«Это не просто центр развития для детей»
В небольшой светлой комнате, заставленной игровыми наборами, двое мальчишек под чутким руководством педагога сосредоточенно выводят косые линии. На первый взгляд кажется, что это обыкновенный подготовительный класс обыкновенной школы. Но есть одна особенность – Максим и Кирилл занимаются в Центре раннего развития и коррекции при школе № 9 для глухих и слабослышащих детей. При этом никаких проблем со слухом у мальчиков нет.
«Раньше только мечтали»
«Мы ещё до конца не расположились, ещё мебель нужно расставить рационально. Но мы рады, что удалось открыть центр, он успешно функционирует. Раньше о таком только мечтали», – с такими словами встретила нас руководитель Центра развития и коррекции при школе №9 Татьяна Исламова. В небольшой светлой комнате на первом этаже школы №9 для глухих и слабослышащих детей каждый квадратный метр задействован. В углу стоит сухой бассейн, вдоль стен стеллажи с развивающими играми, рядом – парта для совсем маленьких ребят, напротив – трюмо с большим зеркалом для занятий логопеда. За партой сидят Максим и Кирилл и сосредоточенно выводят косые линии в тетради. Оба не имеют нарушений слуха и речи. В центр они ходят на занятия по подготовке к школе.
Центр развития и коррекции задумывался уже давно. Несколько лет чиновники на разных уровнях признавали необходимость создания единого центра, который бы
объединил под своей крышей лучших педагогов, современное оборудование. Была идея предоставить родителям возможность за сумму немного меньшую, чем требуют частные специалисты, получить психологическую помощь, консультацию редких врачей. Но всё оставалось на уровне разговоров до лета прошлого года. Именно тогда сотрудники школы №9 в Иркутске подготовили проект создания центра, расписали всё, вплоть до источников финансирования. «В августе учителя, которые работали над созданием проекта, получили премию губернатора. Уже в сентябре начали воплощать идею в жизнь. В декабре класс заработал. Посмотрите, здесь же есть оборудование, игры, о которых во многих образовательных центрах только мечтают», – отметила Татьяна Исламова.
Изначально центр создавался с узкой направленностью. Здесь педагоги должны были заниматься с детьми, которые имеют речевые нарушения и проблемы со слухом. Но уже через несколько недель работы стало ясно, что в центр обращаются родители детей, которые не имеют проблем со здоровьем. «Здесь есть и дети с нарушениями слуха, есть дети с речевыми нарушениями, есть дети, которым просто нужна соответствующая подготовка к школе. Этот центр получился многоплановым. Есть родители, которые хотят качественно подготовить ребёнка к школе. Если ребёнок к тому же посещает дошкольное учреждение, это идёт как дополнительная подготовка», – рассказал директор образовательного учреждения Геннадий Шишлянников.
Татьяна Усольцева мама двоих детей. Кириллу семь лет, младшей Даше всего семь месяцев. С января два раза в неделю Татьяна водит Кирилла на занятия к логопеду в Центр развития и коррекции. «У меня Кирилл не выговаривал букву «р», не различал сочетания «са» и «ша». Известная всем с детства скороговорка про Сашу и сушку сыну никак не давалась. При этом Кирилл у меня смышлёный мальчик, хорошо учится в первом классе общеобразовательной школы. Долго искали логопеда, перепробовали несколько центров, специалистов. Мы живём в Радищево, здесь нет никаких центров развития, приходилось сына возить далеко. К тому же частные педагоги брали за занятия большие деньги, а результатов не было», – рассказала Татьяна. В начале января знакомые подсказали ей сходить к логопеду из школы № 9 для глухих и слабослышащих детей Татьяне Исламовой. Именно тогда мама Кирилла узнала, что при школе № 9 совсем недавно открылся Центр развития и коррекции здоровья и занимаются там не только и даже не столько с детьми, которые имеют ограниченные возможности здоровья.
Педагоги центра с гордостью показывают учебное оборудование всем своим гостям: дорогостоящие развивающие игры системы Марии Монтессори. Невзрачные с виду деревянные ящики, в которых лежат цветные полукольца, мячи, кубы и многое другое, при правильном подходе буквально творят чудеса. Все они призваны воспитывать личность в ребёнке, развивать его мышление, мелкую моторику, пояснила Татьяна Исламова. Такие игры полезны и для детей, которые не имеют никаких проблем со здоровьем.
«Всё зависит от родителей»
Особая гордость школы № 9 – оборудование для проверки слуха. Здесь оно лучшее в области. В школу приезжают из отдалённых районов, обследование длится всего пару часов. Когда готовы результаты, педагоги консультируют родителей и, если у семьи есть возможность посещать Центр развития и коррекции, для каждого ребёнка разрабатывают индивидуальную программу занятий.
«Всё зависит от родителей. Ведь будет лучше, если нарушения будут обнаружены на ранних сроках. Первыми звоночками о необходимости проверить слух могут стать рассеянность и невнимательность ребёнка. Дети порой просто не могут до конца расслышать, что им говорят, родители же обвиняют их даже во вредности», – отметила Татьяна Исламова.
Работа с родителями – это отдельное направление работы центра, признались педагоги. Психологические консультации, консультации по поводу самостоятельных занятий дома с ребёнком, обучение языку жестов – вот неполный список услуг. «Мы в первую очередь объясняем родителям: если в вашей семье особенный ребёнок, не нужно горевать. У нас работают педагоги с очень высоким уровнем подготовки, которые видели детей с самыми разными проблемами», – добавила Татьяна Исламова. По её словам, для любого ребёнка самое главное, чтобы родители были рядом, присутствие мамы или папы на занятиях служит дополнительным стимулом.
Сейчас занятия в центре регулярно посещают 20 детей. Самому младшему – Мише – всего три года, старшей девушке Юле уже 17 лет. Всего за несколько недель работы центр стал областным – родители, узнав о нём, стали привозить своих детей из Осы, Зимы, Усть-Куды. «Два раза в неделю на занятия приезжает девочка из Александровска. Далеко, конечно, ездить, но родители сказали, что ближе специалистов просто нет. Так мы поняли весь масштаб проблемы: в области острый дефицит логопедов, дефектологов, школьных психологов», – отметила Татьяна Исламова.
Центр только открылся, но к иркутским педагогам постоянно обращаются коллеги из других городов области. «Есть школы, где в классе вместе со всеми дети учится ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. Это прекрасно, ребёнку нужна интегрированная среда общения. Но другое дело, что учителя не имеют специальной подготовки, это не их вина. Поэтому мы активно даём консультации, проводим семинары для учителей среднеобразовательных школ района. Иначе с дефицитом специалистов не справиться», – признала Татьяна Исламова.
Нехватка педагогов наблюдается не только в посёлках и отдалённых районах региона. Сами родители признают, что найти подходящего для своего ребёнка логопеда проблематично и в областном центре. «В садике, в который ходил Кирилл, не было такого специалиста. Выходили на репетиторов, пытались обращаться в разные центры подготовки к школе, раннего развития. Суммы уходили большие, а результатов мы не видели. В центре Кирилл занимается совсем недолго, но уже начал выговаривать звук «р», перестал путать «са» и «ша». У Кирилла даже успеваемость в школе сразу улучшилась, особенно по русскому языку. Очень хочется привести на занятия младшую Дашу. Нам уже по-обещали, что к осени откроют класс для малышей. Обязательно приведу маленькую сюда», – добавила Татьяна Усольцева
Научить слушать
Одним из приоритетных направлений центра всё же остаётся работа с детьми, которые имеют нарушения слуха и, как следствие, речи. Сейчас в стране работает программа, которая позволяет ставить кохлеарные имплантаты глухим людям. После операции человек по слуху приближается к слабослышащим, может различать шёпот на расстоянии до шести метров. Но часто такие операции проводятся уже во взрослом или подростковом возрасте, когда человек привык жить в мире тишины. «После имплантации детям нужна педагогическая помощь. Они просто не умеют пользоваться слухом. Человек с имплантатами как новорождённый. Его нужно год-полтора учить слушать», – рассказала Татьяна Исламова. Именно этим и занимаются педагоги Центра развития и коррекции.
«Семнадцатилетней Юле год назад поставили имплантат. Вы бы видели, с каким счастливым выражением лица она рассказывает, что услышала за окном лай собаки и поняла, что это за звук! Этому мы её научили», – рассказала Татьяна Исламова. В идеале после того, как у человека появился слух, рефлекторно должна заработать речь. Но это только в половине случаев. Обычно педагогам приходится искусственно учить людей разговаривать.
Ещё одна сложная категория для работы педагогов центра – семьи, в которых кто-то из родственников вдруг потерял слух, например, вследствие травмы. «К нам обращаются взрослые люди, которые просто перестали понимать своих домочадцев. В таких случаях мы обучаем языку жестов, оказываем психологическую помощь», – добавила Татьяна.
Сейчас в центре работают шесть педагогов, есть ещё много специалистов, которые готовы сотрудничать, но пока в этом нет необходимости. «К сожалению, на рекламу средств не хватает. Когда центр только открылся, мы сами распечатали объявления и расклеили. Хорошо, родители друг другу рассказывают о центре. Ведь нам удалось создать не просто центр развития для детей – это уникальный комплекс, который может оказать помощь сотням детей», – добавил Геннадий Шишлянников.