издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Исход магистров

Дальнейшая реформа высшей школы может привести к непредсказуемым последствиям

Вузы Иркутской области, которые едва опомнились после обнародования «списка неэффективных», снова переживают встряску. В кулуарах областного правительства заговорили о катастрофическом сокращении бюджетного набора, а совет ректоров подготовил письмо-обращение к абитуриентам с просьбой как следует подумать, прежде чем поступать в столичные вузы. Сколько бюджетных мест получат студенты, окончательно выяснится в середине апреля. Однако высшую школу страны в любом случае ожидают серьёзные перемены.

Объём бюджетного набора в высшие учебные заведения страны в 2013 году остаётся на уровне прошлого года. Если учесть, что школы выпустят на один процент меньше ребят,  доступность образования в университетах и академиях даже увеличится. Однако серьёзно меняется структура распределения мест по вузам, и новая схема вызывает у ректоров много вопросов. 

Если раньше вузы просто отправляли в Москву обоснованную заявку на определённое количество мест и получали эти места, то теперь всё иначе. Прежде всего, бюджетные места теперь делятся на две категории – региональные и федеральные. Региональные места распределяются между местными вузами и филиалами. А вот федеральные распределяет федеральный центр самостоятельно только по головным вузам.

– Было очень много вопросов относительно объёмов региональных квот, – говорит проректор по образовательной деятельности ИГУ Николай Деренко. – Однако нам ответили, что был составлен прогноз потребности регионов в кадрах, в основу которого положили данные Минэкономики и региональных правительств за подписью губернаторов или их заместителей по социальным вопросам. 

Прогноз был направлен для корректировки в профильные министерства, а также в крупнейшие корпорации. Полученные данные наложили на образовательную сеть регионов и план приёма прошлого года, добиваясь ликвидации дисбаланса между потребностями в кадрах и имеющейся структурой подготовки. Таким образом федеральное правительство попыталось впервые за многие годы получить сбалансированный прогноз потребности в подготовке кадров в регионах. В самих вузах к такому прогнозу относятся скептически. 

– В регионе фактически нет механизма, который позволил бы спрогнозировать потребность экономики в кадрах, и я не представляю, каким образом его можно создать, – говорит учёный секретарь совета ректоров высших учебных заведений Иркутской области Виктор Чебунин. – Для того чтобы была потребность в кадрах, нужно развивать экономику. 

На сегодня в региональную квоту не входит ни одно бюджетное место на отделении журналистики или метеорологии, предполагается набрать всего 13 физиков и 20 математиков.  Впрочем, вузы не паникуют и пишут в Министерство образования заявки, исходя из своих возможностей, а вовсе не из регионального лимита. Насколько эти заявки будут удовлетворены, станет известно к середине апреля. Однако уже сегодня понятно: чем выше рейтинг у вуза, тем больше бюджетных мест из федеральной квоты он может получить. 

Рейтинг вуза, в свою очередь, становится очень важным показателем. Он зависит от трёх позиций. Первая – интегрированный показатель по данным мониторинга, который проводился в течение последних двух лет. Вторая – усреднённый балл ЕГЭ абитуриентов. Пожалуй, это самый справедливый показатель, ведь сильные ребята в плохой вуз не пойдут. Наконец, третья позиция – показатель трудоустройства, который формируется не на той «лукавой» отчётности, которую подают сами вузы, а на официальных данных Минтруда. 

Кстати, за места из региональной квоты вузам тоже придётся конкурировать, если они объявляют набор на одинаковые специальности. 

– Например, физиков готовит только госуниверситет, – говорит заместитель ответственного секретаря приёмной комиссии ИГУ Елена Друлис. – Значит, все бюджетные места из региональной квоты пойдут нам. А юристов готовят многие вузы, поэтому нам придётся за них побороться. Очевидно, и в регионе больше мест получит тот вуз, у которого выше рейтинг. 

Объём региональной квоты также определён. Регионы отныне будут получать 70% бюджетных мест бакалавриата и только 30% магистратуры. Грубо говоря, теперь Иркутская область будет отвечать за подготовку бакалавров, а вот магистратуру берёт на себя федеральный центр. Понятно, что магистерские места будут распределяться между лучшими, наиболее уважаемыми вузами. Как правило, такие вузы расположены в столицах. Опасность здесь даже не в том, что Москва «включит пылесос» по откачке лучших мозгов, этот «пылесос» и так давно работает. Хуже, если талантливый студент не сможет себе позволить обучение в вузе с высоким рейтингом, а в родном городе для него не окажется бюджетного места.

Одновременно Министерство образования предлагает вузам установить повышенный порог ЕГЭ, предупреждая, что в 2014 году это придётся сделать в обязательном порядке. 

– Мы подсчитали, что увеличение балла хотя бы на десять пунктов по каждому предмету вызовет сокращение набора как минимум на полтысячи человек, – рассказала Елена Друлис. – Качество подготовки абитуриентов действительно падает, и мы вынуждены с этим мириться.

Очевидно, для того, чтобы повысить уровень студентов и сохранить набор, Министерство образования решило сделать ход конём и ввести новую форму обучения – прикладной бакалавриат. 

Такие разные бакалавры

Попытка ввести прикладной бакалавриат имела место ещё в 2008 году. Тогда техникумам предложили ввести на своей базе некий курс практико-ориентированного, усечённого высшего образования. Однако среда среднего профессионального образования не слишком активно отреагировала на предложение, и эксперимент тихо сошёл на нет. 

В 2013 году вводить прикладной бакалавриат предстоит вузам. В документе под названием «Дорожная карта развития высшего образования» сказано, что в 2013-2014 годах пройдёт апробация новой формы, а в 2014–16 начнётся разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов по прикладному бакалавриату, а далее работа пойдёт в штатном режиме.

– В этом году вузам дают возможность набрать прикладной бакалавриат по своим направлениям в пилотном режиме, – говорит Елена Друлис. – Никаких программ и методик сейчас не существует, очевидно, разрабатывать их придётся на ходу. 

Отучившись два года, студент со слабыми знаниями может отказаться от возможности продолжать учёбу,  получить диплом о среднем профессиональном образовании, квалификацию рабочего и отправиться прямиком на производство. А можно продолжить грызть гранит науки  и через четыре года получить диплом о высшем образовании. Есть только одно «но» – после прикладного бакалавриата нельзя перейти в магистратуру. Хотя, конечно, никто не запретит студенту заново поступить на академический бакалавриат, а затем и в аспирантуру. 

Проходной балл на прикладной бакалавриат будет снижен, а вот финансовое обеспечение этих мест государство намерено увеличить в 1,5 раза. Последнее обстоятельство связано с тем, что обучение здесь должно быть практико-ориентированным, а создание практической базы само по себе стоит дорого. К тому же у вузов появится дополнительная заинтересованность внедрять у себя новую форму обучения. 

– Наверное, это хорошая возможность для ребят из глубинки после 11-го класса подтянуть свой уровень у вузовских педагогов, а затем при желании получить хорошее высшее образование, – говорит Елена Друлис. – Например, раньше педколледж №1 выпускал историков и мы их охотно принимали на сокращённую программу. Очевидно, это близко к прикладному бакалавриату. 

На совещании в Министерстве образования, которое проводил директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Александр Соболев, было заявлено, что общий объём прикладного бакалавриата в этом году оценивается в 10–12 тысяч бюджетных мест по стране. В ближайшее время Москва обещает сформировать перечень направлений, по которым вузы смогут открыть свои курсы.  Пока этого не сделано, и вузы затрудняются комментировать ситуацию из-за отсутствия элементарной нормативной базы, регулирующей введение прикладного бакалавриата. 

В следующем году значительно сокращаются контрольные цифры приёма студентов в учреждения среднего профессионального образования. Скорее всего, сохранятся лишь «градообразующие» учреждения, жизненно необходимые для развития экономики, и финансировать их будут регионы, а не федерация, как было когда-то.  А вот гуманитарные сферы, педагогика и медицина будут «порезаны» на 80%. По стране сокращение составляет 10 тысяч бюджетных мест. В основном  речь идёт о колледжах, которые в своё время вошли в структуру вузов. Именно эти места и перейдут в прикладной бакалавриат, готовить который теперь будут вузы. Но вопрос в том, что из этого получится – студентов техникумов подтянут до вузовского уровня или, наоборот, уровень образования в вузах упадёт до среднего профессионального, – остаётся открытым.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры