К победе – на белом коне
Церемония гашения почтовой марки, выпущенной Российской Федерацией совместно с Республикой Болгария к 135-летию окончания русско-турецкой войны, состоялась в одном из залов областного художественного музея имени Сукачёва. Почему Иркутск и почему наш музей? Об этом и шла речь на пресс-конференции, посвящённой событию весьма и весьма неординарному – не так уж часто наш город, область становятся объектом внимания как федеральной почтовой службы, армии филателистов, так и, собственно, всего нашего культурного сообщества.
Ларчик, как говорится, открывается просто: на почтовом бланке изображён фрагмент картины известного художника Николая Дмитриева-Оренбургского «Генерал Михаил Дмитриевич Скобелев на коне» из собрания Иркутского художественного музея.
Открывая пресс-конференцию, директор музея Елена Зубрий ввела собравшихся, что называется, в тему. Война между Россией и Турцией (1877–1878) началась в результате подъёма национально-освободительного движения против турецкого владычества на Балканах и обострения противоречий на Ближнем Востоке. Турция стремилась подавить борьбу балканских народов за независимость, сохранить своё военно-феодальное господство. Правительство России поддержало освободительное движение этих народов, а также планировало восстановить престиж и влияние на Балканах, подорванные в результате Крымской войны, и положительно решить вопрос о свободе судоходства через пролив Босфор.
Летом 1877 года начался самый героический эпизод русско-турецкой войны – защита Шипкинского перевала, в ходе которой отличился русский полководец Михаил Скобелев. Решительной атакой он разгромил основные силы турецкой армии. В феврале 1878 года отряд Скобелева занял Сан-Стефано, где 19 февраля по старому стилю (3 марта по новому), ровно 135 лет назад, был подписан выгодный для России Сан-Стефанский мир, принёсший освобождение Болгарии от 500-летнего османского ига. Своими успешными действиями генерал Скобелев, чей уникальный по художественным достоинствам и исторической ценности портрет хранится в Иркутске, снискал большую популярность в Болгарии и России.
Важно отметить и то, что Иркутский художественный музей уже не впервые удостаивается такой чести, когда изображение картины из его коллекции становится содержанием почтовой марки. Первой такой «именинницей» была знаменитая картина Аркадия Пластова «Ужин трактористов».
В своём выступлении, отвечая на вопросы журналистов, начальник отдела рекламы управления Федеральной почтовой службы Екатерина Прокопьева подчеркнула, что церемония гашения почтовой марки состоится одновременно ещё и в Москве и Болгарии, а благодаря разнице во времени мы, иркутяне, проводим эту замечательную процедуру первыми.
О том, какое исключительное значение в Болгарии придаётся 135-летию окончания русско-турецкой войны, роли генерала Скобелева в освобождении страны от иноземного ига, рассказал председатель регионального отделения Союза филателистов России Сергей Коробов. Филателия, почтовые марки – это яркая и впечатляющая картина мира, своеобразная летопись истории, судеб стран, народов, отдельных выдающихся личностей. К слову, на почтовые знаки оплаты Иркутск, наш край как губерния, область за минувший век с небольшим попадали аж 468 раз. А процедура гашения почтовой марки помимо исторически важного имеет сугубо символическое значение – это своего рода знак нашей причастности к истории, её живому дыханию.
О генерале Михаиле Скобелеве, чей портрет изображён на марке, самом портрете, хранящемся в коллекции музея, создателе картины русском художнике Николае Дмитриеве-Оренбургском рассказала главный специалист музея Людмила Снытко.
– Современники называли Михаила Дмитриевича Скобелева «белым генералом», ибо во всех сражениях полководец был неизменно на белом коне, в белой фуражке, а нередко и в белом кителе. На нашей картине он изображён в тёмном мундире.
Михаил Скобелев принадлежал к династии военных. Отец и дед были генералами. Его замечательный дед – герой войны 1812 года. Отец – участник Крымской войны с турками, а также русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Сам Михаил уже в 30 лет – один из самых ярких участников походов в Среднюю Азию в начале 1870-х, именно он сумел усмирить постоянные антирусские выступления, а в 35 лет стал выдающимся военачальником в русско-турецкой войне. За недолгую жизнь судьба бросала Скобелева с одного конца света на другой, и везде – в Польше, Дании, Испании, Средней Азии – он выходил победителем. Но именно русско-турецкая война сделала его легендарным.
С началом войны Скобелев настойчиво просится на Балканы. Чуть ли не весь русский генералитет в это время составляли немцы. Были, конечно, талантливые русские военачальники, но они занимали второстепенные должности. Скобелев, например, в начале войны служил вообще без должности, на положении «вольноприходящего генерала». Но вскоре всё изменилось. Война началась в конце апреля 1877 года, а уже 15 июля он одним из первых форсирует Дунай. В ходе третьего штурма Плевны (Скобелев, как всегда, на белом коне) повёл свой отряд в бой с музыкой и барабанным боем. За Плевну в 32 года Михаил Дмитриевич получил чин генерал-лейтенанта и орден Святого Станислава 1-й степени. Он самый молодой генерал-лейтенант в русской армии.
Часто задают вопрос, почему полководец предпочитал белых коней. По воспоминаниям современников, разгадка кроется в одном из эпизодов юности героя. Однажды он чуть не утонул в болоте, спастись от неминуемой гибели ему помогла белая кляча, которая вытащила его из трясины. Скобелев оставался живым и невредимым после самых жарких схваток с противником (он постоянно внушал себе и другим, что на белой лошади и в белой одежде никогда не будет убит). Уже тогда сложилась легенда, что он заговорён от пуль. Лошади гибли под ним, а он продолжал смеяться над смертью, проявляя чудеса храбрости.
Не проигравший ни одного сражения, Скобелев отнюдь не идеализировал войну, полагая, что желать войны – величайший грех и никакая победа не вознаграждает трату сил, богатств и человеческих жизней, но если речь идёт о «вольном союзе славянских племён», свободе славянства, то нужно идти на жертвы.
Боевой генерал умер внезапно в 1882 году в возрасте 38 лет. До сих пор его смерть остаётся загадкой. Скорее всего, это было убийство, так как он был прямым, даже резким, бескомпромиссным со всеми, включая высшую российскую власть.
«Я помню, как Москва рыдала
Над этим прахом молодым
И как вся Русь ей отвечала
Рыданьем горестным своим» –
так вспоминал день похорон поэт Яков Полонский. Скобелев был исключительно популярен среди русской интеллигенции – писателей, поэтов, художников, им восхищались Иван Тургенев, Фёдор Достоевский. Он дружил с великим художником-баталистом Василием Верещагиным, а тот, в свою очередь, покровительствовал художнику Николаю Дмитриеву-Оренбургскому, автору иркутского портрета Скобелева. Оба мастера по собственной воле оказались участниками русско-турецкой войны не только как художники, но и как воины. К примеру, Верещагин в одном из боёв был тяжело ранен и чуть не погиб. А Николай Дмитриев-Оренбургский словно попал в родную стихию. Ведь он, потомок славного дворянского рода, готовился к военной карьере. Но пристрастие к живописи оказалось сильнее. Живой свидетель, участник сражений, Дмитриев-Оренбургский наблюдал вблизи генерала Скобелева, восхищался им, а после заключения мира по высочайшему заказу на сюжеты русско-турецкой войны 1877–1878 годов художник создал целый ряд батальных полотен. За два из них, на которых изображён император Александр I, Академия присудила ему профессорское звание.
Эти полотна получили одобрение скупого на похвалу Василия Верещагина. Среди них была картина «Генерал Скобелев в бою». К сожалению, следы этого большого холста затерялись. На основании военных впечатлений, художественных опытов художник в своей парижской мастерской написал великолепный небольшой посмертный портрет боевого генерала, на котором тот изображён среди солдат во время боя на боевом коне. Через два года, в 1885 году, Дмитриев-Оренбургский вновь обращается теперь уже к этому небольшому портрету и на его основе создаёт повторение, но уже в натуральную величину. Из разных источников известно, что этот портрет находился в Софии, в музее советско-болгарской дружбы. Какова его нынешняя судьба, неизвестно.
Портрет генерала Скобелева поступил в собрание иркутского музея в 1959 году. Часто спрашивают, почему эту великолепную картину не приобрели московские музеи. Скорее всего, потому, что Скобелев в советское время числился изгоем, его памятники и память о нём были уничтожены.
В заключение своего интереснейшего рассказа Людмила Снытко отметила, что иркутский портрет является редким (если не единственным) изображением великого военачальника, человека, о котором некоторые современные историки пишут, что он был надеждой России. По их мнению, если бы генерал остался жить, Россия не проиграла бы ни русско-японскую войну 1904–1905 годов, ни первую мировую войну 1914 года. И кто знает, как бы вообще сложилась история нашей страны.
Фото автора