза строителей.
Один из них, Евгений Вахонин, не упустил возможность рассказать потенциальным клиентам о продукции компании, гендиректором которой является. Речь идёт об индивидуальной системе учёта теплоресурсов. Если по учёту потребления холодной и горячей воды в квартирах сейчас проблема решается (более или менее стал складываться и рынок предложений, и отношение управляющих компаний к этому вопросу), то с учётом тепла в Иркутске ситуация неоднозначная. «Раньше всё жильё строилось фактически с одной системой отопления – вертикальной. Сейчас пятьдесят на пятьдесят: и горизонтальная, и вертикальная. Для горизонтальной системы метод уже отработан: устанавливается индивидуальный прибор учёта тепла. Вопрос по вертикальной системе пока остаётся открытым», – отмечает Евгений Вахонин. Он предлагает использовать интеллектуальные счётчики-распределители от крупного датского производителя, которого представляет в регионе. Со слов Вахонина, через радиосигнал со всех счётчиков данные дистанционно собираются, обрабатываются и передаются в единую сеть – управляющей компании или ТСЖ. Отчёты поступают как по индивидуальному потреблению тепла в каждом помещении собственника, так и по общедомовому.
При монтаже прибора не требуются ни отключение системы отопления, ни сварочные работы. Каждый индивидуальный распределитель тепла крепится на отопительный прибор, все они программируются и заводятся в единую систему.
Агитировал за датские технологии и гендиректор Союза строителей. По словам Сергея Вахонина, новой системой учёта тепла в России пользуются уже 11 городов, среди них крупные сибирские – Омск, Новосибирск. В Иркутске в качестве пилотных проектов запустили на новом оборудовании три построенных дома – по улицам Байкальской, Багратиона и Советской. По Байкальской система отработала уже два отопительных сезона, по остальным улицам – по одному сезону. «Экономия тепла составляет в этих домах около 20% от норматива – оптимизированы потери энергоносителей; если есть какие-то аварии, то в реальном времени мы можем видеть, что произошло с тем или иным отопительным прибором. Есть возможность известить собственника о состоянии отопительного прибора, о необходимости проводить его диагностику», – заметил представитель Союза строителей Иркутской области. Получат управляющие компании, которые, как правило, образуются при строительных организациях, и ещё один бонус за счёт интеллектуальной системы – не будет проблем со снятием показаний внутриквартирных счётчиков.
Аудитория к предмету обсуждения отнеслась скептически: домовые и квартирные нужды разделять нет необходимости, теплопотери прибором не учитываются, а значит, стоимость тепла будет дороже для всех, прозвучали мнения из зала. «Мы потребим тепла столько, сколько нас заставят. Если можно просчитывать реальное потребление в квартирах, то в подъездах невозможно – там стоит по одной картонной двери вместо положенных двух и ещё тамбура в придачу. Все теплопотери выходят через такие картонные двери. И тут же приборы висят», – заметили участники круглого стола.
Сергей Вахонин не согласился: он опять заверил, что всё в руках проектировщиков. Они должны «доводить дома до состояния», которое бы позволило сокращать потребление гигакалорий. «Можно запроектировать и не очень хороший дом, можно даже исполнить проект. Так за один год с класса «В» мы можем свалиться в класс «С». Другой вопрос – кому мы потом передадим в эксплуатацию то, что напроектировали и настроили?» – призвал он к «философии энергосбережения» и предложил не забывать про хорошие ограждающие конструкции, тёп-лые двери, тамбуры и окна.
Грибы на окнах
Притча во языцех – энергоэффективные окна – стала темой доклада вице-президента Партнёрства товаропроизводителей и предпринимателей Анд-рея Ефимова. Он, кстати, представляет фирму-производителя оконной продукции.
По словам Ефимова, окна занимают в общем рейтинге «слабых мест» здания по теплопотерям далеко не последнее место. Поэтому и призывает он не экономить на установке дорогих стеклопакетов. Разница в стоимости окна с низкой теплопередачей по сравнению с обычным стандартным окном размером более 2 квадратных метров – 150–200 рублей. При сравнении с более дорогими и эффективными вариантами толщиной до 70 мм разница в цене уже солидная – в 1 тысячу рублей.
«Правда, если мы поставим высокоэнергоэффективные окна, но не решим проблемы вентиляции, то эффективность проекта падает: придётся проветривать помещение», – признаётся эксперт. Тем не менее к этим энерго-сберегающим технологиям, которые на рынке существуют уже с десяток лет, прибегают потребители (как частные компании, так и муниципальные, бюджетные учреждения) редко.
Объясняет это Ефимов не только желанием сэкономить. Генподрядчики и застройщики не заинтересованы в реальной экономии энергии при эксплуатации зданий. Он предлагает ввес-ти «механизм наказаний» для застройщиков и проектировщиков, отказывающихся от применения новых технологий. А также стимулировать суб-
сидиями, налоговыми льготами граждан и организации, которые энергоэффективностью не пренебрегают.
Проектировщики к таким предложениям равнодушными не остались. Так, главный инженер «Иркутскгипродорнии» Ирина Антипова сообщила о том, что нормы, установленные в приказе Минрегиона, не более чем «словоблудие», выполнять которое реально у проектировщиков нет возможности. При строительстве энергоэффективных домов в Иркутске компании уже столкнулись с судебными делами, по которым выступают ответчиками. «Чем более энергоэффективным делаем мы дом, тем хуже в нём воздух по санитарно-гигиентическим показателям. Люди покупают квартиры, которые потом стоят по полгода пустые – всё закрыто, всё эффективно. Но заезжает туда жилец, а там грибок. Естественно, собственник подаёт в суд на проектировщика», – сообщила Антипова.
Она поделилась мнением, которое сегодня бытует уже не только среди проектировщиков, но и других участников строительной отрасли, – в энергоэффективном доме ухудшаются условия жизни людей. При закрытых окнах вентиляционные системы и вытяжки в домах сегодня не работают, так как конструируются они по устаревшим на 100% нормам, замечает инженер. Как решить эту проблему в многоквартирных домах, пока непонятно. В коттеджах возможно применять приточную вентиляцию, но это неизбежно приведёт к росту потребления электроэнергии, да и затраты на эксплуатацию дома увеличатся. «И получается: чем лучше окно, тем хуже для людей – дышать в квартире нечем. Мои знакомые живут в европейской части России, у них пластиковые окна. Заезжая в дом, они подписывают бумажку, по которой обязуются три раза в день открывать окна на 15 минут. И за этим следят консьержи, так как в доме при пластиковых окнах нет нормальной вентиляции», – рассказывает Ирина Антипова.
Строительные и проектные компании добавляют и последний веский аргумент в свою пользу – новые затраты на решение проблем, связанных с энергоэффективными технологиями, застройщики будут вынуждены включить в стоимость квадратного метра. В нужду строительных организаций не поверил Сергей Вахонин: «Мы всегда говорим о стоимости. Может, лучше поговорим о себестоимости? Я вам рекомендую умерить аппетиты своих инвесторов: 50–60 тысяч рублей за квадратный метр – реально такой стоимости нет. Не хочу лезть в чужой карман, но надо делать качественное жилье».
Проектировщикам и застройщикам пообещал он напоследок организовать проверку новых объектов на предмет соответствия классификации энергоэффективности. Таким образом, по словам Сергея Вахонина, «словоблудие выльется в предписания».