Шутить изволите?
Для начала нужно признаться: всё время кажется, что однажды журналисты Иркутска перестанут делать ошибки, подменять понятия, использовать малознакомые термины, что называется, «от балды» – и писать будет не о чем. Но стоит открыть газеты или пролистать несколько сайтов, и лёгкая паника проходит без следа – без работы, увы, не останемся. Как вам, например, фраза из свежего выпуска «Областной газеты»: «Приземлившись в аэропорту Киренска, глава региона сразу провёл совещание с мэром Киренского района Петром Неупокоевым, в рамках которого обсуждались вопросы…». В рамках совещания или в рамках мэра? Вопрос без ответа…
Сочинение ко Дню Победы
Не совсем честно включать в обзор СМИ слова, гуляющие по страницам разных изданий с лёгкой руки пресс-службы. Однако упустить такой случай тоже нельзя, потому что журналист – даже выполняя в программе Microsoft Word операции «копировать – вставить» – должен задумываться над тем, что он делает. «Областная газета», например, в репортаже Равили Фаттаховой «В Приангарье отметили 68-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне» цитирует, не меняя ни слова, абзац из пресс-релиза, завершающийся словами: «Труженики полей вырастили 500 млн. пудов зерна». Производим простейшие арифметические действия и выясняем, что 500 млн. пудов – это
8 млрд. килограммов, или 8 млн. тонн зерна. Если разделить это число на четыре военных года, то получается, что в среднем в 1941–1944 годах (урожай 1945 года был уже послевоенным) в Иркутской области собирали 2 млн. тонн зерна. Даже если посчитать за пять лет – 1,6 млн. тонн.
Реальны ли эти цифры? Увы, вряд ли. В последние несколько лет во всей стране собирали от 70 до 94 млн. тонн, а Иркутская область вовсе не «житница». Сейчас – при обилии техники и достаточном количестве ГСМ – область собирает 500–600 тыс. тонн, то есть в 3-4 раза меньше, чем в 1941–1945 годах, по версии автора пресс-релиза. Либо прогресс прекратил своё течение, либо мы чего-то не понимаем. А понять нужно вот что: в войну в сельском хозяйстве Приангарья было очень и очень трудно. Мужчин призвали на фронт, сократилось количество тракторов и комбайнов, лучших лошадей тоже забрали в армию. В книге «Экономика Иркутской области» (т. 2, НИИ экономики Восточной Сибири, Иркутск, 1999 г.) авторы сообщают: «Колхозы и совхозы за время войны сдали государству в фонд обороны 800 тысяч тонн зерна, 150 тысяч тонн картофеля и молока, 44 тысячи тонн мяса, 1,5 тысячи тонн шерсти». Здесь, видимо, и есть источник ошибки – кто-то ради красного словца перешёл на устаревшие единицы измерения, разделил, получил 500 тысяч пудов и увеличил полученное число в 1000 раз.
Не отстают от коллег и журналисты «Восточно-Сибирской правды». Ольга Макарова в статье «Победа глазами иркутян» пересказала своими словами несколько ветеранских историй. Пересказ получился довольно свободным: «Для большинства военных в мае 1945-го война закончилась, для Афанасия Артемьева только началась. В августе того же года начался военный конфликт с Северной Кореей». Увы,
8 августа 1945 года советские войска вступили в войну с Японией, Корея же была колонией и самостоятельной роли в войне не играла. Кстати, северокорейское направление боевых действий – в силу сложности рельефа и удалённости – было абсолютно второстепенным. Корея разделилась на Северную (Корейская Народно-Демократическая республика) и Южную (Республика Корея) 9 сентября 1948 года – через три года и одну неделю после подписания акта о безоговорочной капитуляции Японии. Более того, Северная Корея была создана при прямом участии СССР и до сих пор остаётся своего рода заповедником «холодной войны».
На фоне этого промаха разглядеть ошибку в следующем предложении довольно непросто, но она там есть: «Ещё одного иркутянина, Александра Селезнёва, известие о победе застало у восточных берегов страны на корабле, который доставлял продукты и необходимые фронту товары из Соединённых Штатов Америки». Если вы её не нашли, не расстраивайтесь: мало кто считает это важным, но корабль может быть только военным, и такие корабли для перевозки грузов не предназначены. Вся водоплавающая гражданская техника (достойная этого по своим размерам) именуется судами.
Мы краеведение обошли по краю
Кому-то может показаться, что автор этого печального обзора стремится без особого повода затравить РИА IrkutskMedia, но клянусь пишущей машинкой – это не так. Просто коллеги отправляют ссылки на свои материалы многим журналистам, а глаз сам цепляется даже за короткие заголовки. Ну как можно пройти мимо такой роскоши: «Бывший глава администрации Янгелевского района признан судом виновным по статье 293 УК РФ «халатность» и заплатит штраф почти 200 тысяч рублей». Что главу признали виновным и приговорили к штрафу – это печально, а смешно тут появление Янгелевского района без предшествующей длинной и тягомотной работы в комитете по государственному строительству Законодательного Собрания. В Иркутской области 33 муниципальных образования со статусом муниципального района, но посёлок Янгель райцентром не является, он входит в состав Нижнеилимского района. О чём редакции РИА известно – дальше в тексте об этом говорится.
Впрочем, судя по заголовку «Памятные монеты «Солнечные системы» могут приобрести жители Иркутской области», у кого-то в редакции имеется воспетая Сергеем Чиграковым «тяга к завышению». Звезда по имени Солнце во всей Вселенной одна-одинёшенька, и Солнечная система, разумеется, тоже одна. Идея множественности миров уже не считается еретической, и на костре за неё не спалят, однако же трудно представить монетные дворы, чеканящие монеты с изображением «пыльных тропинок далёких планет», названия которых землянам ничего не скажут. Чтобы было не так обидно, заметим, что та же самая страсть к преувеличениям наблюдается и у других изданий и сайтов. Некий информационный ресурс GazetaIrkutsk.ru (ГазетаИркутск.ру) в заметке «Мэрия Иркутска хочет вернуть в школы инспекторов по делам несовершеннолетних» пишет как о деле абсолютно реальном: «До недавнего времени в учебных заведениях существовал штатный инспектор ПДН, который в лицо знал всех учеников…».
Позвольте не поверить: средняя наполняемость школы, работающей в одну смену, – несколько сотен человек, в две смены – как минимум пара тысяч. По сведениям легендарным (и уже в силу этого подозрительным), Александр Македонский знал по имени каждого своего воина – так на то он и выдающийся полководец. Надо полагать, тогда и имён-то было не слишком много. Заподозрить в талантах столь же выдающихся рядовых инспекторов не даёт криминогенная обстановка в области и стране: отчего бы людям с такой памятью не запомнить в лицо всех наркоторгоцев и просто здороваться с ними каждое утро, доводя до истерик и ранних инфарктов? А знать в лицо каждого ученика – да зачем? Достаточно знать тех, кто создаёт проблемы.
Информационно-аналитический портал Сибинформ.com и газета «МК Байкал» тоже прошлись по краеведению и тоже слегка «завысили оценку». Рассказывая о предстоящем старте второго сезона проекта «Прогулки по старому Иркутску» (кстати, 21 мая в 18.00 у памятника Александру III ждут всех желающих принять участие), портал и газета привычно отрапортовали: «Первую уличную прогулку «Городской голова и первый председатель думы Михаил Сибиряков» проведёт кандидат исторических наук, доцент, руководитель лаборатории городского развития и социальных инноваций МИЭЛ ИГУ Мария Плотникова, – рассказали в пресс-службе». У клуба молодых учёных «Альянс», считающегося организатором «Прогулок» (считающегося – потому что в реальности там слиты усилия многих людей и структур), отродясь не было пресс-службы: за весь пиар отвечает один человек – президент клуба Алексей Петров. Кажется, единственной общественной организацией с настоящей пресс-службой в Иркутске была «Байкальская экологическая волна».
Словно мухи тут и там…
Обсуждение предвыборных раскладов, временных коалиций и планов на ближайшую перспективу – занятие, безусловно, увлекательное, но в Иркутской области (о других регионах судить не будем) довольно бессмысленное. Только привыкнешь к мысли, что столп партии Икс, гражданин А, пойдёт на выборы во главе партийного списка, как он уже перешёл в партию Игрек и даже комментирует ситуацию от её имени. Агентство «Альтаир», участвующее в марафоне предсказаний с особенным увлечением, на минувшей неделе собрало некоторое количество комментариев к новости, которую вполне можно назвать сенсационной: известный иркутский общественный и политический деятель, доктор юридических наук и экс-депутат Законодательного Собрания Сергей Шишкин войдёт в областной список партии «Справедливая Россия» и займёт в нём вполне проходное третье место.
Придерживаясь принципа равного уважения ко всем участникам выборов и полного нейтралитета, можно было бы пропустить это сообщение как вполне рядовое – до выборов далеко, то ли ещё увидим! Можно было бы, если бы не комментарий другого политика (и возможно, кандидата от партии «Демократический выбор»), Сергея Беспалова: «С местными лидерами «Единой России» у Шишкина давний и глубокий конфликт. Через самовыдвижение, даже в родном Черемхове, пройти не дадут — везде административные кордоны. ЛДПР для него слишком эпатажна, КПРФ всё же на обочине системы». «О-ля-ля, не слишком ли громко сказано?!» – говорил в таких случаях главный герой мультфильма «Пёс в сапогах». ЛДПР в Иркутской области перестала быть эпатажной примерно в то время, когда региональное отделение возглавила Нина Чекотова, то есть уж лет пять назад, и с тех пор ни одного скандала, ни одного неосторожного слова от членов партии никто не слышал. А уж назвать КПРФ «обочиной» – и вовсе ни в какие ворота не лезет! Два депутата Государственной Думы, пять депутатов Законодательного Собрания, несколько десятков депутатов районных, городских и местных Дум, второе по численности региональное отделение – если уж это «обочина», то характеристику для «Справедливой России» и подобрать-то трудно. Хотелось бы пожелать экспертам и политологам сдержанности в оценках, а то к выборам цензурных эпитетов может и не остаться в запасе.