издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Байкал превращается в океан

Двухтомник «Байкаловедение» объединил все знания об уникальном озере

  • Автор: Татьяна ПОСТНИКОВА

Озеро Байкал считается одним из самых хорошо изученных водо- ёмов планеты. Однако это не мешает учёным продолжать его исследовать, благодаря чему с каждым годом становится известно что-то новое. Например, существует гипотеза, что когда-то на месте нынешнего Байкала был огромный солёный океан Тетис, современной частью которого также являются Средиземное и Чёрное моря. И возраст Байкала не 25 или 30 миллионов лет, как считалось до сих пор, а почти 70 миллионов. Обо всём этом и многом другом можно прочитать в двухтомнике «Байкаловедение», который в начале марта был презентован в Иркутске. В этом году по нему начнут учиться студенты иркутских вузов, а в более чем в 100 школах области преподавание курса байкаловедения уже идёт.

«Уникальная история»

Когда Байкал окружали субтропические леса и куда они исчезли? Что общего между озером и пустыней Гоби в Монголии? Кому впервые удалось установить глубину Байкала? Откуда произошли байкальские эндемики? И кем были Василий Колесников и Елеско Юрьев, побывавшие здесь в середине 17 века? Ответы на все эти и другие вопросы можно найти в книге «Байкаловедение». Увесистый двухтомник объёмом больше тысячи страниц недавно вышел в новосибирском издательстве «Наука» тиражом 2 тыс. экземпляров. По словам ректора Иркутского государственного университета (ИГУ) Александра Аргучинцева, который принимал непо-

средственное участие в создании книги, «факт появления подобного издания в истории исследований Байкала весьма знаменательный». Прежде всего потому, что до сих пор знания о Байкале не были объединены в одном научном издании. «За всю историю исследований озера ничего подобного создано не было, – подтверждает проректор ИГУ по внешним связям Сергей Язев. – Так что это, безусловно, уникальная, не имеющая аналогов история».

Действительно, до сих пор первым и последним серьёзным изданием по байкаловедению были «Очерки» Михаила Кожова, извест-ного учёного-гидролога, исследователя Байкала, одного из основателей биологической станции ИГУ в Больших Котах. Правда, «Очерки по байкаловедению» вышли уже после смерти учёного, в 1972 году. 

В последующие годы на этой книге было воспитано не одно поколение исследователей, которые сегодня работают в различных институтах. Предпринимались и новые попытки публиковать книги о Байкале, однако ни одно из этих изданий не позволяло объединить имеющиеся знания под одной обложкой. По словам профессора ИГУ, доктора биологических наук Вадима Тахтеева, особенно остро нехватка полноценного научного издания стала ощущаться после 1994 года, когда в ИГУ было возобновлено преподавание курса байкаловедения.

Впрочем, приступить к работе над новым учебным пособием удалось лишь четыре года назад. По словам ответственного редактора книги доктора биологических наук Ольги Русинек, в общей сложности над её созданием трудилось около 200 человек. Только в списке авторов и рецензентов почти 40 фамилий. Среди них – академик РАН Михаил Кузьмин, член-корреспондент РАН Евгений Скляров, директора и замдиректора половины научных институтов Иркутского научного центра Сибирского отделения РАН, директор Байкальского музея Владимир Фиалков и многие другие. Собрать такой уникальный коллектив, с одно стороны, было сложно, с другой – вполне логично. «Потому что, согласитесь, несолидно писать за известных авторов главу о геологии, географии или гидрологии», – объясняет декан биолого-почвенного факультета ИГУ Аркадий Матвеев. И именно в том, что книга написана специалистами, являющимися первоносителями знаний о Байкале, её основное преимущество.

Академик РАН Михаил Кузьмин (справа) и директор Байкальского музея ИНЦ СО РАН Владимир Фиалков наряду с другими иркутскими учёными стали авторами отдельных глав издания

Здесь есть совершенно новые материалы, которые раньше нигде не публиковались, к примеру, глава о подводных исследованиях на Байкале, которая начинается с истории промеров глубин озера. Оказывается, долгое время оно считалось бездонным, так как все попытки измерить его глубину заканчивались неудачей. Первыми, кому удалось «нащупать» дно Байкала, стали «горный заседатель Никита Карелин и мастера Сергей Сметанин и Егор Копылов». Они выполнили 28 промеров между истоком реки Ангары и устьем Селенги. Один из таких промеров выявил глубину 1238 метров. Произошло это в 1798 году. На тот момент открытие сразу выдвинуло озеро Байкал на второе место в ряду самых глубоких водоёмов мира. 

Или глава, посвящённая наземным ландшафтам, которая рассказывает, что когда-то на берегах древнего Байкала цвела магнолия и росли другие тропические растения. «Палеолимнологические рекон-

струкции доказывают, что когда-то тут было намного теплее: если сейчас среднегодовая температура минус один градус, то в начале формирования котловины Байкала среднегодовая температура доходила до плюс 22–24, – рассказывает Вадим Тахтеев. – Представьте, как было жарко! Это были южные субтропики, а в отдельные периоды доходило и до тропического климата». 

При этом и сейчас озеро является полигоном для самых разнообразных научных экспериментов, в том числе в области астрофизики, о которых рассказывает книга. Именно здесь был построен первый в мире глубоководный нейтринный телескоп – инструмент для исследования Вселенной. «Поймать нейтрино на глубине страшно интересно. И, оказывается, делать это можно только на Байкале», – говорит академик РАН Михаил Кузьмин.

Между тем замдиректора Института земной коры СО РАН Кирилл Леви уверен, что ценность новой книги о Байкале не только в её содержании. «Время от времени науке необходимо подводить итоги именно такими работами, – объясняет он. – Сейчас все бьются за публикации в рецензируемых журналах, но если к ним никто не будет обращаться, через пять–семь лет они пойдут на макулатуру. А такие книги будут востребованы десятилетиями, если не столетиями». И говорит, что в перспективе необходимо перевести издание в электронный вид, чтобы оно было доступно более широкому кругу читателей. 

Двухтомник «Байкаловедение» не появился бы без необходимой финансовой поддержки: его издание обошлось в сумму около 2,5 млн. рублей. В числе ключевых спонсоров проекта – ОАО «Иркутскэнерго», а также Сибирское отделение РАН, НИИ биологии ИГУ, Восточно-Сибирский отдел Русского географического общества. «Я помню глаза этих людей, когда они вручали нам сертификат, настолько они хотели помочь», – сказала Ольга Русинек.

Эксперимент познания

Доктор биологических наук Ольга Русинек рассказывает, что работа над книгой продолжалась в течение четырёх лет. В общей сложности над ней трудилось около двухсот человек

Впрочем, преподавание курса байкаловедения в вузах – это лишь часть большого образовательного проекта. Сейчас в 120 школах области проходят уроки по изучению природы Байкала среди школьников 5–7 классов. Этот эксперимент по внедрению регионального образовательного компонента начался в 2006 году, когда в Приангарье был издан первый учебник по байкаловедению для учащихся 6-7 классов. Затем в 2010–2012 годах он был расширен и переиздан для 5-6 классов. Всё это стало результатом работы авторского коллектива под руководством заместителя директора по науке Байкальского музея ИНЦ СО РАН Елены Кузевановой. В настоящее время этот курс в экспериментальном режиме идёт в 120 школах области.

По словам Елены Кузевановой, школам давно была нужна соответ-ствующая программа и учебники. «Со своей логикой изложения, заданиями, творческими работами, практическими занятиями на природе, в том числе в Байкальском музее на берегу озера, а также в экологическом образовательном центре, где есть всё необходимое для отбора проб с живыми организмами, изучения их под микроскопами, и оценкой влияния человека на байкальские берега», – рассказывает она. Яркий пример того, какой результат дают эти задания, по мнению Елены Кузевановой, – когда школьники, расположившись на берегу Байкала, решают задачу, сколько тысяч тонн мусора ежегодно оставляют люди у озера. «Дети приходят в ужас. И единственное решение, которое они принимают, когда ищут выход из ситуации, – это увозить мусор с собой и помещать его в места общего сбора», – объясняет собеседник «ВСП». Однако помимо решения подобных практических задач школьники узнают и много нового о природе Байкала. При этом Елена Кузеванова объясняет, что возраст с 5 по 7 класс был выбран не случайно.  

– Это ключевой период в развития детского сознания, – считает она. – В 12 лет ребёнок готов воспринять знания, жизненные установки и определённые навыки, касающиеся в том числе Байкала, которые могут «встроиться» в структуру формирования личности. Именно этого мы добиваемся, внедряя нашу программу по байкаловедению.

Одновременно решается и другая, более глобальная задача, – формирование единой системы знаний о Байкале. Сегодня она включает в себя школьный и вузовский курсы, а также сведения, необходимые всем, кто намерен профессионально заниматься здесь наукой. Буквально несколько лет назад такой системы не существовало. «Тем, кто находился у её истоков, приходилось отовсюду по крупицам собирать сведения о Байкале», – говорит Аркадий Матвеев. Сегодня все эти знания слились в океан.

Фото предоставлены отделом по связям с общественностью ИГУ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры