Вагон, выйди вон
ОАО РЖД с 6 апреля начало остановку 10% подвижного состава в стране — около 100 тыс. грузовых вагонов с комплектующими Кременчугского завода (Украина) и «Алтайвагона». Причина – «потенциальная опасность» этого подвижного состава, сообщила газета «Коммерсантъ» в среду со ссылкой на оказавшиеся в распоряжении издания телеграммы первого вице-президента ОАО РЖД Вадима Морозова. По оценкам специалистов, в первую очередь такое решение грозит проблемами угольщикам.
В трёх телеграммах первого вице-президента ОАО РЖД Вадима Морозова от 4 и 6 апреля, содержание которых приводит «Коммерсантъ», монополист запрещает эксплуатацию на своей инфраструктуре грузовых вагонов с боковыми рамами Кременчугского сталелитейного завода (Украина) 2010-2011 годов выпуска и литьём «Алтайвагона» 2010 года. Причина – в участившихся в последнее время сходах вагонов, укомплектованных деталями этих производителей. Вагоны, согласно телеграммам, признаны «потенциально опасными» и отставляются от эксплуатации по окончании погрузочно-разгрузочных операций. Срок запрета – «до вынесения соответствующих решений федеральных органов». По данным «Ъ», запрет коснулся целого ряда крупных операторов, среди которых Первая грузовая компания, «Нефтетранссервис», Rail Garant, СУЭК (логистический дивизион), «Трансойл».
По данным ОАО РЖД, только в 2013 году произошло пять случаев излома боковых рам «Алтайвагона» и десять – Кременчугского завода. На рынке решение ОАО РЖД вызвало реакцию, близкую к панике. В НП СОЖТ (объединяет крупнейших операторов) говорят, что под запрет подпадает около 100 тыс. грузовых вагонов. По данным «Ъ», около 50 тыс. из них – полувагоны; и ещё несколько десятков тысяч цистерн.
По информации источника «Ъ», Минтранс уже провёл срочные консультации с ОАО РЖД и меры могут быть смягчены. «Планируется сузить круг потенциально опасных вагонов примерно до 28 тысяч – с литьём «Алтайвагона», произведённым в феврале, апреле и июне 2010 года, а также с боковыми рамами Кременчуга, выпущенными в 2010 году», – уточнил источник «Ъ» в ОАО РЖД. Оба завода должны будут согласовать с операторами график замены литья и «порядок возмещения затрат».
По мнению Владимира Савчука из Института проблем естественных монополий, остановка 28 тыс. вагонов не станет большой проблемой для всего рынка, но «ударит по конкретным операторам и грузовладельцам». «Запрет, насколько я понимаю, сильно коснулся угольщиков. Отставляемые вагоны работали в местах массовой погрузки, в том числе в Кузбассе, – отмечает эксперт. – Их нужно выдёргивать из перевозочного процесса, отгонять в депо, ждать поставок литья. Причём почти одномоментно заменить 30 тысяч боковых рам – серьёзный вызов для вагоноремонтных заводов РФ». Операторам, временно теряющим часть парка, нужно будет срочно искать замену на рынке, добавляет Савчук, так что возможен всплеск тарифов на предоставление вагонов в конкретных сегментах.