Мобильное опьянение
На каждые 100 жителей Земли приходится 67 сотовых телефонов, а количество тех, кто пользуется ими за рулём, за последние пять–десять лет выросло с 1 до 11%. Такие данные Всемирная организация здравоохранения приводила в 2011 году. Россия в этом смысле впереди планеты всей: производитель усиливающего оборудования для мобильной связи Wilson Electronics утверждает, что у нас на одного человека в среднем приходится 1,33 сотового. А если приглядеться к потоку машин, то возникнет ощущение, что каждый второй за рулём болтает по мобильнику. И пусть точной статистики на этот счёт нет, но интуиция подсказывает, что добром это рано или поздно не закончится.
«Я никогда не пробовал играть в автосимулятор, отвлекаясь на внешние раздражители», – признаёт молодой, но титулованный американский гонщик Коннор де Филиппи в ролике, который легко найти на «Ютюбе». Компьютерной игрой, если честно, назвать происходящее сложно – программа крайне реалистично воспроизводит реальную езду, к тому же для тренировок используется не клавиатура или игрушечный руль, а самое что ни на есть рабочее место водителя. И попытка пользоваться мобильным телефоном за ним оканчивается плачевно: на экране подготовленная для гонок Mazda MX-5 сбивает столбики, вылетает на обочину, крутится вокруг своей оси, врезается в ограждения… Другие герои видео демонстрируют аналогичный результат. Мораль проста: если уж профессиональные гонщики не могут разговаривать или отправлять текстовые сообщения за рулём, то обычным водителям не стоит и пытаться. Конечно, любой, кто смотрел гонки, возразит, что им приходится переговариваться с механиками, но, согласитесь, это не разговоры на отвлечённые темы, да и руки от руля отрывать для них не надо. А для тех, кто считает, что каждодневная езда в потоке машин кардинально отличается от автогонок, можно привести несколько вполне реальных историй.
Пару месяцев назад мне довелось добираться до дома на такси. Как сейчас помню, «Тойоте Камри» с «механикой». Разогнавшись по улице 3-го Июля, её водитель решил срочно прочитать эсэмэску. Но на беду ехавший впереди «Ниссан» начал тормозить перед светофором, на котором загорелся жёлтый свет. Столкновения не произошло – таксист успел нырнуть в соседний ряд, на счастье оказавшийся пустым. Однако без лёгкого испуга не обошлось. Нечто подобное мне довелось испытать, когда мой приятель, придерживая плечом трубку, достал из бардачка сигарету с зажигалкой и закурил, подпирая коленом руль, разорванный когда-то подушкой безопасности. Дело, конечно, было на прямой, и дистанция до ближайших машин была огромной, но, согласитесь, элемент экстрима в обычную поездку это привнесло.
Есть, впрочем, и прямо противоположные случаи. Например, другой мой товарищ, который принципиально не пользуется даже гарнитурой, на фразу «Я за рулём, говори быстро» – всегда отвечает: «Перезвоню позже». И тут же вешает трубку, не дожидаясь объяснений о том, что есть несколько секунд, пока горит красный сигнал светофора. Кстати, он же и продемонстрировал ролик, где профессиональные гонщики пытаются ездить в симуляторе, одновременно звоня или набирая текстовое сообщение. А глубоко уважаемый мной руководитель фотослужбы «Восточно-Сибирской правды» Николай Михайлович Бриль и вовсе не пользуется телефоном в машине. Хотя признаёт, что может ответить на крайне важный звонок, предварительно притормозив у обочины.
Нудная статистика подтверждает его правоту. Например, в Испании 37% аварий происходят из-за того, что водители отвлекаются от управления автомобилем. В Австралии это приводит к 14% ДТП. Страховые компании Колумбии утверждают: 9% всех аварий приходится на подобные случаи, а 21% сбитых пешеходов оказываются под колёсами отвлёкшихся водителей. В Нидерландах докопались до того, что разговоры по мобильному стали причиной гибели или увечий в 8,3% столкновений. Конечно, цифры эти приблизительны – ВОЗ признаёт, что подсчитать точное число аварий, связанных с отвлекающими факторами, невозможно, – но масштабы проблемы описать могут.
Морали о том, что разговоры по сотовому за рулём надо строжайше запретить, читать не буду. Ведь и сам когда-то пользовался мобильником, не задумываясь о последствиях. Пока в один прекрасный момент в меня, ехавшего культурно по правой полосе с телефоном у левого уха, не вписался корейский вседорожник, водитель которого тоже говорил по сотовому и повернул руль вправо буквально на пару градусов. Видимо, правы были умные психологи, экспериментально доказавшие, что болтовня по мобильнику снижает активность мозга, связанную с вождением, на 37%. И не зря, наверное, в авиации за переговоры с землёй отвечает только один пилот, тогда как второй целиком и полностью сосредоточен на управлении самолётом. А «Разрушители легенд», проведя эксперимент в полушутливом стиле, пришли к серьёзному выводу: «Сотовый телефон за рулём потенциально столь же опасен, что и пьяное вождение».