издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Передача полномочий

В Иркутске прошло заседание координационного совета по местному самоуправлению

Полномочный представитель президента в СФО Виктор Толоконский считает, что 131-й закон об организации местного самоуправления требует корректировки и местному самоуправлению нужно дать больше свободы. А губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко готов выступить на ближайшем заседании Госсовета, чтобы озвучить там предложения о законодательном закреплении инициативы об изъятии незаконно заготовленной древесины в пользу государства. Такие заявления были сделаны в Иркутске во время заседания координационного совета по местному самоуправлению межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС) с участием совета Ассоциации сибирских и дальневосточных городов.

Несколько дней Иркутск прихорашивался. Чистил дороги, убирал мусор. И только водители, как всегда, недовольно ворчали, что пробок по случаю приезда высоких гостей станет ещё больше. Гостей и впрямь прибыло много, хотя никаких видимых изменений в ритме жизни иркутян это не вызвало.  В работе совета МАСС приняли участие губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко и полномочный представитель президента в СФО Виктор Толоконский, а также делегации  из Алтайского, Красноярского и Забайкальского краёв, Новосибирской, Томской, Омской, Тюменской областей, Республики Бурятия. В состав делегаций вошли представители исполнительной и законодательной власти регионов, мэры и главы муниципальных образований. 

Главной целью проведения координационного совета стала выработка согласованных позиций в развитии местного самоуправления. Соответственно, и темы, которые обсуждались участниками совещания, отражали наиболее актуальные и болезненные вопросы муниципального развития.   

– Необходимо разработать концепции развития местного само-управления на федеральном уровне и на уровне субъектов, – заявил Виктор Толоконский в ходе заседания координационного совета по местному самоуправлению и добавил, что Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который был принят 10 лет назад, во многом свою роль выполнил. Система  распределения полномочий между уровнями власти создана, но этого уже недостаточно. Пора переходить на новый этап. 

– Проблемы развития местного самоуправления очень важны. В этой сфере накопилось немало проблем, безусловно, стоит задача её совершенствования – и законодательной базы, и управленческой практики, – подчеркнул Виктор Толоконский. – Поступил ряд интересных предложений, в том числе по обновлению законодательства и оптимизации некоторых процессов. Уверен, у меня будет основательный материал для того, чтобы внести эти предложения на федеральный уровень, а также обратиться к руководителям субъектов федерации. 

Председатель комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества Законодательного Собрания Красноярского края Алексей Клешко отметил, что его заинтересовал опыт Иркутской области по повышению бюджетных расходов, а также по реализации проекта «Народные инициативы». «Нечто подобное делали в Красноярском крае в 2007 году, – рассказал Алексей Клешко. – Мы использовали референдум для определения бюджетных приоритетов, иркутяне же пошли дальше. Сегодня эффективна сама площадка, которую создали в Приангарье для общения разных муниципалитетов. Страна не может строиться только по вертикали, поэтому такое горизонтальное общение – значимый шаг вперёд в сфере развития местного самоуправления». 

Виктор Толоконский также высоко оценил региональный опыт реализации народных инициатив, назвав его «уникальным» и пообещав рекомендовать его для масштабного внедрения в других регионах. В прошлом году на «народные инициативы» было выделено 500 млн. рублей, в текущем году эту сумму решено увеличить вдвое. 

По словам полпреда, особое внимание в развитии местного само-управления необходимо уделить решению проблем жилищного и коммунального хозяйства. В частности, повысить качество градостроительного планирования и проектирования, разработать более современные правила ведения городского хозяйства, активизировать работу с общественностью по созданию механизма гражданского контроля за деятельностью эксплуатирующих организаций. 

«Крайне важно найти эффективные инструменты и принципы взаимодействия муниципального и федерального уровней власти», – сказал полпред. По мнению Виктора Толоконского, оптимизировать управление возможно путём передачи ряда полномочий с регионального на муниципальный уровень и использования механизма софинансирования.

Необходимо также совершенствовать законодательство, регулирующее сферу деятельности муниципалитетов, убеждён полномочный представитель президента. Участники координационного совета предложили разработать концепцию развития местного самоуправления. Виктор Толоконский поддержал эту идею, отметив, что для того, чтобы учесть особенности отдельных регионов, разработка документа должна осуществляться как на федеральном, так и на субфедеральном уровне. 

По словам заместителя председателя правительства Иркутской области Алексея Зезули, региону предстоит прежде всего решить задачу по повышению бюджетной эффективности и сбалансированности местных бюджетов. Одна из особенностей Приангарья – высокий удельный вес финансовой помощи территориям. В 2013 году на эти цели запланировано потратить 42 млрд. из 110 млрд. рублей доходов региона. Однако 25% от этой суммы составляют расходы на выплату премий за эффективность. С 2010 года размер премий был увеличен с 700 млн. до 1,392 млрд. рублей. 

Однако и сегодня полномочия органов местного самоуправления зачастую не подкреплены адекватными финансовыми возможностями бюджетов. «Федеральный центр это понимает, – заверил Виктор Толоконский на встрече с журналистами. – Для того чтобы сбалансировать местные бюджеты, многие полномочия планируется  централизовать и передать на уровень субъекта или федерации». Например, ещё несколько лет назад именно муниципалитеты финансировали общеобразовательные школы. Экономически  развитые муниципалитеты смогли справиться с этой задачей, а для более слабых территорий она стала неподъёмной ношей. Теперь это функция субъекта, она является одной из самых финансово ёмких, на её исполнение бюджеты регионов направляют около 20% своих доходов.   

В последнее время происходит передача функций по финансированию муниципального здравоохранения на областной уровень. С будущего года регионам планируется передать также  содержание детских садов. Детских садов становится всё больше, открываются новые группы, растёт численность персонала.  Некоторые муниципалитеты с не очень развитой экономикой с трудом тянут этот груз. К тому же они не слишком мотивированы открывать новые сады и новые группы, ведь тогда нужно будет изыскивать ещё больше средств на их содержание. 

– Не скажу, что эти меры сняли все проблемы по сбалансированности бюджетов, – заметил Виктор Толоконский. – Недостаток средств,  может быть, не позволяет муниципалитетам нормально развиваться, что тоже очень важно. Тем не менее он уже не порождает кризисных ситуаций, вследствие которых без зарплаты оставались учителя. 

Для повышения доходной базы планируется уже сейчас передать муниципалитетам объединённый налог на недвижимость. В него вой-дут муниципальный  налог на землю и областной налог на имущество. Передаются муниципальным бюджетам и некоторые не очень большие платежи, например отчисления малого бизнеса по упрощённой системе, а также транспортный налог. 

– Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» решал базовую задачу – максимально приблизить власть к населению, не дать населению в своих ожиданиях потерять точку отсчёта. Для людей важно жить перспективой, а не выживать. Мы этой проблемой озадачены. Важно, чтобы регион перед федеральным центром обозначил свою позицию: что мы хотим и к чему мы готовы, – добавила спикер ЗС Иркутской области Людмила Берлина, которая является председателем координационного совета по местному самоуправлению МАСС.

– Справедливы предложения региональных властей, которые хотят получить больше полномочий по распределению межбюджетных трансфертов, – признал Виктор Толоконский. – Особенно если учесть, что у нас такой  разный уровень муниципалитетов. Есть территории с населением больше миллиона человек и с мощной экономикой, а есть и такие, где фактически нет налоговой базы, нет экономики.  Нужно больше свободы. Я готов поддерживать эти предложения и поднимать вопросы перед федеральным центром и президентом. 

Члены координационного совета в ходе заседания обсудили помимо вопросов, связанных с совершенствованием межбюджетных отношений и обеспечением единого правового пространства, и вопросы, которые касаются территориальной организации местного самоуправления.   Людмила Берлина заметила, что свои предложения в список рекомендаций, который будет сформирован по итогам заседания, может направить любой представитель местного самоуправления Сибири. 

На следующий день в здании правительства состоялся первый в Байкальском регионе координационный совет по реализации инвестиционных проектов.  

– Сегодня дан старт новому этапу работы по оптимизации инвестиционной политики. Наличие инвесторов, инвестиционной политики формируется в субъектах усилием региональных властей, но, безусловно, этот процесс серьёзно зависит и от федеральных ведомств, и от банков, и от крупных инвесторов. В тех регионах, где усиленно идёт инвестиционный процесс, мы пробуем проводить такую координационную работу, – отметил Виктор Толоконский. 

Сергей Ерощенко сообщил, что в области создан инвестиционный фонд, который будет финансировать строительство инфраструктуры под проекты, организованные на  принципах государственно-частного партнёрства. Впервые в бюджете Иркутской области на инвестиционные расходы предусмотрены средства в объёме около 4 млрд. рублей. Определён порядок предоставления государственных гарантий.

– В работе правительства мы делаем уклон на инновационное развитие территории, – подчеркнул глава региона. – Инвестиционную стратегию выстраиваем по четырём направлениям: инженерному, промышленному, туристическому и социальному. Продолжается работа с инвесторами в рамках соглашений о социально-экономическом парт-нёрстве, благодаря этой деятельности мы получили в бюджет дополнительно почти 17 миллиардов рублей.

Одной из основных задач правительства Приангарья в области инвестиционной политики глава региона назвал работу по созданию конкурентной среды на ключевых рынках, в том числе в сфере лесопользования, где реализация проектов идёт слабо. Сергей Ерощенко даже готов выступить на ближайшем заседании президиума Госсовета РФ с предложениями о законодательном закреплении инициативы об изъятии незаконно заготовленной древесины в пользу государства. 

В ходе заседания совета было рассмотрено четыре инвестиционных проекта. Были изучены проекты по строительству Сибирского электрометаллургического завода в Братске, созданию свиноводческого комплекса на территории Боханского района, а также инвестпроект по строительству  интегрированного комплекса по переработке хвойного лесосырья. Наконец, последний проект предполагает расширение производственных мощностей по изготовлению лекарств. 

В ходе иркутского визита Виктор Толоконский провёл традиционный приём граждан. На этот раз к полпреду обратились шесть человек с самыми разными вопросами. Люди просили проверить корректность начисления коммунальных платежей, содействовать в обеспечении жильём сироты — выпускника дома-интерната для слабовидящих, а также помочь приобрести специальное снаряжение для занятий конным спортом детей, больных церебральным параличом, организованных силами черемховской общественной организации «Добрая планета». 

Полпред также посетил фармацевтическое предприятие ОАО «Фармасинтез», где ознакомился с работой цеха опытно-промышленного производства, в котором препараты проходят весь технологический процесс до момента регистрации в Министерстве здравоохранения РФ. В ходе посещения предприятия полпред обсудил с руководством компании вопросы развития фармацевтического производства в регионе, учитывая научный и кадровый потенциал территории. Также были рассмотрены вопросы расширения форм выпускаемых лекарственных препаратов в рамках направления региональной лекарственной бе-зопасности.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры