Кандидатов на всех не хватает
Муниципальные выборы 10 марта неожиданно бурно всколыхнули региональное отделение «Единой России». Как оказалось, все другие политсилы увлеклись выборами в ЗС и партия власти в чистом муниципальном поле осталась практически в одиночестве. «ЕР» замахнулась больше чем на семь десятков кандидатов, а другие партии выдвинули совокупно жалкую кучку из девяти претендентов, и те благополучно проиграли. Свой триумф партия власти не преминула отметить перед СМИ. Оппозиция тоже не осталась в долгу и уличила единороссов в лукавстве.
Муниципальные выборы на фоне затишья перед грядущей предвыборной кампанией в Заксобрание стали на прошлой неделе едва ли не главным политсобытием. Причиной тому – парад победы «Единой России», сопровождаемый обиженными смешками оппонентов. Но у главы облизбиркома Виктора Игнатенко, привыкшего ко всяким выборам, на этот раз была своя, тихая радость. На выборах Тулунской городской Думы два кандидата, самовыдвиженцы, набрали равное количество голосов: Василий Лыткин – 89 и Александр Николаев – 89. Это означало, что их судьбу решит жребий. 11 марта Василий Лыткин вытянул «счастливый конверт» с надписью «избран депутатом». За всю историю Тулунской ТИК такой случай был первым.
Всего же 10 марта в 17 МО были избраны 87 депутатов городских и муниципальных районов, в двух – главы городских и сельских поселений (в Качуге и Сибирякском сельском поселении Тулунского района). «Единая Россия» выдвинула 73 кандидата на 87 замещаемых депутатских мандатов. 72,42% из выигравших выборы – это кандидаты от «ЕР», сообщил секретарь ИРО «ЕР» Сергей Брилка. Оба избранных мэра, Евгений Зуев в Качуге и Виталий Тахаудинов в Сибиряковском МО, по словам Брилки, также кандидаты от «ЕР».
Единороссы язвительно напомнили, что другими политическими партиями на этих выборах было выдвинуто всего девять кандидатов (четверо от КПРФ, двое от «СР», трое от ЛДПР) и не победил никто. «Медведям» очень понравилась активность коллег на выборах. «Если в октябре прошлого года она была средней, то сейчас – совершенно никакой», – улыбнулся заместитель руководителя исполкома ИРО «ЕР» Алексей Козюра. По его мнению, это показывает «полное отсутствие интереса» оппозиционных партий к формированию органов местного самоуправления. Те в свою очередь напомнили, что «Единой России» легко «банковать», когда её кандидаты обеспечиваются проектом «Народная инициатива» прямо из бюджета области. Понятно, что новые столы и электропроводка в скромной библиотеке Больших Котов не появились бы, если бы не бюджетные деньги, оформленные в партийную упаковку на выборах Госдумы и президента РФ. «Естественно, люди голосуют не за синего медведя и не за красный флаг. Они голосуют за новый медпункт», – заметили «красные». А единороссы и не стесняются. По словам Сергея Брилки, в прошлом году на партпроект «Народная инициатива» было выделено 500 млн. рублей, в этом финансирование будет увеличено до 1 млрд. рублей. Новые вливания начнутся в муниципалитеты уже в мае, причём в этом году ни с конкурсами, ни с деньгами тянуть не станут. «Говорить, что кто-то там административный ресурс применял, чего-то там делали, вообще не приходится», – тем не менее заметил Сергей Брилка. И напомнил, что «едросы» куковали в штабе в ночь на 11 марта до 2 часов, а остальные партии спокойно спали. «В Качуге, к примеру, сильное отделение КПРФ, но никто так и не был выдвинут, – добавил Алексей Козюра. – Нет смелости признать, что одного из кандидатов единороссов эта партия поддержала».
На этих выборах в Качуге в праймериз «ухо в ухо» шли три представителя «ЕР» – Евгений Зуев, Владимир Таборов и Алексей Воложанинов, сообщили в «ЕР». Вот как раз Воложанинова и поддерживало местное отделение КПРФ. «Красные» этим заявлением были возмущены. «Мы действительно сосредоточились на выборах в Законодательное Собрание, – заявил второй секретарь обкома КПРФ Евгений Рульков. – Да, у нас было официально поддержано небольшое количество кандидатов. Однако я бы заметил «ЕР», что не все, кого она причисляет к своим кандидатам, таковыми являются. Кандидат Воложанинов в Качуге вовсе не имеет отношения к «ЕР», он самовыдвиженец. Давайте будем честными – партию он не представлял. А поддержкой местного отделения КПРФ он пользовался как авторитетный человек». В свою очередь «ЕР» заявила, что человек участвовал в праймериз, а значит, с партией сотрудничает. Очевидно, кадровая скамейка в территориях настолько коротка, а влияние партий на первом уровне так незначительно, что они борются за право привесить свой значок на одну и ту же известную фамилию. Как бы не разорвали кандидата пополам.
Иногда случаются совсем обидные казусы. Сергей Брилка, к примеру, перечисляя победы и достижения «ЕР» на муниципальных выборах, почему-то завёл разговор о выигрыше на думских выборах бывшего мэра Байкальска Валерия Пинтаева (Дума Слюдянского района). Совершенно забыв упомянуть, что Пинтаев осенью прошлого года на выборах мэра этого же района какое-то время был ярым оппонентом поддержанного тогда партией власти Андрея Должикова. Правда, позже успокоился. И что сейчас на округе Пинтаева представительница «ЕР» Татьяна Астахова проиграла бывшему мэру Байкальска более 16%. «Конечно, Сергей Фатеевич не имел в виду, что Пинтаев наш кандидат, – позже пояснил Алексей Козюра. – Он просто проиллюстрировал это как яркий пример результатов выборов». Коммунисты хихикают: «Пинтаев не их кандидат, оговорочки по Фрейду». Впрочем, сами тоже молчат, что Пинтаев обошёл «красного» кандидата Виктора Павлова почти на 40%. Сергей Брилка, в свою очередь, почему-то записал в победы «ЕР» мэрское кресло Виталия Тахаудинова в посёлке Сибиряк. Хотя в списках облизбиркома он значится как самовыдвиженец без поддержки какой-либо партии. В Сибиряке «ЕР» выдвигала, по данным облизбиркома, Эльвиру Кравцову. Впрочем, не редки случаи, когда до выборов человек не запятнал себя в связях с партией власти. А потом вдруг – раз, и под флагом голубого мишки. Специфика первого уровня такова, что иногда один и тот же мэр умеет сохранять отличные отношения с КПРФ, давно уже перейдя в стан партии власти.
Вообще, кандидатов на этих выборах явно не хватало даже на одну партию. «Да, мы не выставили большое количество претендентов, – заявил глава реготделения «Справедливой России» Иван Грачёв. – Но, извините, это рабочая ситуация. Значит, мы не нашли подходящие фигуры именно в этих муниципалитетах. Давайте не будем обобщать, эти выборы не показатель всей работы реготделения». «Медведи», что интересно, людей отыскали. Вот, к примеру, в Думу посёлка Сибиряк восемь из 12 претендентов шли от «ЕР». Причём четыре кандидата «то ли муж и жена, то ли однофамильцы»: двое с фамилиями Дзеванский и Дзиванская и парочка Дятловых. Впрочем, переплюнуть Коршуновскую Думу не удалось никому. Там в депутаты пошли по паре Пономарёвых и Светлолобовых и сразу трое Округиных. Так что в этом случае, может, и не партии виноваты. А просто разных фамилий в одном селе на всех народных избранников не хватает. Вот уж, действительно, «семейные праймериз», как выразился Алексей Козюра.
Стоит заметить, что, по данным минюста, право на участие в этих выборах было предоставлено более чем 566 избирательным объединениям, в том числе 24 региональным отделениям партий, но ни одна из вновь созданных партий не пожелала показать себя на уровне муниципалитетов. Так что, действительно, «Единая Россия» с её медпунктами, электропроводками и обещаниями «достроить поселковое кладбище» иногда единственная партия, флаг которой ещё помнят в далёкой деревне.