В гостях у «Редкой птицы»
Всем нам снятся сны: у кого-то они яркие, красочные, жизнерадостные, а у кого-то наоборот – мрачные и даже пугающие. Но, безусловно, сон – это отражение нашего сегодняшнего душевного состояния, событий и переживаний прошедшего дня, во снах мы ищем ответы на многие свои вопросы, ждём предсказаний и предостережений. «Сон Пьеро» – новый спектакль, представленный на суд зрителей артистами иркутского театра марионеток «Редкая птица». Премьера спектакля состоялось в музее-усадьбе В.П. Сукачёва.
Марионетка – разновидность театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей. Первые упоминания о кукольном искусстве связаны с празднествами в Египте. Женщины ходили из деревни в деревню в сопровождении флейтиста, несли в руках небольшие, сантиметров 30–40 высотой, статуэтки и приводили их в движение с помощью специальных верёвочек. Особого развития театр марионеток достиг в Италии. В России первое знакомство с марионеточными театрами относится к середине XVIII в., когда немецкие «показыватели» неизвестных доселе кукол посетили обе столицы. Поначалу этих кукол называли «выпускными», но вскоре в русский язык окончательно вошло слово «марионетка».
Как тогда, в далёкие времена, так и сейчас актёры обходятся минимальной площадью. Посередине главного экспозиционного зала музея стоит высокий стол, обтянутый чёрной тканью, за которым и помещаются все сокровища театра: куклы, декорации, реквизит. Сценическое пространство и зрительный зал находятся в шаговой доступности и ничем не отделяются друг от друга, что создаёт эффект соучастия зрителя в судьбах персонажей спектакля.
Главное действующее лицо пьесы – марионетка Пьеро, безнадёжно влюблённый в Луну, он хочет соединиться с ней, лишив себя жизни, ему пытается помочь в этом странная пара – Джентльмен в маске и мадемуазель Кали. Но у Пьеро есть способ лучше: его знакомый алхимик Доктор Фатум при помощи философского камня может отправить влюблённого на Луну, взамен получив для себя бессмертие. Всё было бы хорошо, если бы не чёрт – Бес покоя, частый гость мыслей Доктора Фатума и остальных участников пьесы, который делает выгодные предложения за исполнение загаданных желаний.
Всего в спектакле восемь персонажей (Пьеро, Доктор Фатум, Джентльмен, мадемуазель Кали, Бес покоя, Луна и Говорящая скамейка), с которыми прекрасно справляются две женщины – замечательные актрисы Октябрина Титенко и Яна Почекунина. Одновременно на сцене могут находиться до четырёх кукол-марионеток. Меняя голоса, интонации, самих действующих лиц – кукол, декорации, актриса Яна Почекунина быстро перевоплощается из прекрасной мадемуазель Кали в коварного Беса покоя, перенося своих зрителей с ночной улицы Парижа в комнату алхимика с множеством непонятных астрологических схем и различных пробирок. «…Это нелегко, кроме того текст сам по себе довольно сложен. Диалоги и монологи построены на игре слов, ассоциациях», – говорит Яна.
Всё необходимое для кукольных представлений участники театра «Редкая птица» делают сами. «Все куклы сделаны нашими руками. Головы – из папье-маше, туловища – из ткани. Мы же готовим декорации. Делаем это в свободное время, ведь театр – это наше увлечение, хобби», – рассказывает Яна.
К тому же и материал для сценического воплощения свой, авторский. Неизменный автор пьес театра «Редкая птица» Игорь Тихий тесно сотрудничает с коллективом с самого его основания (2008 г.), среди совместных работ – «Собака Баскервилей», «Арлекин, Пьеро и другие», «Гамлет, Гамлет», «Калиф-аист», «Калиф и Мутабор» и другие спектакли.
Несмотря на то, что существует театр сравнительно недолго, у него есть своя публика, настоящие поклонники. Рядом со мной сидела женщина с сыном, который с чрезвычайным интересом наблюдал за действием спектакля, более того – мальчик активно высказывал свои предположения и размышления при виде обновившихся декораций и появлении новых героев спектакля.
– Мы с большим интересом пришли посмотреть этот спектакль. Сын попросил даже пропус-тить занятия в школе, чтобы попасть сюда, – говорит зрительница спектакля, – Мы смотрели спектакль «Калиф-аист» и вот пришли снова.
Романтическо-детективная, философско-психологическая, надуманно-чудаковатая пьеса затрагивает многие острые аспекты нашей жизни: это и лицедейство, и наивность одних и умелое использование этого другими, и греховность, и удачливость, и мистичность… Но всё равно в конце кукольного представления становится ясно, что всё в этом мире происходит ради любви. «За Луну, которая всегда одинока и недостижима», – говорят действующие лица спектакля. «За Любовь!» – сказала бы я.
– Актёры театра «Редкая птица» – наши давние друзья, – говорит научный сотрудник музея-усадьбы Сукачёва Ася Волкова, – на нашей сцене они показывают уже не первый свой спектакль. Сегодня у артистов премьера! По-моему, спектакль удался, мне было крайне интересно наблюдать за действиями актёров.