издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Антресольная история. Акт 1. Весна

Все с детства помнят бабушкины антресоли – кладезь всего древнего, неизведанного и безумно интересного или же просто старого, очень знакомого, но не теряющего своей прелести. Весной, во время генеральной уборки, вещи достаются, любовно протираются и убираются обратно. Но не везде. Например, в Центре Александра Вампилова все эти сокровища решили показать каждому своему гостю. И способных заинтересовать предметов здесь, как в волшебной шкатулке, не счесть. Все они принадлежали либо писателю, либо его друзьям. То, что достала «с антресолей» для посетителей директор центра Галина Солуянова, изучала АЛИСА КУЗНЕЦОВА.

Галина Солуянова рассказывает о каждом предмете экспозиции с большим знанием и любовью. Сначала – о рукописной автобиографии Вампилова: «Как- то раз ко мне пришла Лина Викторовна Иоффе и сказала, что хочет меня порадовать небольшим подарком. И достала листок с биографией Александра Валентиновича. Лина Викторовна говорила, что Санька (могла она его так называть) не любил писать все эти сухие официальные бумаги и очень долго мучился в издательстве, когда писал эту биографию».

Затем о портрете писателя работы Александра Чегодаева. Работа была заказана югославами для теплохода  «Александр Вампилов», но заказчик так её и не забрал. Галина Анатольевна выкупила портрет, и теперь он занял законное место в экспозиции.

Ещё одним из наиболее ярких первых поступлений стало так называемое вампиловское кресло из редакции газеты «Советская Молодёжь», его подарил последний главный редактор газеты Олег Желтовский. Раньше оно со всеми остальными экспонатами хранилось в небольшой комнатушке на улице Литвинова. Но и туда водили школьные экскурсии. Смеясь, Галина Солуянова вспоминает, как узнавала у учеников, кто из них отъявленный хулиган, и усаживала его на это кресло, обещая ему, что после этого он изменится, станет лучше себя вести и учиться. И ведь после этого зачастую звонили учителя и говорили, что подействовало и задира начал успокаиваться. По новому же месту жительства креслу достаются более почётные седоки, например, ведущая Арина Шарапова.

Теперь креслу «достаются» почётные седоки, например телеведущая Арина Шарапова

Сама Галина Солуянова часто сидит в нём: «Если сил не было, я садилась в это кресло, закрывала глаза на пять минут и вставала уже совсем другой. Да и гостям предлагаю сесть в него, загадать желание, и оно обязательно исполнится». Кресло это выглядит слегка обшарпанным, но в этом нет ничего удивительного: за годы его пребывания в редакции в нём пересидело немало человек, в число которых входил и Валентин Распутин.

Где кресло, там и письменный стол. Только вот не из редакции, а из дома, последней квартиры, где жил Александр Валентинович. В 1972 году, после гибели писателя, этот стол перешёл его маме Анастасии Прокопьевне. Галина Валентиновна, старшая сестра Вампилова, передавая этот стол, рассказала, что сидя за ним, её младший брат читал ей страницы «Утиной охоты».

Всё же вещи хранят частичку души своих хозяев, считает директор вампиловского центра. «Когда нужно было написать какое-то очередное письмо с просьбой уделить внимание или помочь, я садилась именно за этот стол, и текст писался легко и убедительно», – говорит она.

Автобиографию Вампилова Галине Солуяновой (на фото) передала Лина Викторовна Иоффе

Когда экспозиция обживётся в новом для неё помещении, её,  скорее всего, по задумке Солуяновой, назовут «На антресолях». Каждый предмет, попавший в это место, обрёл свой дом- ящичек в волшебной шкатулке истории. И каждый экспонат когда-нибудь расскажет не только о великом драматурге, но и о людях его времени, а пока что шкатулка закрывается, чтобы окончательно распределить по местам свои богатства и показать их во всём глянце и блеске в будущем.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры