Общественный катафалк
В регионе растёт число нелегальных перевозчиков
Ежегодно в Иркутской области становится меньше на 100–150 лицензированных перевозчиков. Транспортники уходят в тень, полагаясь на «более выгодные» условия нелегального рынка: и расписание интенсивнее, и требования помягче, и вход попроще (в пассажирских перевозках один предприниматель пытался использовать даже автомобиль, служивший катафалком). Увеличение числа нелегалов, чья доля сейчас оценивается приблизительно в 40%, сказывается не только на безопасности движения. «Дикий» рынок тормозит развитие современных сервисов в общественном транспорте, в частности заказ электронных билетов.
По сравнению с другими городами региона Иркутск отстаёт в развитии общественного транспорта приблизительно на семь лет, заявила заместитель начальника департамента дорожного строительства, благоустройства и транспорта комитета по ЖКХ администрации Иркутска Юлия Гордина. «Это итог того, что на протяжении долгих лет рынок жил и работал по собственным правилам», – считает она. Сейчас мэрия приводит в соответствие нормативно-правовую базу, готовит расписание движения, а также планирует открыть новые маршруты по Академическому мосту и в отдалённые районы города (Ново-Ленино, Синюшина гора, Батарейная, Зелёный, Топкинский). Для этого планируется в июне закупить 23 автобуса, на что будет потрачено 105 млн. рублей.
Однако всё это не решает главную проблему города и в целом региона – нелегальные перевозки. «Каждая десятая машина, особенно вечером, выходит на маршрут без документов. Часть из них перевозит людей без лицензии и маршрутных листов, отклоняясь от направления», – сказал замначальника межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия и Иркутской области Дмитрий Дорожкин. По его данным, количество лицензиатов ежегодно сокращается на 100–150 единиц. «Активизируя проверки владельцев лицензий и ничего не делая в отношении нелегалов, мы тем самым подталкиваем добросовестных перевозчиков уходить на ту сторону баррикад, – отметил он. – Нелегалы, в свою очередь, выживают благодаря более гибкому расписанию, иногда – более низким ценам и высокой скорости доставки».
В Иркутской области, по оценке управления автодорожного надзора, работают около 40% нелегальных перевозчиков. Многие нелегалы приходят в бизнес, имея только микроавтобус, который до этого много лет эксплуатировался для личных целей. Один из таких предпринимателей сначала хотел даже выпустить на маршрут машину, ранее использовавшуюся некоторое время в качестве катафалка.
Управа на нелегалов, говорит Дорожкин, есть: по последним изменениям закона при повторном нарушении им может грозить даже конфискация автобуса. Однако для этого нужно иметь вескую доказательную базу. Но если дело доходит до суда, то они, как правило, отделываются штрафами в размере 2–4 тыс. рублей. Ежедневные рейды в этом не помогают, поскольку формально поймать нелегалов сложно. «Например, водители зазывают людей ехать в Качуг, а нашим сотрудникам говорят, что никуда они никого не везут, а просто Качуг – это их родное место, название которого «им захотелось произнести вслух». Пассажиры, как правило, поддерживают эту версию, желая побыстрее уехать. Кроме того, водители оперативно предупреждают друг друга о проверках», – пояснил Дорожкин.
Впрочем, заверил он, «не хочется расписываться в бессилии». В феврале этого года правительство Иркутской области создало рабочую группу по пресечению работы нелегальных перевозчиков. Управление, в свою очередь, настаивает на ликвидации «законодательных дыр». «Настало время определить более точно значение «нелегальная перевозка» и ужесточить для нарушителей порядок получения новых лицензий, – считает Дорожкин. – Если уход перевозчиков в тень продолжится, это может обернуться серьёзной проблемой для легального рынка и социального сектора».
Нелегальные перевозки уже изрядно тормозят современное развитие общественного транспорта, уверен начальник транспортной лаборатории НИИ ИрГТУ Александр Михайлов. «В России успешно развиваются интернет-сервисы, обслуживающие междугородное сообщение. Заказать электронный билет для поездки в европейскую часть страны теперь не проблема. На сайтах есть расписание, информация о подвижном составе, стоимости билетов. Это новый уровень качества обслуживания клиентов», – рассказал эксперт. В Иркутске подобные услуги не развиваются в основном из-за теневого рынка, который не даёт возможности предоставить пассажирам внятное расписание и гарантировать им забронированные места.