издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Рюкзак, вокзал, диван

  • Автор: Елена КОРКИНА

Каучсёрфинг – это обмен гостеприимством, социальная сеть для путешественников, образ жизни, кружок по интересам, возможность сэкономить на отелях, сайт знакомств, сборище сумасшедших. Это кому как.

Идея каучсёрфинга проста: путешествуя, члены сообщества бесплатно останавливаются друг у друга, помогают, общаются, обмениваются опытом путешествий и всевозможными навыками, иногда становятся друзьями. 

Само слово сouchsurfing можно перевести как «путешествие по диванам», ассоциируется оно в первую очередь с самой популярной на данный момент сетью гостеприимства – сouchsurfing.com. Есть и другие ресурсы, в том числе специфические сети,  созданные, например, исключительно для велосипедистов. Но это уже частности. 

В Иркутской области, преимущественно, конечно, в Иркутске, только на вышеупомянутом сайте зарегистрировано  1637 участников, большинство из них – представительницы слабого пола. И хотя приличная часть аккаунтов в зачаточном состоянии (нет отзывов, фотографий  или последний вход в систему был три месяца назад), каучсёрфинг в Иркутске есть. 

Очень милые люди

Идея пустить в дом  незнакомого дядю из Буэнос-Айреса или трёх студентов из Венгрии понятна далеко не всем. А что, если милый гость, например, вынесет  в своём рюкзаке  часть хозяйского добра или сломает  кровать? Как ни странно, всерьёз этот вопрос каучсёрферов беспокоит редко. В том смысле, что всё  строится на базовом доверии к людям, если его нет, не стоит и начинать. Евгения Станевич – мама троих детей, однако никакого страха за них и за себя у неё нет. 

– Я подхожу к людям с душой, и, честно говоря, у меня  даже мысли не возникало, что это может быть опасно. Все мои каучсёрферы были очень милые, одному, французу Пьеру, который жил у меня  целых три раза, я даже однажды доверила забрать дочку с  рисования. 

Конечно, речь не идёт о непроходимой безалаберности. Система безопасности на сайте есть: профили с фотографиями, отзывы других пользователей, в том числе негативные, возможность пообщаться до приезда и оценить отправленные запросы. Некоторые пользователи проходят процесс верификации – подтверждают реальность своего имени и адреса.   Впрочем, верификация делается за деньги, и внимание на неё обращают не все и не всегда.

– Отзывы я смотрю, но не всегда сужу по ним. Часто бывает много положительных, но  однотипных. Обычно я обращаю внимание на запросы, которые мне отправляют. Одни делают рассылку, а другие пишут лично: они посмотрели мой профиль, узнали,  чем я занимаюсь, обращаются лично ко мне. И  ещё важно, как человек пишет. Если он честен, а это всегда видно, то  почему бы его не принять.

Друзья и родственники к участию в каучсёрфинге относятся по-разному. Евгения говорит, что некоторые её друзья сами «там», родителям она рассказывает о своём опыте в положительном ключе, так что они смотрят на увлечение дочери спокойно.

– Для детей это здорово: расширяется кругозор, им интересно, есть возможность попрактиковаться в английском.  Сейчас старшему сыну 11 лет, и ему уже можно доверить встречу гостей. Так что у нас полное взаимопонимание. Бывает иначе. Моя подруга, например, пыталась заниматься каучсёрфингом, но  она живёт с бабушкой, которая ужасно не любит чужих. И тут  уж ничего не поделаешь.

А вообще, каучсёрфинг – это прекрасно: новые друзья, новые контакты, новые возможности. Меня восхищает сама идея гостеприимства: безо всяких задних мыслей, без какой-то корыстной цели ты принимаешь людей, которые к тебе приезжают. И можешь рассчитывать на такую же  помощь, если она когда-нибудь тебе понадобится.

Из корыстных побуждений

Екатерина Воробьёва  в каучсёрфинге уже два года. У неё подход несколько иной.

– Я даже не помню, как вышла на этот сайт, скорее всего, совершенно случайно. И прежде всего меня привлекла возможность останавливаться у местных жителей во время путешествий. Я довольно замкнутый человек, вовсе не альтруист. Но, принимая у себя гостей, стараюсь создать комфорт, оказать такой приём, который хотела бы получить сама. Время от времени новые люди вносят разнообразие в жизнь. Кроме того, это хорошая возможность поупражняться в английском не только для меня, но и для моей 14-летней дочери.

Надежда Чувашова: «Сначала я съездила по каучсёрфингу в Азию, а потом мы начали принимать гостей сами»

Екатерина говорит, что за эти два года доверять путешественникам она стала больше: может, например, оставить ключи от квартиры – главное, чтобы с собой не увезли. Но бдительность никуда не исчезла. И в первую очередь она работает относительно соотечественников. Всё-таки вероятность того, что человек получает визу, платит за билеты и едет тысячи километров через горы и леса для того, чтобы нарушить закон в чужой стране, крайне мала. То ли дело местные.

– Если честно, я гораздо больше доверяю иностранцам. Однажды мне написал русский парень, автостопщик, который в первом же сообщении спросил номер телефона, адрес и поинтересовался, в какое время я прихожу с работы. Вроде ничего страшного, но это сразу напрягло и оттолкнуло. С иностранцами другая трудность. Я не очень хорошо говорю по-английски. То есть объяснить могу всё, а понять не всегда. Поэтому гостей я сразу предупреждаю: если говорить медленно, я всё пойму. В этом смысле мне повезло с первыми каучсёрферами: это была польская пара, женщина – преподаватель английского – хорошо говорила по-русски. Она меня заставляла вести беседы на английском, поправляла, полезное было общение.

Плохих историй у Екатерины не было. Разве что некоторый дискомфорт  иногда присутствует: все люди разные, и понятия о гостеприимстве у них тоже порой расходятся.

– Чего-то откровенно негативного вспомнить не могу, но меня бесит, когда гости считают, что я их должна кормить. Такое бывает довольно часто. И если пары обычно беспокоятся о своём питании, могут что-то приготовить, то одиночки порой не покупают даже продукты на завтрак. А с одной корейской девочкой мы как-то поехали в Тальцы и Листвянку, и она даже не сочла нужным отдать деньги за билеты в нерпинарий и музеи.

Не все гости одинаково полезны и приятны. И у каждого хозяина есть свой образ идеального сёрфера.

–  Для меня важно, чтобы человек не был слишком навязчивым. Я работаю дома и не люблю, когда мне надоедают. У некоторых путешественников есть мнение, что если тебя пригласили, ты должен развлекать. Это не так. Чрезмерное общение утомляет, человек должен быть корректным. Важна чистоплотность, но в этом плане мне всегда везло. Ещё мне хочется общаться с людьми примерно моего возраста, которые путешествуют не первый раз и с ними есть что обсудить. Иногда я с удовольствием вожу гостей на Байкал, устраиваю прогулки по Иркутску. Они воспринимают всё незамыленным взглядом, и ты заряжаешься этим отношением, начинаешь смотреть их глазами и так же восторгаться. Ну, и главное, чтобы к человеку лежала душа.

«Прямо попой на унитаз»

Надежда Чувашова на каучсёрфинге с октября 2010 года: путешествует, ходит на встречи иркутского сообщества.  Правда, принимать гостей она начала несколько позже.

– Мой первый опыт каучсёрфинга – поездка на месяц  в Азию. Приехав домой – тогда я ещё жила с родителями, – решила принимать  путешественников у себя. Первых гостей родители восприняли нормально, а потом спросили: «Это что, теперь так и будет всегда? Мы так не договаривались». На этом всё закончилось. И снова началось, когда я переехала к Васе.

Борщ, приготовленный Василием, – вызов программе кулинарных поединков

– Надя предлагала  мне принимать сёрферов, ещё когда я жил один, – продолжает Василий, молодой человек Надежды, – но я не знаю английского, говорю: «Как я буду общаться? Если только жестами». Но когда Надя переехала, я согласился, стало интересно. Кстати, сейчас я начал понимать английский и общаться.

У ребят живут одни парни. Вроде бы чёткого требования нет, но так складывается. При ответе на вопрос «Почему?» мнения расходятся. Надежда отвечает: «Васе интереснее общаться с парнями», Василий говорит: «Надя сама  девушек не пускает». Истина, наверное, где-то посередине.

Когда речь заходит о зоне комфорта, вспоминается масса разных случаев. Всё-таки даже у очень открытых и лёгких людей (в каучсёрфинге, кстати, open-minded и easy-going, наверное, самые распространённые определения) она есть, а жизнь  без гостей и с гостями –  две большие разницы.

– У старшего поколения первым делом возникает вопрос: «Что они, своей попой прямо на унитазе сидят?» – смеётся Надежда. – Конечно, есть какие-то бытовые моменты, которые не всегда удобны. Например, у нас был гость, который очень долго мылся, раз восемь за вечер ходил в душ. И вроде бы тебе тоже уже нужно, но непонятно,  закончил он или нет. После этого я ввела такое правило: если в доме больше трёх человек, проводить в душе больше 15 минут –  международное преступление. 

Бывает просто неинтересно. Как-то у нас были немцы, которые всегда ели отдельно, сидели дома, особо не общались и даже мусор за собой не выносили.  А ещё в каучсёрфинге есть такое понятие – кто-то «залипает». То есть изначально человек договаривается на один срок, но живёт дольше. Он уже не гостит, не ходит осматривать достопримечательности, он  живёт. И это неправильное путешествие. У нас был такой случай, пришлось намекать, что пора. Потому что неделя – это максимум, дальше уже начинает напрягать.

Для того чтобы не напрягать, существуют правила хорошего тона: не оставаться дольше обговоренного срока, не мешать хозяевам, делить  расходы, выполнять какие-то обязанности по дому и так далее.  Отдельная тема – еда. Ребята рассказывают, как устраивают соревнования с гостями – кто вкуснее приготовит.

– Так как мы очень любим покушать, устраиваем кулинарные бои, это обязательная часть программы. Ушёл от этого только один тайванец – сказал, что в магазинах нет таких продуктов. А так все готовят. Кто побеждает? Побеждает дружба, естественно. 

Улыбка – 

универсальный язык

Екатерина Жевлакова, в отличие от многих, принимает в основном российских путешественников. Иногда они приезжают по рекомендации друзей. В любом случае разочарований не бывает. Екатерина говорит, что чувствует людей и чувства её не подводят. 

А ещё она хорошо помнит, что изначально главная цель каучсёрфинга вовсе не экономия на отелях, а обмен опытом, возможность учиться друг у друга, сближение культур.   Поэтому в апреле Екатерина организовала в Иркутске трэвел-встречу и концерт 40-летнего японца, который путешествует по миру уже несколько лет.

– Он написал на стене сообщества,  что будет рад, если кто-нибудь поможет ему с концертом в Иркутске. Так как я организовала здесь очень много мероприятий и мне было легко договариваться с людьми, я решила помочь. Нашла место, договорилась. Сложнее было определиться со временем, потому что Уши ехал автостопом. Но всё получилось. Мне кажется, люди  должны помогать друг другу. Делать добро для других – это очень приятно, от этого тепло на душе. 

В профиле Екатерины в качестве языка общения указан только русский. Я спрашиваю, как же она тогда общалась с Уши? А она, смеясь, отвечает:

– Спасибо, что сказали! Нужно указать, что английский я всё-таки чуть-чуть знаю. А ещё есть такой замечательный язык – улыбка. Он понятен всем.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры