Куда с компьютером податься
«Сибирский энергетик» выяснял, где в Иркутске можно сдать на переработку оргтехнику
Известный факт: компьютерная и офисная техника содержит драгоценные металлы. Их немного, так что смысла сдавать материнскую плату или видеокарту в пункт приёма цветмета нет. Тем не менее утилизация компьютеров обязательна для юридических лиц, тогда как в случае с населением всё зависит лишь от экологической сознательности отдельных граждан. Последних насчитывается немало, но пока их усилия по защите окружающей среды натыкаются на простой вопрос: «Куда сдать технику?» Ответить на него, по крайней мере иркутянам, пытался корреспондент «Сибирского энергетика» Егор ЩЕРБАКОВ.
Наверняка всякий, кто приобретал комплектующие к компьютеру, замечал на них наклейку с перечёркнутым мусорным контейнером. Не нужно быть большим специалистом, чтобы понять: он запрещает выбрасывать «железо» вместе с бытовым мусором. Запрещает, поскольку материнская плата или, скажем, видеокарта содержит в себе как тяжёлые, так и драгоценные металлы. Сколько именно – точно знает производитель. Однако на практике можно руководствоваться простым правилом: чем новее техника, тем меньше в ней особо ценного сырья.
Например, в компонентах советского суперкомпьютера «Эльбрус-2», который был разработан в восьмидесятые, но использовался в Центре управления полётами и системе противоракетной обороны в начале нынешнего века, содержится 8968,46 г золота, 42588,24 г серебра и 167,06 г платины. Таковы данные методики проведения работ по комплексной утилизации вторичных драгоценных металлов из отработанных средств вычислительной техники, утверждённой в 1999 году Государственным комитетом РФ по телекоммуникациям. В ней же содержится расчёт, согласно которому из персонального компьютера импортного производства можно извлечь 9,93 г золота, из рабочей станции – 11,18 г, а из сервера и вовсе 13,97 г. А в последней редакции белорусского справочника содержания драгоценных металлов в импортной технике и малогабаритных источниках тока говорится о том, что системный блок в сборе из комплектующих старше 2004 года содержит лишь 0,6984 г золота, 0,7211 г серебра и 0,4964 г палладия. В «системнике» помладше содержание этих металлов составляет соответственно 0,3667, 0,7205 и 0,2630 г.
В среднестатистическом ноутбуке, если верить справочнику, есть лишь 0,2046 г золота, 1,0392 г серебра и 0,3343 г палладия.
«Не работают с частными лицами»
В любом случае, утилизация компьютеров обязательна для всех предприятий, по крайней мере в России. «Федеральный закон о драгоценных камнях и драгоценных металлах» на сей счёт строг: «Лом и отходы драгоценных металлов и драгоценных камней подлежат сбору во всех организациях, в том числе в воинских частях и воинских формированиях, в которых образуются указанные лом и отходы. Собранные лом и отходы подлежат обязательному учёту и могут обрабатываться (перерабатываться) собирающими их организациями для вторичного использования или реализовываться организациям для дальнейшего производства и аффинажа драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней». Это требование распространяется на компьютерную и офисную технику. А за его невыполнение в Кодексе об административных правонарушениях предусмотрен штраф – от 3–5 тыс. рублей для граждан до 30–50 тыс. рублей для юридических лиц.
Для населения никаких стимулов не предусмотрено – всё зависит лишь от экологической сознательности людей. И сознательные находятся, пусть пока их не так много. Например, на одном из популярных иркутских интернет-форумов пользователь Иван Ермилов, скрывающийся за псевдонимом VanVan, в 2008 году интересовался возможностями утилизации компьютеров, вопрошая: «Есть ли что-нибудь подобное в Иркутске? В РФ?» Пять лет назад ответов было немного, а в 2011 году кто-то посоветовал заглянуть на сайт ООО «Ведущая утилизирующая компания». Год спустя обитательница форума под псевдонимом Avory объяснила: «Пыталась сегодня пристроить на утилизацию комп, ТВ и принтер. Сначала я обратилась в организацию по ссылке – оказалось, они не работают с физическими лицами. Политика компании такая. Затем я, логически рассуждая, обратилась в Росприроднадзор по Иркутской области. Путём уговоров и пререканий удалось узнать заветное имя – ИП Митюгин, который занимается утилизацией. Правда, находится он в Братске, но вроде как есть представитель в Иркутске. Звоню в Братск. Получаю телефон представителя в Иркутске. Звоню… Не работают они с частными лицами!!!!»
Платим мы, платят нам
Действительно, большинство участников рынка утилизации компьютеров и оргтехники в Иркутске работают по договорам с юридическими лицами. По такой схеме, к примеру, действует уже упомянутый индивидуальный предприниматель Александр Митюгин. Об этом корреспонденту «Сибирского энергетика» сообщил его представитель в областном центре – директор ООО «Эком» Александр Манн. Впрочем, с какими именно компаниями у него заключены договоры на сбор отработавшей своё техники, собеседник газеты не сообщил, заметив, что это «закрытая информация». «Могу только сказать, что это почти весь Иркутск», – добавил он. Вопрос о том, каков объём утилизации, Манн также оставил без ответа.
«Ведущая утилизирующая компания» на территории областного центра пока тоже берёт технику на утилизацию лишь от юридических лиц. В качестве её регионального представителя с нынешнего года работает ООО «Зеон-Сервис». «Пока мы только привлекаем клиентов, – пояснил сотрудник компании. – Поскольку мы работаем в основном с бюджетными учреждениями, то для начала необходимо оформить большой пакет документов». При этом за утилизацию взимается определённая плата. «Тот, кто сдаёт технику, оплачивает не наши услуги, а работу утилизирующей компании», – подчеркнул представитель «Зеон-Сервиса». Если исходить из прайс-листа, размещённого в Интернете, то переработка системного блока обойдётся в 200 рублей, монитор «потянет» на 250 рублей, а принтер формата А3 или плоттер – на 350 рублей. Дешевле всех обойдётся утилизация сотового телефона – 50 рублей.
Впрочем, ООО «Радио-Примула» доплачивает за утилизацию тому, кто сдаёт технику. Более того, обратиться в фирму может не только юридическое лицо, но и обычный человек – достаточно лишь предъявить документ, удостоверяющий личность. И пункт приёма находится близко к центру города – недалеко от Глазковского моста, на улице Гаврилова, 4. «Из импортной техники мы извлекаем платы, их стоимость составляет от 16 до 45 рублей за килограмм, – рассказала генеральный директор «Радио-Примулы» Ольга Купцова. – Платим мы». Договоры с компанией есть у Иркутского государственного университета, Института солнечно-земной физики и местных филиалов операторов связи – ОАО «Ростелеком» и ОАО «ВымпелКом», известного под торговой маркой «Билайн». Обращается к ней и население. Но объёмы утилизации Купцова также предпочла не раскрывать, заметив лишь, что «масштабы были в 2000 году, сейчас их нет».