Преодолевая традиции
Выставка современной японской графики в художественном музее
Увидеть современное графическое искусство Японии предлагают в Иркутском художественном музее имени В.П. Сукачёва. В главном здании на Ленина, 5, открылась экспозиция лучших японских графиков, работающих в разных техниках и стилях. 11 художников, представляющих своё творчество на выставке, входят в негосударственную ассоциацию художников Printsaurus, основанную в 1987 году Хироаки Мияямой. Все авторы успели снискать мировую славу – в частности, их работы есть в коллекциях таких знаменитых музеев, как «Метрополитен» и Музей современного искусства в Нью-Йорке, Британский музей в Лондоне, Музей современного искусства в Токио, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Музей Востока в Москве.
С творчеством Хироаки Мияямы иркутяне уже могли ознакомиться в сентябре прошлого года в стенах художественного музея. Специализирующийся на офорте художник тогда знакомил зрителей с серией графических листов, иллюстрирующих самый известный роман в истории классической японской литературы – «Повесть о Гэндзи». На этот раз Мияяма представлен на выставке серией работ, выполненных в сложнейшей технике цветного офорта, отпечатанного на тончайшей золотой и серебряной фольге. На картинах, как и в прошлый раз, в основном цветы, но истинную сложность столь филигранной работы способны оценить, наверное, только те, кто знает, что такое офорт.
Вообще печатная графика для Японии – самый традиционный вид искусства, который развивался в этой стране буквально веками. Многообразие техник, используемых сегодня художниками Японии, просто огромно, некоторые из них уникальны и даже не знакомы специалистам иркутского музея. Если с офортом, ксилографией и монотипией всё понятно, то такие техники, как коллография, шин-колле или меццо-тинто, знает далеко не каждый постоянный посетитель художественных выставок. Между тем именно такой необычный подход обеспечивает работам художников зрительскую симпатию. Все представленные авторы постоянно участвуют в различных крупных выставках, фестивалях, биеннале и триеннале графики Европы, Америки и стран Востока.
«Традиционно графические работы японских мастеров отличаются филигранным мастерством исполнения, тонкостью сюжетов, чаще всего развивающих заложенную в японской культуре любовь к окружающей их природе, – отмечает заместитель директора по научной части Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачёва Татьяна Огородникова. – Для японской графики характерна тонкая грань, где сочетаются искусство созерцания, философия размышления и стойкость духа. Здесь наиболее ярко воплотился и основной принцип японского искусства – гармония, которая понимается как внутреннее равновесие всех начал. Японец осмысляет себя как часть окружающего мира. Поэтому неудивительно, что японское искусство отличается спокойной созерцательностью, мягкостью линий и верностью традициям».
Однако наибольший интерес на данной выставке вызывают работы, которые выбиваются из многовековой традиции, как бы преодолевают её. Мы видим филигранно выписанные стебли травы в работе Дзюнко Мацусимы (единственной женщины в мужском авторском коллективе этой выставки) и рядом с ними потёки чернил. Может возникнуть ощущение, что картина испорчена, но таков взгляд художника: сочетание на одном листе маниакальной точности и экспрессионистской страсти.
Серия работ Юдзи Хирацуки, выполненная в технике шин-колле (свое-образный коллаж, позволяющий автору ввести дополнительные цвета, текстуры и объём), с одной стороны, сохраняет традиционный японский колорит и сюжетность массовой городской гравюры, известной в Японии ещё с XVI века, а с другой – вобрала в себя лучшие образцы западноевропейской экспрессионистской живописи ХХ века. А вот работа Сэйко Кавати «Полёт! Над Хокусаем» – переосмысление классического произведения Хокусая «Большая волна в Канагаве» едва ли не в постмодернистском ключе. Графика Ясуюки Уэда, выполненная в технике монотипии, и вовсе беспредметна, но от этого не менее интересна.
Но сколь современен ни был бы образ мышления сегодняшних творцов (на выставке встречаются и работы, которые смело можно отнести к авангарду), мастера по-прежнему уделяют самое пристальное внимание чистоте и совершенству национальной техники графики, а также обязательному сохранению этнических мотивов. Тем интереснее наблюдать, как в творчестве художников сочетаются восточное мировосприятие и европейский взгляд на мировое искусство, смешение традиционной японской каллиграфической техники с приёмами западных мастеров.
Выставка попала в Иркутск благодаря сотрудничеству иркутского музея с Японским институтом культуры (Москва) и генеральным директором Московской биеннале современного искусства Андреем Мартыновым, который уже не раз отправлял в Приангарье очень интересные экспозиции. В частности, последним таким опытом была выставка графики современных североамериканских индейцев.
Выставка современной японской графики будет работать в стенах Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачёва (ул. Ленина, 5) до 14 апреля.