издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Методом тыка»

Управляющие компании выстроятся в рейтинг

  • Автор: Лариса ШЕЛЕХОВА

Рейд начался многообещающе: журналистов завели в подвал дома №66 в микрорайоне Первомайский. В сумраке подземелья нашлось ещё несколько человек – представители управляющей компании и «Содружества ЖКХ». Всем предстояло оценить, как живётся дому №66. Это был первый объект, который саморегулируемая организация (СРО) «Содружество ЖКХ» выбрала «методом тыка» и проверила, чтобы составить рейтинг управляющих компаний Иркутской области. Но из осмотра подвала, подъезда и разговора с жильцами выходило, что публичный рейд прошел по одному из самых благополучных домов спального района. А если так, то какой же это рейд?

Гости подземелья

Рейтинг управляющих компаний – вещь вообще-то не новая. «Топы» уже составлялись по итогам 2010 и 2011 годов. Тогда первые места среди «крупняка» заняли Южное и Северное управления жилищно-коммунальными системами (ЖКС) соответственно. Интересно, что в каждой категории (в зависимости от площади жилфонда) были названы лидеры, а вот имена аутсайдеров остались неизвестными. К тому же сколько баллов набрал тот или иной участник по конкретным критериям, тоже было загадкой. Так что сделать вывод о том, кто насколько лучше или хуже и почему, собственники не имели шансов. В этот раз рейтинг, казалось, станет более понятным, а его процедура – более прозрачной. На первый рейд по домам Западного управления ЖКС организаторы позвали журналистов. 

Брифинг глава управляющей компании Антон Щелкунов предложил провести прямо в подвале, в элеваторной (только там он смог разогнуться в полный рост). Гости недоверчиво заглянули в дверь, но предпочли  низкие потолки.  «Элеваторный узел – это сердце дома. Здесь начинается проверка», – заметил один из проверяющих, приглашая всё же зайти в «сердце». Отсюда, сказал он, в батареи и краны квартир поступает горячая и холодная вода, а по канализации выходит обратно из дома. «Сердце» раньше иногда «шалило», но теперь претензий у жильцов нет. Сейчас здесь установлены современные счётчики, которые передают на экран инженеру УК все показатели в режиме онлайн.  «В прошлом году на этом доме делали освещение на 20 тысяч руб-лей. Где это?» – вклинился Щелкунов, поглядывая на лампочки накаливания, на которые гости то и дело натыкались головами. 

Увлечённые проверкой, другие участники не обратили на него внимание, рассказывая о важности подвала в доме. «Подъезд – это всего лишь ваш фасад! – сообщил инженер ООО «Вампиловский» (подрядчик Западного управления ЖКХ) Владислав Фаталин. – А если, не дай бог, зимой случится какая-то авария в элеваторном узле, инженерных сетях, будет катастрофа. К ремонту подъезда нужно подходить только после того, как все сети в подвале приведены в порядок. Ведь если рванёт труба, то от пара весь ремонт в подъезде отвалится».  К тому же нормальная работа элеваторного узла позволила жильцам дома сэкономить 200 тыс. рублей за прошлый год. На эти деньги уже будет ремонтироваться подъезд, к примеру, будут заменены окна.

Когда стало ясно, что в подвале особо придраться не к чему, возник вопрос: «А как был выбран дом?» «Методом тыка. Да нет проблем, в любой дом зайдём. Показывайте пальцем!  В подвалах везде, как здесь», – сказал Фаталин. Коммунальщики заверили, что это не образцово-показательный дом: имеются даже долги, правда, лишь 150 тыс. рублей на всю пятиэтажку. Есть, конечно, и те, кто накопил по 1-1,5 млн. рублей. «Бешеные долги», по словам представителей УК, у общежития 38а в Первомайском,  хотя и там инженерные системы поддерживаются в рабочем состоянии. «Объекты, что называется, тушите свет!» – пошутил один из участников рейда. В этот момент кто-то другой  задел головой «лампочку Ильича» – подвал потонул во мраке.

На «отлично» 

Сам Щелкунов своей компании поставил бы за работу «отлично»

Выбор для проведения рейда Западного управления ЖКС в «Содружестве» пояснили просто: у компании самый крупный жилфонд на обслуживании в Иркутске – 615 домов, или 44 тыс. квартир. Оценивать эксперты саморегулируемой организации будут в первую очередь состояние инженерных сетей. Это занимает основную долю баллов. Остальное менее значимо, но тоже важно: состояние перил, окон, пролётов, фасада, благоустройство. «После подсчёта баллов мы сможем оценить качество обслуживания», – сказала заместитель генерального директора СРО «Содружество ЖКХ» Надежда Решетова. Проверки пройдут у всех участников организации – это около 80 компаний по Иркутской области. В течение года эксперты съездят и осмотрят по десять домов от каждой УК вне зависимости от объёма обслуживаемого жилфонда. «Объекты мы выбираем методом тыка», – тоже подтвердила Решетова.

Сам директор Западного управления ЖКС не смущаясь заявил, что своей компании поставил бы «отлично». «Сейчас у нас все дома в хорошем состоянии. Был неликвидный фонд – малоэтажные дома, от которых мы отказались. Нам проще так, чем нести убытки и получать замечания на проверках», – заявил Антон Щелкунов. Собираемость коммунальных платежей в домах УК в прошлом году составила 99,2%. Но если замечания при проверке найдутся, то, обещал Щелкунов, «будет повод поработать над собой». В дополнение УК похвалил генеральный директор ООО «Техконтроль»  Александр Каменев. Сказал, что около трети домов имеют электронные паспорта и готовятся приступить к созданию энергопаспортов. Сам дом тоже оценил высоко, отметив, что там «выполнены ремонты согласно ГОСТ и СНиП». 

«Критических объектов у Западного управления нет. Есть проблемы, которые устранимы за месяц-полтора», – заключил специалист. У жильцов, по словам представителей УК, тоже появляются жалобы «на разное». «Но за последние полгода жалоб стало гораздо меньше, – сообщил Щелкунов, – потому что работать начали лучше, стали обращать внимание на просьбы жителей. А как раньше было – не могу сказать. Я как раз полгода работаю».

Импровизация в подъезде 

В подъезде  было чисто и сухо. Без особых излишеств вроде горшков с цветами, тюля на окнах и репродукций на стенах, зато свежевыкрашено. Этого проверяющим было мало. «Видите, тут провода проложены, а кабель-канал рядом!» – сокрушался Щелкунов. «Надо их туда обратно засунуть, – ответил Каменев. – А для начала обрезать. Ведь специально для них кабель-канал прокладывали. У меня слов нет!» Возмущение было искренним: интернет-провайдеры действительно заходят в дома вопреки  правилам и ставят своё оборудование, не пользуясь общим, которое специально для этого и установлено. В итоге губят стены после ремонта. Ничего, кроме лишних проводов в подъезде, у проверяющих возмущения не вызвало. 

Проплыв мимо слегка покорёженных почтовых ящиков, группа отправилась на поиски жильцов. Здесь их настигла импровизация. Готовая к общению старшая по подъезду оказалась на работе, но хотела похвалить УК по громкой телефонной связи. Журналисты настояли на «живых» жильцах и пошли стучать в двери. Третья попытка оказалась удачной. В проёме двери показался мужчина в халате.  «Давайте не будем фотографироваться!» – жилец проскользнул обратно за железную дверь и уже оттуда заверил, что в его подъезде «всё нормально», замечаний, как и предложений, к управляющей компании нет. «Бывает, только свет отключают, особенно ночью, – разговорился мужчина. – У меня просто часы электрические, просыпаюсь – а они по нулям». «Ну, это уже не совсем к управляющей компании…»  – ответили гости и двинулись дальше.  

Незнакомым людям открыла пожилая женщина. На вопрос: «Нравится ли обслуживание УК?» – та ответила: «Пока да, а там посмот-рим». «Нам бы земли только привезли, чтобы цветочки посадить, а больше ничего и не надо», – улыбнулась соседка, окончательно подтвердив общее благополучие дома. Подсластить сцену вызвался один из представителей УК: «Обычно ближе к первому июня привозим землю и песок». После этого оценка «отлично» напрашивалась сама собой, но в «Содружестве ЖКХ» с ходу назвать баллы дома не смогли: сложная система подсчёта, к тому же нужно осмотреть ещё несколько домов. Впрочем, на дальнейшую проверку группа двинулась уже  без журналистов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры